Государственный бюджет как элемент финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, состояния основных показателей госбюджета, выявления наиболее значительных проблем в направлении бюджетных средств.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Оглавление

Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….5
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической политики .. ……………………………………………………………………………………….10
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….16
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...24
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...24
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...28
Заключение …….…………………………………………………………………...32
Список использованных источников ..……...………………………………….....34
Приложение А ……………………………………………………..…...………..…36
Приложение Б …..………………………..........................................................…...37
Приложение В ………………………………………………………………..…….38
Приложение Г………………………………………………………………………39
Приложение Д ……………………………………………………………………...40
Приложение Е ……………………………………………………………………...41
Приложение Ж …………………………………………………………………......42
Приложение И ……………………………………………………………………...43
Приложение К ……………………………………………………………………...44
Приложение Л ……………………………………………………………………...45

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

       Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров Дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. 

       Сбалансированность  бюджета достигается разными методами, одни из них применяются при формировании бюджета, другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

       - лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

       - совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

       - выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

       - планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максим, эффектом;

       - сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

       - жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

       - использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

       В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

  • введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
  • строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
  • определения оптимальных сроков осуществления расходов;
  • использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;
  • совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;
  • мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;
  • последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;
  • оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;
  • использования бюджетных резервов и т.д.

       На  стадии исполнения бюджета дополнительными  факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:

       с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса;

       с другой - механизм сокращения бюджетных  расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.

       В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Анализ современного  состояния госбюджета  РФ

       2.1 Анализ динамики  доходов  бюджета за 2008-2010 годы

     Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов федерального бюджета к ВВП, являются:

     1) замена единого социального налога  страховыми взносами, поступающими  напрямую во внебюджетные фонды, в результате чего ненефтегазовые доходы снизились в 2010 году по сравнению с 2009 годом;

     2) увеличение прогнозных цены на  нефть марки "Юралс" и  курса доллара США по отношению  к рублю более низкими темпами по сравнению с ростом ВВП, а также снижение налогооблагаемых объемов добычи нефти и экспорта нефти привели к уменьшению нефтегазовых доходов к ВВП в 2011-2012 годах по сравнению с 2010 годом;

     3) уменьшение в 2010-2012 годах прогноза  поступлений по разовым платежам за пользование недрами при наступлении определенных событий  в связи с наметившимся дефицитом участков недр и снижением прогнозируемого количества проводимых аукционов, а также прогнозируемых доходов от операций с государственным материальным резервом;

     4) разовые доходы, учтенные в 2009 году, в том числе связанные  с возвратом в федеральный бюджет средств имущественного взноса Российской Федерации государственными корпорациями "Российская корпорация нанотехнологий" и "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в сумме 85,4 млрд. рублей, зачислением в федеральный бюджет неиспользованных остатков средств межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации в сумме 74,5 млрд. рублей и централизацией счетов ФТС России в сумме 100,0 млрд. рублей.

       Проведем  сравнительный анализ доходной части  федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу 1, расположенную в приложении А.

       В связи с произошедшими изменениями  в бюджетном законодательстве изменилась структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. При  формировании доходов было учтено изменение налогового законодательства, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о налогах и сборах, вступающие в действие с 01.01.2008 года.

       В расчет нефтегазовых доходов бюджета  включаются доход от налога на добычу полезных ископаемых, экспортная пошлина  на нефть и газ.  Эта статья в общем объеме доходов занимает 3 часть от всех поступлений в  федеральный бюджет, что свидетельствует о её значимости и надежности поступлений. В динамике мы видим, что  удельный вес показателя падает, на 2008 год составит 35,87% , на 2009 год 31,5%, на 2010 г. этот показатель сократится ещё на 2,47%. В абсолютном выражении сумма составит на 2008 год 2 383,11 млрд. руб., к 2010 году  прогнозируется уменьшение  на 34,79 млрд. руб. Причинами снижения бюджетных поступлений из нефтегазового сектора является снижение темпов роста ВВП, снижение цен на нефть, снижения курса рубля по отношению к доллару США, рост инфляции, а так же снижение доли нефтегазового сектора в российской экономике. Как отметил глава Минфина РФ А.Кудрин «в расчет базы нефтегазовых доходов не включается прибыль нефтяных и газовых компаний, а также дивиденды», тем самым, сокращая долю поступлений в этот раздел бюджета.

       Необходимость  регулирования этого показателя заключается в специальном режиме управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности.

       В диаграмме 2.1 наглядно изображено, какие изменения происходят в поступлениях в федеральный бюджет (приложение Б).

       Ненефтегазовые  доходы или ещё их называют доходы без учета нефтегазовых доходов.  В общем объеме этот показатель растет,  к 2010 году составит 5 741,35 млрд. руб., увеличившись на 1 480,01 млрд. руб. по отношению к 2008 году. Рассмотрим подробнее статьи этого раздела.

       а) Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё  на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем, этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,03% - 7,87%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, также повлекли изменения по ставке налога и налоговым контролем от скрывания прибыли.

       б) Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы 1, видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но не значительно. Суммы поступлений увеличиваются. В 2008 году - в размере 435,79 млрд. руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд. руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ,  а так же достоверной информации о заработной плате.

       в) Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. Доля этого раздела составляет  21,13% в 2008 году,  в 2009 году составил 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма  показателя возрастет на 802,41 млрд. руб.  по отношению к 2008 году.  В налоговом законодательстве  произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины  происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.

       г) Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ (импортные товары). В динамике  этого показателя, мы видим, что темп роста к 2009 году составил 1,15%, а к 2010 году 1,33%. Сумма этого показателя выросла от 888,97 – 1 182,54 млрд. руб. на 293,57 млрд. руб.. Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит 14,62% увеличившись на 1,24% с 2008 года. Что характерно этого раздела, то  здесь изменения связанны, с  ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.

       д) Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили в сумме 36,57млрд. руб., на 2009 и 2010 год прогнозируются  39,5 млрд. руб. и 37,31 млрд. руб. соответственно. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.

       е) Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступило в сумме 32,24 млрд. руб., на 2010 год планируется 36,56 млрд. руб.

       Неналоговые доходы. Сумма доходов этого раздела в 2008 году составила 291,61 млрд. руб., в 2009 году на 5,39 млрд. руб. больше, а на 2010 год прогнозируется увеличение ещё на 4,73 млрд. руб.

       Прочие  доходы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2008 год составили 89,8 млрд. рублей. Основные поступления указанных доходов формируются за счет: дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; доходов, полученных от размещения средств федерального бюджета; процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета; процентов по государственным кредитам; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации; платежей от государственных унитарных предприятий; прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в собственности Российской Федерации, доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, находящихся в федеральной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами составили в 2008 году  42,0 млрд. рублей. Они формировались в соответствии положениям  Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 2007 года, нормативам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» проиндексированным в 1,4 раза и по нормативам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 № 410 «О внесении изменений в приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года № 344» проиндексированным в 1,15 раза,  договорам водопользования;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2008 году составили 130,9 млрд. рублей. Указанные поступления рассчитаны исходя из планируемого количества заявок на предоставление правовой охраны по объектам интеллектуальной собственности от отечественных и иностранных заявителей, ставок пошлины и курса доллара США к рублю Российской Федерации;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов составили 2,0 млрд. рублей. Поступления в федеральный бюджет указанного дохода обеспечиваются за счет: доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции – 1,7 млрд. рублей. Поступления предусматривались  от реализации соглашения о разделе продукции «Сахалин–1» и проекта «Харьягинское СРП» и рассчитаны на основе прогнозируемых объемов добычи и поставок нефти и газа в соответствии с соглашением, цены на нефть марки «Юралс» и курса доллара США к рублю Российской Федерации; и средства федерального бюджета от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства - 0,3 млрд. рублей;
  • административные платежи и сборы. Поступление административных платежей и сборов составили  в 2008 года в сумме 4,2 млрд. рублей, что на 0,4 млрд. рублей или на 11,1% больше ожидаемой оценки 2007 года. Доходы федерального бюджета на 2009 год и 2010 год прогнозируются в размере 4,3 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 4,5 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба. Поступления штрафов, санкций, возмещение ущерба в 2008 году составили в сумме 2,7 млрд. рублей, что в целом соответствует ожидаемой оценке 2007 года. Прогноз доходов федерального бюджета на 2009 год и 2010 год составит 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,8 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно;
  • целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей. В доходах федерального бюджета на 2008 год целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей составили в сумме 1,3 млрд. рублей, что соответствует ожидаемой оценке 2007 года. Доходы федерального бюджета в 2009 году и 2010 году ожидаются в сумме 2,1 млрд. рублей (0,01% к ВВП) и 2,7 млрд. рублей (0,01% к ВВП) соответственно.

Информация о работе Государственный бюджет как элемент финансовой системы