Государственный бюджет как инструмент экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование механизма воздействия основных параметров государственного бюджета на экономическую политику государства.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- выявить социально-экономическое значение и основные функции бюджета;
- рассмотреть строение государственного бюджета;
- проанализировать современное состояние госбюджета РФ;
- изучить источники поступлений доходной части бюджета, а также рассмотреть расходы бюджета;
- исследовать воздействие бюджета на жизнь страны в целом;
- предложить мероприятия по укреплению доходной базы федерального бюджета РФ, а также по сокращению дефицита бюджета;

Оглавление

Содержание
Введение ...…………………………………………………………………………...3
1 Государственный бюджет как экономическая категория ………………………4
1.1 Социально-экономическое значение и основные функции бюджета ...…….4
1.2 Доходы и расходы бюджета …………..………………………….………...…..6
1.3 Сбалансированность бюджета как основная цель экономической полити-ки .. ……………………………………………………………………………………….11
2 Анализ современного состояния государственного бюджета РФ …….……...13
2.1 Анализ динамики доходов бюджета за 2008-2010 годы…..………… ……..13
2.2 Анализ динамики расходов бюджета за 2008-2010годы…………………….17
2.3 Влияние мирового финансового кризиса на показатели государственного бюджета …………………………..………………………………………………...21
3 Направление совершенствования госбюджета ....……………………………...25
3.1 Укрепление доходной базы федерального бюджета ………………………...25
3.2 Сокращение дефицита бюджета – как основа экономической политики ...

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет как инструмент экономической политики.doc

— 394.00 Кб (Скачать)

       д) Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья. Поступления этого налога в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 год составили в сумме 1591,8 млрд. рублей, в 2009 году – 969,2 млрд. рублей и на 2010 год прогнозируется  1074,1  млрд. рублей. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. С 17,16% в 2008 году до 15,5% в 2010 году. Состав и структура этого подраздела изменилась, так как в неё входили  статьи нефтегазовых доходов. Этот показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы. На данный момент 5% этих доходов зачисляется в бюджеты субъектов РФ, и этот налог поступает в бюджеты 32 регионов. Государственной Думой было предложено установить в Бюджетном кодексе норму  зачисления в федеральный бюджет 100% доходов от НДПИ в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд. рублей. [3, с.9]

       е) Государственная пошлина.  При расчете государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетным законодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В 2008 году поступило в сумме 33,7  млрд. рублей, что составляет 0,4% общего объема доходов бюджета, в 2009 году  - 31,2 млрд. рублей, что составило 0,5%  и на 2010 год планируется  повышение суммы 57 млрд. рублей, что составит 0,8%.

       ж) Прочие доходы:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности в 2008 год составили 150,5 млрд. рублей или 1,6% общего объема доходов бюджета, в 2009году – 103,2 млрд. рублей или 1,5% . В 2010 году поступления прогнозируется в сумме 263,9 млрд. рублей, что составит 3,8% общего объема доходов.

       Основные  поступления указанных доходов  формируются за счет: дивидендов по акциям и доходов от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации; доходов, полученных от размещения средств федерального бюджета; процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств федерального бюджета; процентов по государственным кредитам; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации; платежей от государственных унитарных предприятий; прочих доходов от использования имущества и прав, находящихся в собственности Российской Федерации, доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые разграничена, находящихся в федеральной собственности;

       Предлагается  внести изменения в закон «О Центральном Банке РФ», касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50% до 75%. Это, по данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд. рублей доходов в федеральный бюджет.

       Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 77,9 млрд. рублей в 2010 году, 86,4 млрд. рублей в 2011 году и 25,6 млрд. рублей в 2012 году.

       В связи с затрудненной предсказуемостью российской экономики предлагается отказаться от законодательного утверждения бюджетных ассигнований по субъектам бюджетного планирования, а также по разделам классификации расходов федерального бюджета на 2011–2012 годы и ограничиться утверждением основных характеристик бюджета на эти годы. [3, с.9]

       2.2 Анализ динамики расходов  бюджета за 2008-2010 гг.

       В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они  являются едиными для бюджетов всех уровней. Рассмотрим их подробнее в таблице 3, расположенной в приложении В.

       Если  анализировать изменения в бюджете  на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009 год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+24%), национальная оборона (+3%), национальная безопасность (+6%) и межбюджетные трансферты (+5%) , а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -498,6  млрд. рублей  (или -27%).

       В 2008 году доля расходования межбюджетных трансферт составила 35%, в 2009 году – 36%, а в 2010 году прогнозируется увеличение этого показателя на 2%. Прирост в 2010 году в сравнении с 2009 годом составляет 174 млрд. рублей, а в сравнении с 2008 годом 39 млрд. рублей. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2010 году до 3719,3 млрд. рублей, что составит на 1044,7 млрд. рублей больше по отношению к 2008 году. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. рублей. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд. рублей, за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ. Динамику расходов на межбюджетные трансферты можно посмотреть на диаграмме, расположенной в приложение Г. Как видно из диаграммы этот показатель растет. Это обусловлено повышением размеров пенсий и пособий, усилению социальной направленности в отношении таких категорий граждан, как инвалиды, ветераны, реализации мероприятий, направленных на демографическое развитие страны. [12, с.122]

       Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается  на протяжении всех 3 лет. В 2008 году сумма этого показателя достигла 839,4 млрд. рублей, в 2009 году 959,3 млрд. рублей, а в 2010 году прогнозируется ее увеличение до 1186,7 млрд. рублей. Динамику расходов на общегосударственные вопросы можно посмотреть на диаграмме, расположенной в приложение Д. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд. р.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд. р.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»2 (+113 млрд. р.).

       Третьим разделом, доля которого составляет 13%, является национальная оборона. В 2008 году сумма расходов этого раздела составила 1040,8 млрд. рублей, в 2009 году 1211,9 млрд. рублей, а в 2010 году прогнозируется небольшое увеличение до суммы в 1253,2 млрд. рублей. 

       В статье «Национальная экономика» видна значительная динамика. Наглядно это можно увидеть в приложении К. В 2008 году сумма составила 1025 млрд. рублей, в 2009 году – 1845,7 млрд. рублей, а в 2010 прогнозируется ее снижение  до 1347,1 млрд. рублей, что существенно заметно в процентном соотношении, на 5% по сравнению с 2009 годом Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в 2010 году. В то же время, расходы по этой статье этого года превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

       По  удельному весу расходы статьи «Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность» занимают 5 место в  структуре общих расходов бюджета за 2010г. На протяжении 3 лет их рост незначителен. В 2008 году сумма расходов этого раздела составила 835,6 млрд. рублей, в 2009 году 1006,3 млрд. рублей, а в 2010 году планируется их повышение до суммы 1062,4 млрд. рублей. Это связано, как суммой всего расходов, так и с распределением средств по разделам. Наибольшее распределение средств из этого раздела пойдет на такие подразделы как «органы безопасности» (26,7%) и «органы внутренних дел» (9,2%).

       Следующим разделом, удельный вес которого остается неизменным в общем объеме расходов, является образование. В 2008 году сумма этого показателя составила 355 млрд. рублей или 5%, 2009 году 413,1 млрд. рублей или 4%, а в 2010 году прогнозируется сумма 398,7 млрд. рублей или 4%. В денежном выражении это показатель увеличивается. Это связано с реформой бюджетных учреждений. [13, с.81]

       Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение, но его финансирование занимает не значительную долю в общем объеме расходов федерального бюджета. Согласно таблице 2 этот показатель также остается неизменным по удельным весам. В 2008 году поступлений из федерального бюджета было на сумму 293,6 млрд. рублей, в 2009 году 331,3 млрд. рублей или 3%, к 2010 году эта сумма прогнозируется в 328,7 млрд. рублей или 3%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. [14, с.16]

       В 2010 г. на раздел «Здравоохранение, физическая культура и спорт» запланировано 3% от расходов федерального бюджета, что соответствует уровню 2009 г. В абсолютном выражении произойдет незначительное сокращение. Основные направления финансирования этого раздела - оснащение поликлиник, больниц -  медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», а также реализация государственных программ «Здоровая Россия» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы». [16, с.12]

       Менее финансируемые разделы федерального бюджета, удельный вес которых от 0,1-1% в общем объеме расходов занимают:

       1. Культура, кинематография и СМИ;

       2. Жилищно-коммунальное хозяйство;

       3. Охрана окружающей среды.

       В 2008 году объем расходов по подразделу «Культура, кинематография и СМИ» составил 88,9 млрд. рублей, в 2009 году114,7 млрд. рублей к 2010 году это показатель снизится до 108,2 млрд. рублей. Сокращение объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, обусловлены уменьшением ассигнований, направляемых на проведении разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, а также сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

       Доля  показателя ЖКХ не значительна, сумма расходов в 2008 году 129,5 млрд. рублей, к 2009 году показатель вырос до 142,9 млрд. рублей, а к 2010 году ожидается снижение  до 137,7 млрд. рублей. Основные полномочия в сфере жилищно–коммунального хозяйства относятся к сфере ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

       Объем расходов раздела «Охрана окружающей среды» в 2008 году составил 10,2 млрд. рублей, в 2009 году произошло увеличение на 3,1 млрд. рублей, а в 2010 году ожидается его снижение  на 1,1 млрд. рублей. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на гидрометеорологию и мониторинг окружающей среды.

       Общая картина такова: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009 и -2008. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную  оборону и национальную  безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. рублей, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4- 9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру. Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли.

       Государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. Например, федеральный бюджет на 2010 год называют социально-ориентированным. В нем заложены средства на поддержку пенсионеров, военнослужащих, многодетных семей и других категорий граждан. С января 2010 года увеличился размер пенсий, существенно выросли все виды социальных пособий, пособия по уходу за ребенком  до полутора лет увеличилось почти вдвое (точная цифра – 13833 рубля в месяц). Одно из самых социальных направлений  - меры по поддержке занятости. На эти цели направлено 36,3 млрд. рублей. Планируется создать 1,4 миллиона новых постоянных рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных рабочих мест для инвалидов. Значительное место занимает и стимулирование развития предприятий малого и среднего бизнеса. Планируется также принять новую федеральную целевую программу «Жилище» - продлевается права граждан на бесплатную приватизацию жилья  до 1 марта 2013 года. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период  2011 и 2012 годов» доходы бюджета в 2010 году составят 6,950 триллиона рублей, расходы – 9,886 триллиона рублей. Прогнозируемый дефицит составит 2,936 триллиона рублей. [12, с.121] 
 

       2.3 Влияние мирового  финансового кризиса  на показатели государственного бюджета

       Формирование  показателей государственного бюджета  РФ на период 2008 -2010 годов происходило под влиянием мирового финансового кризиса. В первую очередь они зависели от  таких показателей как инфляция, мировые цены на нефть.

       Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не были пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября 2009 года инфляция покорила и этот рубеж, поэтому Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%. К концу 2010 г прогнозируется, что инфляция не превысит 8 -8,5%.[19]

         В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозировалось снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,7% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли  нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент экономической политики