Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование механизма воздействия основных параметров государственного бюджета на экономическую политику государства.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;
Содержание
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….4
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической полити-ки .. ……………………………………………………………………………………….11
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….17
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...25
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...25
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...
В 2009 году объем нефтегазовых доходов, полученных от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, составил 969159,8 млн. рублей, или 13,2 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Объем нефтегазовых доходов, полученных в 2009 году от внешнеэкономической деятельности, составил 2014796,4 млн. рублей, или 27,5 % от общей суммы доходов федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2010 году прогнозируются в объеме 3194,7 млрд. рублей, или 46 % общей суммы доходов федерального бюджета, ненефтегазовые - 3755,3 млрд. рублей, или 54 % от общей суммы доходов федерального бюджета, исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 43187 млрд. рублей и уровня инфляции не превышающего 10%.
Если
анализировать изменения в
Формирование показателей государственного бюджета РФ на период 2008 -2010 годов происходило под влиянием мирового финансового кризиса. В первую очередь они зависели от таких показателей как инфляция, мировые цены на нефть. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре инфляции в 8,5% и из цены на нефть в $50-53 за баррель.
Анализ доходов бюджета РФ и их исполнение, проведенный во второй главе, показал, что идеология и логика современного бюджетного планирования практически не претерпели существенных позитивных сдвигов как с точки зрения повышения устойчивости бюджетной системы, так и активизации бюджетно-налогового механизма. Это следует из ситуации пополнения доходной части бюджета РФ и привлечения дополнительных финансовых ресурсов, а также их выполнения.
Главными условиями укрепление доходной базы федерального бюджета является проведение налоговой реформы, которая предполагает укрепление налогового администрирования, отмена экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, повышение экономической заинтересованности налогоплательщиков в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, совершенствование налогового контроля за правильностью применения цен в целях налогообложения. А также увеличение доходов напрямую зависит от мировых цен на нефть, прибыль, от экспорта которой до сих пор остается одним из главнейших источников пополнения федеральной казны.
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причина бюджетного дефицита кроется и в росте расходов без учета финансовых возможностей государства, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов. Высокий уровень расходов непроизводственного характера (военные расходы, содержание административного аппарата, покрытие убытков предприятий и др.) приводит к «поеданию» бюджетных средств, а не к умножению общественного богатства.
Но бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Возможно,
и не стоит уменьшать дефицит, а нужно
пересчитать бюджет на основе новых цифр
и перераспределить расходные обязательства
государства в соответствии с реальными
потребностями экономики, учитывая постепенный
переход экономики с сырьевого пути развития
на инновационный. Весь вопрос в приоритетах
государства. Можно сохранить Резервный
фонд, можно его потратить. Если нас устраивает
падение производства на 20% и безработица
под 10%, то можно ничего не предпринимать.
А если мы хотим, чтобы страна развивалась,
нам необходимо стимулировать внутренний
спрос, поддержать внутреннего производителя,
с тем чтобы экономика начала расти.
Список использованных источников
Приложение А
Таблица 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году.3
№
п/п |
Доходы бюджета | 2008 г | ||
Сумма,
млрд. рублей |
Удельный
вес, % |
% к ВВП | ||
Всего доходов | 9 275,9 | 100% | 22,4 | |
1 | Налог на прибыль организаций | 761,1 | 8,21 | 1,8 |
2 | Единый социальный налог | 506,8 | 5,46 | 1,2 |
3 | Налог на добавленную
стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
998,4 | 10,76 | 2,4 |
4 | Налог на добавленную
стоимость
на товары, ввозимые на территорию РФ |
1 133,8 | 12,22 | 2,7 |
5 | Налог на добычу
полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья |
1 591,8 | 17,16 | 3,8 |
6 | Ввозные таможенные пошлины | 625,6 | 6,74 | 1,5 |
7 | Вывозные таможенные
пошлины на нефть сырую |
1 784,8 | 19,24 | 4,3 |
8 | Вывозные таможенные
пошлины на газ природный |
490,2 | 5,29 | 1,2 |
9 | Вывозные таможенные
пошлины
на товары, выработанные из нефти |
522,6 | 5,63 | 1,3 |
10 | Прочее | 860,8 | 9,28 | 2,1 |
Диаграмма 1 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году
(приложение
к таблице 1)
Приложение Б
Таблица 2 - Структура доходов федерального бюджета в 2009 году.4
№
п/п |
Доходы бюджета | 2009 г | ||
Сумма,
млрд. рублей |
Удельный
вес, % |
% к ВВП | ||
Всего доходов | 7337,8 | 100% | 18,8 | |
1 | Налог на прибыль организаций | 195,4 | 2,66% | 0,5 |
2 | Единый социальный налог | 509,8 | 6,95% | 1,3 |
3 | Налог на добавленную
стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1176,6 | 16,03% | 3,0 |
4 | Налог на добавленную
стоимость
на товары, ввозимые на территорию РФ |
873,4 | 11,90% | 2,2 |
5 | Налог на добычу
полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья |
969,2 | 13,21% | 2,5 |
6 | Ввозные таможенные пошлины | 467,2 | 6,37% | 1,2 |
7 | Вывозные таможенные
пошлины на нефть сырую |
1203,0 | 16,39% | 3,1 |
8 | Вывозные таможенные
пошлины на газ природный |
433,0 | 5,90% | 1,1 |
9 | Вывозные таможенные
пошлины
на товары, выработанные из нефти |
378,8 | 5,16% | 1,0 |
10 | Прочее | 1131,4 | 15, 42% | 2,9 |
Диаграмма 2 - Структура доходов федерального бюджета в 2008 году
(приложение к таблице 2)
Приложение В
Таблица 3 - Расходы федерального бюджета РФ на 2008, 2009 и 2010 гг.5
|
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент экономической политики