Государственный бюджет как инструмент экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование механизма воздействия основных параметров государственного бюджета на экономическую политику государства.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Оглавление

Содержание
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….4
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической полити-ки .. ……………………………………………………………………………………….11
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….17
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...25
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...25
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет как инструмент экономической политики.doc

— 394.00 Кб (Скачать)
">       В общем объеме нефтегазовых доходов 2009  года наибольший удельный вес составляют нефтегазовые доходы, полученные от внешнеэкономической деятельности - 67,5%, доля нефтегазовых доходов, полученных от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составила 32,5%.

       В 2009 году объем нефтегазовых доходов, полученных от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, составил      969159,8 млн. рублей, или 13,2 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Объем нефтегазовых доходов, полученных в 2009 году от внешнеэкономической деятельности, составил 2014796,4 млн. рублей, или 27,5 % от общей суммы доходов федерального бюджета.

       Нефтегазовые  доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в объеме 3194,7 млрд. рублей, или 46 % общей суммы доходов федерального бюджета, ненефтегазовые - 3755,3 млрд. рублей, или 54 % от общей суммы доходов федерального бюджета, исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 43187 млрд. рублей и уровня инфляции не превышающего 10%.

       Если  анализировать изменения в бюджете  на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009 год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+24%), национальная оборона (+3%), национальная безопасность (+6%) и межбюджетные трансферты (+5%) , а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -498,6  млрд. рублей  (или -27%).

       Формирование  показателей государственного бюджета  РФ на период 2008 -2010 годов происходило под влиянием  мирового финансового кризиса. В первую очередь они зависели от  таких показателей как инфляция, мировые  цены на нефть. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре инфляции в 8,5%  и из цены на нефть в $50-53 за баррель.

       Анализ  доходов бюджета РФ и их исполнение, проведенный во второй главе, показал, что идеология и логика современного бюджетного планирования практически не претерпели существенных позитивных сдвигов как с точки зрения повышения устойчивости бюджетной системы, так и активизации бюджетно-налогового механизма. Это следует из ситуации пополнения доходной части бюджета РФ и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также их выполнения.

     Главными  условиями укрепление доходной базы федерального бюджета является проведение налоговой реформы, которая предполагает укрепление налогового администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения. А также увеличение доходов напрямую зависит от мировых цен на нефть, прибыль, от экспорта которой до сих пор остается одним из главнейших источников пополнения федеральной казны.

     Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «поеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства.

       Но  бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

     Возможно, и не стоит уменьшать дефицит, а нужно пересчитать бюджет на основе новых цифр и перераспределить расходные обязательства государства в соответствии с реальными потребностями экономики, учитывая постепенный переход экономики с сырьевого пути развития на инновационный. Весь вопрос в приоритетах государства. Можно сохранить Резервный фонд, можно его потратить. Если нас устраивает падение производства на 20% и безработица под 10%, то можно ничего не предпринимать. А если мы хотим, чтобы страна развивалась, нам необходимо стимулировать внутренний спрос, поддержать внутреннего производителя, с тем чтобы экономика начала расти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

  1. Российская Федерация. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 26.04.2006 N 63 ФЗ№.
  2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 26.02.2009) "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (принят ГД ФС РФ 31.10.2008)
  3. Российская Федерация. Законы. Закон о дополнительных доходах бюджета на 2010-2012 годы / Бюджет.- 2009.- №10.
  4. Российская Федерация. Законы. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах.
  5. Будасова, С.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / С.А. Будасова  - М.: Изд-во Феникс, 2002.
  6. Ларина, Л.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Л. С. Ларина - М.: Изд-во Юриспруденция, 2006.
  7. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Прогресс - Академия, 2004.
  8. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов / Г.Б. Поляк. - М.: Юнити-Дана, 1999.
  9. Тугарин, С. Актуальные проблемы, связанные с исполнением бюджета в кризисной ситуации / С. Тугарин // Бюджет.- 2009.- №12.- С.24.
  10. Кудрин, А. Л. Бюджет рождается в нулевом чтении / А.Л. Кудрин // Бюджет.- 2009.- №10.- С.3.
  11. Стрельникова, С. Новый бюджет и другие способы борьбы с кризисом / С. Стрельникова // Бюджет.- 2009.- №4.- С. 8-13.
  12. Васильев, Ю. Бюджет социальной стабильности / Ю. Васильев // Финансовый контроль.- 2009.- №11.- С. 120-123.
  13. Цуциев, М. Бюджетное собрание: итоги года / М. Цуциев // Бюджет.- 2010.- №1.- С. 80-81.
  14. Карелова, Г. Все социальные обязательства остаются в силе / Г. Карелова // Бюджет.- 2010.- №2.- С. 16-17.
  15. Дроздов, О. Резервный фонд – формирование, исполнение и управление в 2008 году / О. Дроздов // Финансы и кредит.- 2009.- №14.- С.27- 30.
  16. Голикова, Т. Минздравсоцразвития: курс на здоровый образ жизни / Т. Голикова //  Бюджет.- 2010.- №2.- С. 12-15.
  17. Колнооченко, Е. России предстоит масштабная бюджетная реформа / Е. Колнооченко // Бюджет.- 2010.- №3.- С.15.
  18. Электронный ресурс: Официальный сайт Бюджетной системы РФ.- Режим доступа: http://www.budgetrf.ru
  19. Электронный ресурс: Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.cbr.ru.
  20. Электронный ресурс: Официальный сайт Министерства Финансов  Российской Федерации.- Режим доступа:  http://www.minfin.ru.
  21. Электронный ресурс: Официальный сайт Счетной Палаты Российской Федерации.- Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
  22. Акиндинова Н.В. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития / Н.В. Акиндинова, В.В. Миронов, М.В. Петроневич, С.Г. Пухов, С.В. Смирнов // Вопросы экономики, 2009, № 9.- С. 71- 92.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  А

Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году.3

п/п

Доходы  бюджета 2008 г
Сумма,

млрд. рублей

Удельный

вес, %

% к ВВП
  Всего доходов 9 275,9 100% 22,4
1 Налог на прибыль  организаций 761,1 8,21 1,8
2 Единый социальный налог 506,8 5,46 1,2
3 Налог на добавленную  стоимость

на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории РФ

998,4 10,76 2,4
4 Налог на добавленную  стоимость

на товары, ввозимые

на территорию РФ

1 133,8 12,22 2,7
5 Налог на добычу полезных

ископаемых  в виде

углеводородного сырья

1 591,8 17,16 3,8
6 Ввозные таможенные пошлины 625,6 6,74 1,5
7 Вывозные таможенные

пошлины на нефть сырую

1 784,8 19,24 4,3
8 Вывозные таможенные

пошлины на газ природный

490,2 5,29 1,2
9 Вывозные таможенные пошлины

на товары, выработанные из нефти

522,6 5,63 1,3
10 Прочее 860,8 9,28 2,1
 
 

Диаграмма 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году

(приложение к таблице 1) 
 

Приложение  Б

Таблица 2 - Структура доходов федерального бюджета в 2009 году.4

п/п

Доходы  бюджета 2009 г
Сумма,

млрд. рублей

Удельный

вес, %

% к ВВП
  Всего доходов 7337,8 100% 18,8
1 Налог на прибыль  организаций 195,4 2,66% 0,5
2 Единый социальный налог 509,8 6,95% 1,3
3 Налог на добавленную  стоимость

на товары (работы, услуги),

реализуемые на территории РФ

1176,6 16,03% 3,0
4 Налог на добавленную  стоимость

на товары, ввозимые

на территорию РФ

873,4 11,90% 2,2
5 Налог на добычу полезных

ископаемых  в виде

углеводородного сырья

969,2 13,21% 2,5
6 Ввозные таможенные пошлины 467,2 6,37% 1,2
7 Вывозные таможенные

пошлины на нефть сырую

1203,0 16,39% 3,1
8 Вывозные таможенные

пошлины на газ природный

433,0 5,90% 1,1
9 Вывозные таможенные пошлины

на товары, выработанные из нефти

378,8 5,16% 1,0
10 Прочее 1131,4 15, 42% 2,9
 

     

Диаграмма 2 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году

(приложение к таблице 2)

Приложение  В

       Таблица 3 - Расходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 гг.5

Расходы федерального бюджета 2008г 2009г 2010г Сравнение
2010г с 2008г      2010г

     с

     2009г

Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Прирост в %
Общегосударственные

вопросы

839,4 11% 959,3 10% 1186,7 12% +41% +24%
Национальная  оборона 1040,9 14% 1211,9 12% 1253,2 13% +20% +3%
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 835,6 11% 1006,3 10% 1062,4 11% +27% +6%
Национальная  экономика 1025 14% 1845,7 19 % 1347,1 14% +31% - 27%
ЖКХ 129,5 2% 142,9 1% 137,7 1% +6% -4%
Охрана  окружающей среды 10,2 0,1% 13,3 0,1% 12,2 0,1% +20% -8%
Образование 355 5% 413,1 4% 398,7 4% +12% -3%
Культура, кинематография и СМИ 88,9 1% 114,7 1% 108,2 1% +22% -6%
Здравоохранение, физическая культура и спорт 278,2 4% 348,2 4% 322,6 3% +20% -4%
Социальная  политика 293,6 4% 331,3 3% 328,7 3% +12% -1%
Межбюджетные  трансферты,  в т.ч: 2674,6 35% 3544,6 36% 3719,3 38% +39% +5%
Трансферты  бюджету ПФ РФ 1588 21% 1946,1 20% 2530 26% - +30%
Трансферты  бюджету ФСС РФ 98,7 1% 61,6 1% - -38%
Трансферты  бюджету ФФОМС РФ 25,5 0,3% 4,7 0,05% - -81%
ВСЕГО 7570,9 100,00% 9931,4 100,00% 9886,9 100,00% - -

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент экономической политики