Государственный бюджет как элемент финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….5
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики .. ……………………………………………………………………………………….10
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...24
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...28
Заключение …….…………………………………………………………………...32
Список использованных источников ..……...………………………………….....34
Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36
Приложение Б …..………………………..........................................................…...37
Приложение В ………………………………………………………………..…….38
Приложение Г………………………………………………………………………39
Приложение Д ……………………………………………………………………...40
Приложение Е ……………………………………………………………………...41
Приложение Ж …………………………………………………………………......42
Приложение И ……………………………………………………………………...43
Приложение К ……………………………………………………………………...44
Приложение Л ……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 427.00 Кб (Скачать)
ustify">       Естественно, возникал вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 триллиона рублей, Фонда национального благосостояния - в 3,3 триллиона рублей. Эти деньги и обеспечат стабильную устойчивость бюджета.

       Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

       Первичный дефицит федерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.

       Ранее сообщалось, что дефицит бюджета  был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.

       До  осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался  о профиците бюджета. Этому способствовал  устойчивый экономический рост и  увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.

       Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые, оказалось, невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.

       Президент России Д. Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей [3, c.9]

       Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон  о повышении той части ставки налога на прибыль, которая пойдет в  бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.

       Премьер-министр  РФ Владимир Путин поручил Минфину  внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. Кроме того, по словам Кудрина, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в феврале рассмотрит параметры федерального бюджета на 2010-2012 годы. Он пояснил, что формировать трехлетний бюджет Минфин будет после того, как определится окончательный объем бюджета на 2009 год.

       При наибольших расходах дефицит бюджета  составит 7,6 процента ВВП, а при более  позитивном - 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. В бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей.

       По  прогнозам Минэкономразвития доходы бюджета в 2009 году составят 6,5 триллиона рублей. Что касается расходов, то на совещании у вице-премьера, состоявшемся 26 января 2009 года, было представлено два варианта: 9,6 триллиона рублей и 9,4 триллиона рублей.

       По  оценке Министерства финансов, дефицит  российского бюджета в 2009 году  составил 2,332 триллиона рублей. Кроме того, на величину дефицита оказали влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит прогнозировался только в 2010 году и по прогнозам составит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м - три процента ВВП.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Направление совершенствования  госбюджета 

       3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета

       Анализ  доходов бюджета РФ и их исполнение, проведенный во второй главе, показал, что идеология и логика современного бюджетного планирования практически не претерпели существенных позитивных сдвигов как с точки зрения повышения устойчивости бюджетной системы, так и активизации бюджетно-налогового механизма. Это следует из ситуации пополнения доходной части бюджета РФ и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также их выполнения.

       Укрепление  доходной базы федерального бюджета предполагает:

  • разработку и утверждение программы действий по мобилизации доходов федерального бюджета, укреплению платежной дисциплины и совершенствованию налогового администрирования;
  • усиление применения мер административной и уголовной ответственности за налоговые правонарушения;
  • изменение порядка исчисления, уплаты и ставок ряда налогов; пересчет пени, начисленных за нарушение налогового законодательства и порядка уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • подготовку предложений об особом порядке проведения реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет с учетом периода ее образования; организацию работы соответствующего Федерального центра при Правительстве РФ;
  • увеличение доходов федерального бюджета от использования государственной собственности, в том числе за рубежом; разработку комплекса мер по увеличению доходов от приватизации государственного имущества; усиление мер государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции с целью увеличения поступлений доходов в бюджет;
  • ускоренный порядок применения процедуры банкротства;
  • другие меры по увеличению доходов федерального бюджета.

       Важным  источником  укрепления  доходной  базы  государственного бюджета  является налог на добавленную  стоимость. Следует, прежде всего,  отметить,  что  в  условиях  значительного  профицита федерального  бюджета  есть  возможность  снижения  ставок  по  данному  налогу,  что  позволит уменьшить налоговое бремя, противодействовать росту цен на потребительские товары в условиях кризиса. Другая важная проблема – совершенствование администрирования  налога  на  добавленную  стоимость,  в  частности  упрощение механизма  его  изъятия  в  бюджет,  а  также  возврата  налогоплательщикам. Поскольку НДС один из главных источников доходов федерального бюджета, то проблемы с его администрированием чрезвычайно чувствительны как для государства, так и для налогоплательщиков.

       Во-первых,  необходимо  поэтапно  снижать  уровень  налога  на  добавленную стоимость с доведением его ставки к 2020г. до уровня 10 – 12% при сохранении соответствующих льготных режимов. Это позволит в определенной мере приостановить рост цен. 

       Во-вторых, упорядочение ситуации с возмещением  НДС из бюджета при применении нулевой налоговой ставки. С 1 января 2007г. был осуществлен переход  к  единой  декларации  по НДС. Однако  при  изменении  применяющейся системы возмещения НДС необходимо иметь в виду, что основные способы уклонения от налогообложения при возмещении налога связаны с неправомерным не начислением  налога  одним  или  несколькими  поставщиками.  В  этой  связи нужно  рассмотреть  вопрос  об  уточнении  состава  документов,  которые  подтверждают право на применение нулевой ставки НДС, учитывая при этом, что такое право дает факт потребления товаров  за пределами Российской Федерации.

       В-третьих,  введение  обязательной  системы  регистрации  лиц  в  качестве налогоплательщиков НДС. Всем  зарегистрированным  в  системе  с 2008г.  присваиваются  особые  идентификационные  номера,  которые  необходимо  будет указывать в счетах-фактурах. Регистрация станет обязательной для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых выручка от реализации услуг превысит некоторую законодательно установленную величину. При этом предлагается  установить  срок,  в течение которого  налогоплательщик  должен достигнуть этот объем выручки, чтобы регистрация в качестве налогоплательщика НДС стала для него обязательной. Для тех налогоплательщиков, чей объем выручки не превышает предельно установленную величину, такая регистрация будет являться добровольной.

       В-четвертых,  внедрение  современных  автоматизированных  методов  налогового  контроля  и  отбора  налогоплательщиков  для  проведения  налоговых проверок,  обеспечивающий мониторинг  и  анализ  операций по  реализации  налогооблагаемых  товаров (работ,  услуг)  зарегистрированными  налогоплательщиками НДС, что позволит значительно снизить нагрузку на налогоплательщиков  с  точки  зрения  представляемых  им  документов  в  обоснование  права  на применение нулевой ставки.

       В 2009г. ставка налога на прибыль была снижена на 4% за счет федеральной  части  налога.  Сейчас  ставка  налога  на  прибыль  составляет 20%,  из  них 2,5% уходят в федеральный бюджет. При этом налог рассчитывается из фактической прибыли предприятия. Впрочем, не  стоит забывать,  что срок действия ослабления налоговой нагрузки рассчитан ровно на  год. С 1  января 2010  года правительство запланировало фактическое повышение ЕСН (точнее, его аналога, который состоит из страховых взносов) с 26 до 34%.

       Налоговая политика  в ближайшие  три  года должна быть  ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее  снижение масштабов уклонения от налогообложения, что приведет к значительному росту налоговых доходов федерального бюджета.

       При внесении новых поправок в Налоговый  кодекс Российской Федерации нужно думать не только о том, как увеличить налоговые поступления, но и о том, чтобы указанные поправки способствовали преодолению кризисной ситуации в экономике, расширению производства, росту экономики государства.

       При  определении  направлений  совершенствования  доходной  базы  государственного  бюджета  необходимо  затронуть  и  неналоговые  доходы. Так же, как и другие платежи в бюджет, неналоговые доходы устанавливаются высшими  органами  законодательной  государственной  власти  и  органами  государственного управления Российской Федерации и направляются на образование государственного бюджета. 

       Большинство  неналоговых  платежей  имеет  сравнительно  небольшой

       удельный  вес  в  доходах  бюджета,  однако,  порядок их  исчисления  и взимания имеет важное  значение  для организации контроля  за  использованием  отдельных  видов  имущества,  правомерностью  и  целесообразностью  совершения  определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

       В  целях  уменьшения  неблагоприятных  последствий  отсутствия  четких критериев  деления  фискальных  сборов  и  неналоговых  доходов  необходимо принять  следующие меры:  квалифицировать  платежи,  зачисляемые  в  бюджет, как  налоговые  или  как  гражданско-правовые;  полностью  отказаться  от  гражданско-правового режима взимания компенсаторных платежей,  так как нельзя признать допустимым регулирование, при котором однородные по  своей  сути платежи поступают в бюджет в одном случае как сборы, в другом – как неналоговые платежи. 

       Круг  администраторов неналоговых доходов достаточно широк. Система администрирования  неналоговых  доходов  продолжает  требовать  совершенствования, поскольку одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных  за всеми администраторами доходов бюджета, что является неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между  ведомствами  и  снижению  качества  администрирования  неналоговых  доходов. 

       В  области формирования  неналоговых  доходов  можно  предложить  следующие направления совершенствования:

       −   применение более прогрессивных  методов планирования и прогнозирования,  обеспечивающих  многовариантность  расчетов  на  основе  экономико-математических методов и моделирования,  выбор оптимального  варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

       −   повышение  обоснованности  макроэкономических  показателей  как  основы планирования неналоговых доходов бюджета.

       −  получение  достоверной  и  объективной  информации  о  предполагаемых изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.

       −  отказ  от  планирования  сумм  штрафов  и  санкций  в  составе  доходов бюджета.

       Как  известно,  одними  из  основных  источников  неналоговых  доходов можно считать поступления от продажи и использования федерального имущества. Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного  имущества  относятся  к  неналоговым  доходам  по  своей  правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу  законодательного  решения.  В  условиях  рыночной  экономики  государство  является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной  собственности  сокращается  в  результате  приватизации.  При  этом именно  в  процессе  совершенствования  системы  неналоговых доходов  от продажи и использования федерального имущества (в том числе ее правовых основ) Российская Федерация может проявлять себя как специфический участник гражданского оборота, обладающий собственностью.

Информация о работе Государственный бюджет как элемент финансовой системы