Формирование, использование и источники пополнения прибыли предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.
Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Оглавление

Введение…………………………………………………... 3
Прибыль в условиях рыночной экономики……....….. 5
Экономическая сущность прибыли……………... 5
Виды прибыли…………………………………….... 9
Источники получения прибыли и особенности
ее формирования в современных условиях….… 12
Оценка финансовой деятельности
предприятия (на примере ООО «прогресс»)………….. 16
Общие сведения о предприятии…………………. 16
Анализ валовой прибыли предприятия………… 20
Анализ прибыли от реализации продукции……. 22
Анализ использования прибыли………………..... 26
Пути увеличения суммы и совершенствование
использования прибыли………………………………… 31
Заключение………………………………………………... 36
Список используемой литературы…………………….. 38

Файлы: 1 файл

Формирование, использование и источники пополнения прибыли предприятия.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

2.2. Анализ валовой  прибыли предприятия.       

Прибыль как главный результат  производственной деятельности обеспечивает потребности предприятия и государства  в целом. Поэтому прежде всего  важно определить состав прибыли  предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.

Важными факторами  роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции налога на добавленную стоимость, акцизов и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции – основная часть валовой прибыли.

Отдельной составной частью валовой прибыли выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятия могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуются не только прибыль, но и убытки.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть положительными и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящиеся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно отразится на объеме валовой прибыли.

Последним элементом валовой прибыли  являются внереализационные доходы и расходы, то есть такие, которые  непосредственно не связаны с  производством и реализацией  продукции. В составе этих внереализационных  результатов учитываются следующие  доходы (расходы): доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и другие).

Как мы видим, валовая прибыль зависит  от пяти факторных показателей.

Окончательным финансовым результатом  деятельности ООО «Прогресс» является балансовая прибыль, которая включает в себя следующие элементы: прибыль  от реализации продукции и расходы  на уплату налогов и сборов.

 Таблица 1.

Анализ состава, динамики и выполнения плана

балансовой прибыли  за отчетный год 2008г.

Состав балансовой прибыли

2007г.

2008г.

Абсолютное отклонение к 2007г., тыс. руб.

тыс. руб.

%

план

%

факт

%

Прибыль от реализации продукции

453

+151

480

+157

500

+167

47

Внереализационные расходы

153

-51

175

-57

200

-67

47

Балансовая прибыль

300

100

305

100

300

100

-


 

Как показывают данные, план по балансовой прибыли не выполнен на 1,6% (98,4%). Это связано с увеличением внереализационных расходов на 47 тыс. рублей. Основную долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции. Балансовая прибыль, при увеличении прибыли от реализации продукции на 47 тыс. рублей, осталось неизменной, т. к. увеличились и внереализационные расходы.

Важными факторами роста прибыли  от реализации продукции являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов, рост производительности труда.

Валовая прибыль не изменилась из-за уменьшения расходов на 47 тыс. рублей. К расходам относятся штрафы, пени и другие санкции за нарушение условий хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков, налог на имущество, на благоустройство города, на природоохранные и пожарные мероприятия, не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

 

2.3. Анализ прибыли от реализации продукции.   

Основную часть прибыли ООО  «Прогресс» получает от реализации продукции.

Прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.

Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит  предприятие, и наоборот. Зависимость  прибыли от этого фактора при  прочих разных условиях прямо пропорциональная. Падение объема производства при  нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия не отложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, служат применяемые цены. Свободные цены в зависимости  от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции, зависящее от технического совершенствования ее производства, проведение работ по модернизации.

Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо  пропорционально, то связь между  величиной прибыли и уровнем  себестоимости обратная. Этот фактор находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

В процессе анализа изучим динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определим факторы  изменения ее суммы.

Таблица 2.

Исходные данные для факторного анализа 

прибыли от реализации продукции, тыс. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции  за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки

7200

7220

7236

Полная себестоимость  реализованной продукции

6720

6730

6736

Прибыль от реализации продукции

480

490

500


 

Расчет влияния факторов на сумму  прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные таблицы. План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 20 тыс. рублей (500-480), или на 4,2%.

Если сравнить сумму прибыли  плановую и условную, исчисленную  исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах  и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции.

490 – 480 = + 10 тыс. рублей.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль  умножить на процент перевыполнения плана по реализации продукции в  оценке по плановой себестоимости и  результат разделить на 100:

480 × 4,16% / 100 = + 20 тыс. рублей.

Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливают  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж:

6730 – 6736 = - 6 тыс. рублей.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

7236 – 7220 = + 16 тыс. рублей.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической.

Сначала нужно найти сумму прибыли  при фактическом объеме продаж и  плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет 104,16%. Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли не увеличилась бы на 4,16% и составила 500 тыс. рублей (480 × 104,16% / 100).

 Затем следует определить  сумму прибыли при фактическом  объеме и структуре реализованной  продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат. Прибыль при таких условиях составит 490 тыс. рублей (7220 – 6730).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли  предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат. Сумма прибыли в данном случае получится 506 тыс. рублей (7236 – 6730).

По данным расчета можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли за счет:

объема реализации продукции:       500 – 480 = + 20 тыс. руб.

структуры товарной продукции:      490 – 500 = - 10 тыс. руб.

средних цен реализации:       506 – 490 = + 16 тыс. руб.

себестоимости реализованной продукции:     500 – 506 = - 6 тыс. руб.

ИТОГО:          + 20 тыс. руб.

Результаты расчетов показывают, что  план прибыли превышен в основном за счет увеличения объема продаж на 20 тыс. рублей и за счет увеличения среднереализационных цен на 16 тыс. рублей.

Изменение структуры товарной продукции  способствовало снижению суммы прибыли  на 10 тыс. рублей. В связи с повышением себестоимости продукции сумма  прибыли уменьшилась на 6 тыс. рублей.

 

Таблица 3.

Совокупное влияние  факторов на прибыль.

Фактор

Размер влияния,

тыс. руб.

Расчет

Количество реализованной  продукции

-20

500-480

Структура реализованной  продукции

-10

490-500

Средний уровень цен

+16

7236-7220

Себестоимость

-6

500-506

ИТОГО:

+20

 

 

Полученные результаты аналитических  расчетов составляют необходимую информационную базу для разработки товарной политики предприятия и поиска резервов снижения себестоимости и увеличения прибыли  от реализации.

 

2.4. Анализ использования прибыли.             

Распределение и использование  прибыли является важным хозяйственным  процессом, обеспечивающим покрытие потребностей руководителей и формирование доходов  государства.

Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

С развитием приватизации и акционирования предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Экономически обоснованная система  распределения прибыли должна гарантировать  выполнение финансовых обязательств перед  государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятий.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дельнейшее развитие деятельности предприятия. Никакие  органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

Наряду с финансированием производственного  развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из это прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям, дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий, производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, осуществляются расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Информация о работе Формирование, использование и источники пополнения прибыли предприятия