Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….5
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики .. ……………………………………………………………………………………….10
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...24
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...28
Заключение …….…………………………………………………………………...32
Список использованных источников ..……...………………………………….....34
Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36
Приложение Б …..………………………..........................................................…...37
Приложение В ………………………………………………………………..…….38
Приложение Г………………………………………………………………………39
Приложение Д ……………………………………………………………………...40
Приложение Е ……………………………………………………………………...41
Приложение Ж …………………………………………………………………......42
Приложение И ……………………………………………………………………...43
Приложение К ……………………………………………………………………...44
Приложение Л ……………………………………………………………………...45
Наилучший
вариант обеспечения
Сбалансированность бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:
- лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
- совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
- выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
- планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;
- сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
- жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
- использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:
с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса;
с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.
В
настоящее время
2 Анализ современного состояния госбюджета РФ
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы
Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:
1)
замена единого социального
2)
увеличение прогнозных цены на
нефть марки "Юралс" и
курса доллара США по
3)
уменьшение в 2010-2012 годах прогноза
поступлений по разовым
4) разовые доходы, учтенные в 2009 году, в том числе связанные с возвратом в федеральный бюджет средств имущественного взноса Российской Федерации государственными корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4 млрд. рублей, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в сумме 74,5 млрд. рублей и централизацией счетов ФТС России в сумме 100,0 млрд. рублей.
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу 1, расположенную в приложении А.
В
связи с произошедшими
В расчет нефтегазовых доходов бюджета включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина на нефть и газ. Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 г. этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году прогнозируется уменьшение на 34,79 млрд. руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, снижения курса рубля по отношению к доллару США, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.
Необходимость регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.
В диаграмме 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет (приложение Б).
Ненефтегазовые доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов. В общем объеме этот показатель растет, к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.
а) Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, также повлекли изменения по ставке налога и налоговым контролем от скрывания прибыли.
б) Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году - в размере 435,79 млрд. руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд. руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о заработной плате.
в) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
г) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (импортные товары). В динамике этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% с 2008 года. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
д) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год прогнозируются 39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. соответственно. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
е) Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступило в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год планируется 36,56 млрд. руб.
Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила 291,61 млрд. руб., в 2009 году на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год прогнозируется увеличение ещё на 4,73 млрд. руб.
Прочие доходы:
Информация о работе Государственный бюджет как элемент финансовой системы