Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование механизма воздействия основных параметров государственного бюджета на экономическую политику государства.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;
Содержание
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….4
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической полити-ки .. ……………………………………………………………………………………….11
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….17
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...25
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...25
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2008 - 2010 годах приведена на следующей диаграмме 3.1, расположенной в приложении К.
В соответствии с пунктом 3 статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального бюджета с дефицитом законом о федеральном бюджете утверждаются источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно приложению № 23 к законопроекту источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год сформированы в размере 2936,9 млрд. рублей (4,6 % ВВП), что соответствует объему дефицита. В 2011-2012 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 934,1 млрд. рублей, или 4,0 % ВВП, и 1 611,4 млрд. рублей, или 3 % ВВП соответственно.
Увеличение доходов – заслуга мировых цен на нефть, прибыль, от экспорта которой до сих пор остается одним из главнейших источников пополнения федеральной казны.
Также предусматривается использовать в 2010 году для сбалансированности федерального бюджета все средства Резервного фонда (за исключением средств, размещенных в финансовых активах) и в 2010-2012 годах - средства ФНБ, в результате чего его объем сократится в 2,6 раза, с 2 812,9 млрд. рублей (на начало 2010 года) до 1085,2 млрд. рублей (на конец 2012 года), а также сальдо государственных заимствований.
Законопроектом не установлен предельный объем использования средств Резервного фонда для обеспечения сбалансированности федерального бюджета, а также объем средств, направляемых из ФНБ на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР, тогда как в структуре источников финансирования дефицита федерального бюджета они занимают значительный удельный вес.
Объем привлечений средств за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2011 году увеличится, в 2010 году будет привлечено в 1,4 раза больше, чем в 2009 году, в 2011 году - на 19,3 % больше, чем в 2010 году, в 2012 году объем привлечений сократится на 6,3 % по сравнению с показателем 2011 года, но превысит в 1,6 раза показатель 2009 года.
Финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств Резервного фонда составит в 2010 году 63,4 %, за счет средств ФНБ в 2010 году - 13,1 %, в 2011 году — 39,4 %, в 2012 году — 50,4 %, за счет сальдо государственных заимствований в 2010 году - 23,5 %, в 2011 году - 60 %, в 2012 году - 49,6 %.
В то же время согласно статье 3 Федерального закона от 22 сентября 2009 г. №218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 22 сентября 2009 г. № 218-ФЗ) на период с 1 января 2010 года до 1 февраля 2012 года доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.[19]
Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации, в 2010 году увеличится в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом и составит 844,1 млрд. рублей, в 2011 году - в 1,1 раза (957,5 млрд. рублей), а в 2012 году превысит показатель 2009 года в 1,2 раза и составит 755,4 млрд. рублей.
Законопроектом предусматривается значительное увеличение объема привлечения средств по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета: в 2010 году привлечение (638,4 млрд. рублей) превысит показатель 2009 года в 11,5 раза, в 2012 году составит 755,9 млрд. рублей, или превысит показатель 2009 года в 13,5 раза.
Выше уже говорилось, что бюджетный дефицит не всегда является негативным явлением. Бюджетная несбалансированность может быть и полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. И наоборот, твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики и в результате привел бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки - значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная проблема - низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.
Совершенно очевидно, что проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральный бюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты, настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не только в качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самих принципах организации бюджетной системы. И, прежде всего с этой точки зрения возникает потребность в реформировании законодательной базы бюджетной системы.
По
моему мнению, надо не уменьшать дефицит,
а пересчитать бюджет на основе новых
цифр и перераспределить расходные обязательства
государства в соответствии с реальными
потребностями экономики, учитывая постепенный
переход экономики с сырьевого пути развития
на инновационный. Весь вопрос в приоритетах
государства. Можно сохранить Резервный
фонд, можно его потратить. Если нас устраивает
падение производства на 20% и безработица
под 10%, то можно ничего не предпринимать.
А если мы хотим, чтобы страна развивалась,
нам необходимо стимулировать внутренний
спрос, поддержать внутреннего производителя,
с тем чтобы экономика начала расти.
Заключение
В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования;
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.
Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Доходы и расходы бюджета планируются в зависимости от показателей экономического и социального развития, как всей страны, так и ее отдельных регионов. На основе финансов отрасли уточняются данные по налогам с предприятий, объединений, организаций по финансированию отраслей.
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9275,9 млрд. рублей, а расходы 7570,9 млрд. рублей. Следовательно, бюджет 2008 года был исполнен с профицитом в 1705 млрд. рублей. Что нельзя сказать про бюджет 2009 года, который был осуществлен с дефицитом в размере 2593,6 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2009 году составили 7337,8 млрд. рублей, а расходы – 9931,4 млрд. рублей. Федеральный бюджет РФ в 2010 году так же запланирован с дефицитом в объеме 2936,9 млрд. рублей. По прогнозам доходы бюджета 2010г составят 6950 млрд. рублей, а расходы – 9886,9 млрд. рублей. Наблюдается тенденция превышение расходов над доходами.
Объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008 году составил 4 389, 4 млрд. рублей, или 47,3 % общей суммы доходов федерального бюджета, а объем ненефтегазовых доходов составил 4886,5 млрд. рублей, или 52,7% общей суммы федерального бюджета.
В общем объеме нефтегазовых доходов 2008 года наибольший удельный вес составляют нефтегазовые доходы, полученные от внешнеэкономической деятельности - 63,7%, доля нефтегазовых доходов, полученных от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья составила 36,3%. [20]
В 2008 году объем нефтегазовых доходов, полученных от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, составил 1 591 829,0 млн. рублей, или 17,1 % от общей суммы доходов федерального бюджета. Объем нефтегазовых доходов, полученных в 2008 году от внешнеэкономической деятельности, составил 2 797 604,7 млн. рублей, или 30,2 % от общей суммы доходов федерального бюджета.
Объем доходов федерального бюджета, полученных нефтегазовым сектором в 2009 году составил 2984 млрд. рублей, или 40,7 % общей суммы доходов федерального бюджета, а объем ненефтегазовых доходов составил 4353,8 млрд. рублей, или 59,3% общей суммы федерального бюджета.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент экономической политики