Государственные целевые фонды: их формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Экономическая сущность и социальная значимость государственных целевых фондов 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
Заключение 39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

      Направления расходования средств фонда национального развития определяет Президент РБ. Неиспользованные суммы зачисляются в доходы будущего года.

      Средства  фонда универсального обслуживания отправляются исключительно на капитальные вложения, связанные с оказанием услуг электросвязи общего пользования, предоставления которых государство гарантирует всем пользователям услуг электросвязи на территории РБ по доступным тарифам.

           Средства фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья могут быть направлены на: финансирование мероприятий, предусмотренных в Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь; совершенствование материально-технической базы производственно-заготовительных организаций независимо от форм собственности, осуществляющих сбор (заготовку) отходов в качестве вторичных материальных ресурсов (изготовление и приобретение приемных пунктов, оборудования, транспортных средств и других технических средств отечественного производства для организации работ по сбору (заготовке) и сортировке отходов для дальнейшего их использования в качестве вторичных ресурсов); освещение проблем обращения с отходами и использования их в качестве вторичного сырья; обеспечение информирования населения о системе организации сбора (заготовки) и использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств сложной бытовой техники и транспортных средств; финансирование работ государственного торгово-производственного объединения «Белресурсы» по координации сбора (заготовки) отходов и их использования в качестве вторичных материальных ресурсов.

     Средства  инновационных фондов могут использоваться на: финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполняемых в рамках президентских программ; финансирование государственных народнохозяйственных и социальных программ; финансирование государственных, отраслевых и региональных научно-технических программ, инновационных проектов; создание и развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях; финансирование программ по энергосбережению, мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования, а также расходов по реализации международных проектов в области энергосбережения с участием РБ; строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры районов жилой застройки; иные цели, определяемые Президентом РБ либо Правительством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ

    БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 
     

    Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи

    Республика Беларусь в своей социально-экономической политике исходит из преемственности целей и приоритетов, которые сформулированы и хорошо зарекомендовали себя на протяжении последних 15 лет, а также новых подходов, определенных решениями четвертого Всебелорусского народного собрания.

    Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать  важным этапом в дальнейшем совершенствовании белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики.

    Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы –  рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

    Для достижения главной цели необходимо решение следующих задач:

— формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

— модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

— усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

— формирование эффективной инновационной системы;

— совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

— активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

— развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

— повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;

— обеспечение энергетической безопасности страны.

    Основные  тезисы программ социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 и 2011-2015 годы, а также государственные целевые бюджетные фонды, действующие в эти периоды рассмотрены в таблице 3.1 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Таблица 3.1. – Основные тезисы программ социально-экономического развития РБ на 2006-2010гг и 2011-2015гг.

Наимено-вание Программа социально-экономического развития РБ
на 2006-2010гг. на 2011-2015гг.
1 2 3
Целевые

бюджетные

фонды

-государственный  фонд содействия занятости;

- дорожный  фонд;

- фонд  охраны природы;

- фонд  развития строительной науки; 

- республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, - инновационные фонды;

- фонд  национального развития;

- фонд  организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

- фонд универсального  обслуживания (резерва универсального обслуживания)

- республиканский  фонд охраны природы;

- фонд национального развития,

- фонд организации  сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,

- фонд универсального  обслуживания (резерва универсального обслуживания)

- инновационные  фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

                                                      Продолжение таблицы 3.1.

1 2 3
Основные 

тезисы

1.всестороннее  гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

2.инновационное  развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;

3.наращивание  экспортного потенциала страны;

4.развитие  агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

5.развитие  малых и средних городов;

6.рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

8.благоприятные  условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;

9.опережающее  развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры;

1. формирование  национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;

2.создание в  Беларуси принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

3.формирование  высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

                                                      Окончание таблицы 3.1.

1 2 3
  10.внедрение  повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

11.осуществление  мер по улучшению демографической ситуации в стране;

12.инновационная  направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;

13.расширение  взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

4.переход от  экономики директив к экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении новых технологий и производств.

5.развитие  финансового рынка

6.переход к  рыночным механизмам ценообразования, совершенствование механизмов государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

7. повышение конкурентоспособности применяемой в Беларуси налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Источник  – собственная разработка. Таблица  составлена на основании изучения данных

экономической литературы

      Главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела».

      На  протяжении ряда лет в Республике Беларусь осуществляется твердая и  последовательная реализация курса, направленного  на либерализацию экономики, установление благоприятного бизнес-климата, повышение инвестиционной привлекательности страны. Качественно новое звучание приобрел диалог власти и бизнеса по выработке совместных решений в сфере экономического развития и стимулирования деловой активности. Достигнутые в этой области практические результаты позволили руководству государства сформулировать амбициозную задачу: к 2015 году Беларусь должна войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Принципиально важным шагом в направлении ее решения стало подписание Главой белорусского государства А.Лукашенко 31 декабря 2010 г. Директивы №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

      По  сути, это программа мер, направленная на дальнейшее раскрепощение деловой  инициативы, создание условий для устойчивого, динамичного развития белорусского государства. По глубине и системности шагов, предусмотренных Директивой, она является наиболее значимым нормативно-правовым документом в области экономической либерализации, принятым в стране в последние годы. 

  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       Важным  звеном финансовой системы являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении республиканских или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым порядком.

       Государственные целевые бюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Бюджетные и внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Информация о работе Государственные целевые фонды: их формирование и использование