Формирование финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности становления малого бизнеса, его влияние на развитие экономики; выработать и проанализировать финансовые результаты конкретного предприятия.

Задачи:

– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;

– выявить особенности финансов малых предприятий;

– разобрать формы государственной поддержки малого предпринимательства в России;

– сформировать и охарактеризовать финансовые показатели организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Особенности финансов предприятий, организаций малого бизнеса, их значение для экономики, государственное стимулирование развития малого бизнеса. 5

1.1. Сущность, функции и значение малого бизнеса в экономике. 5

1.2. Особенности организации финансов малых предприятий. 12

1.3. Государственная поддержка малого предпринимательства в России. 17

2. Расчет показателей прибыли, заполнение формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» организации. 22

2.1. Классификация доходов и расходов организации. 22

2.2. Расчет финансовых показателей и заполнение формы №2. 23

2.3. Структура доходов и расходов организации. 26

2.4. Показатели рентабельности организации. 27

2.5. Основные направления повышения прибыли и рентабельности организации. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

Список литературы 34

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСАЧ.docx

— 94.88 Кб (Скачать)

       Средняя численность работников микропредприятия и малого предприятия за календарный  год определяется с учетом всех его  работников, в том числе работников, работавших по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия.

       Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете.

       К основным функциям малого предпринимательства  относятся: инновационность, противодействие монополизму и поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких слоев населения  и соответственно расширение  потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских навыков, духа, традиций как очень существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

       Способность к созданию и распространению  инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом развитии ведущих стран мира.

       В последние два-три десятилетия  малые предприятия прочно заняли место лидера прорывных научно-технических  разработок. В приложении к таким  инновационным предприятиям возник новый термин — венчурный (рисковый) бизнес. Смысл его заключается в организации в форме малого предприятия группы исследователей, инженеров, ученых для разработки той или иной научной идеи, проекта. Широко известны ныне крупнейшие и преуспевающие фирмы, в частности «Майкрософт» и «Ксерокс», выросшие из венчурных малых предприятий.

       Крайне  важно для национальной экономики  то, что малые предприятия стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и гибкость малых предприятий, высокий уровень конкуренции в самой сфере малого бизнеса позитивно воздействует на все сферы хозяйственной жизни.

       В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними административными  государственными барьерами) практически  отсутствуют препятствия для межотраслевого и внутриотраслевого перелива капиталов, движения рабочей силы. Малые предприятия, в отличие от крупных, не могут диктовать рынку уровень цен на свою продукцию. При этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных компаний и отнятия у них части прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных подвижек, или временно (по конъюнктурным причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса. Тем самым малые предприятия вносят свой позитивный вклад в обеспечение нормальной конкурентной среды в национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

       Малое предпринимательство имеет специфическое  преимущество перед крупными предприятиями  также с точки зрения инвестиционного  процесса. В малом бизнесе этот процесс является менее капиталоемким, чем в крупном, так как на малом предприятии работникам нередко приходится выполнять сразу несколько различных функций, совмещать несколько профессий одновременно. Кроме того, предприятия малого бизнеса не содержат и в принципе не могут позволить себе содержать длительно простаивающее оборудование, помещения, излишнюю рабочую силу. Вследствие этого стоимость рабочего места на малом предприятии оказывается на порядок ниже аналогичного рабочего места на крупном предприятии.

       Субъекты  малого предпринимательства активно  используют свое положение аутсайдера для организации рентабельной работы в тех сферах, которые не представляют финансового интереса для крупного бизнеса, но являются нужными обществу. Восстановление и эксплуатация заброшенных нефтяных скважин, ведение всевозможных ремонтных работ, доставка товаров и ведение торговли в удаленных местах — все это сферы деятельности малого бизнеса.

       Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.

       Малое предпринимательство играет роль социального  демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических депрессий) рабочую силу, повышать уровень благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты общества, социальное партнерство, расширяет средний класс. Тем самым в современном обществе оно в немалой мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального развития страны и ее национального хозяйства[11, 85].

       Кроме того, малые предприятия выполняют  еще и функции социально-психологической  помощи населению. Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят  в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения  необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками  как со старыми знакомыми. Необходимость  в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высоко урбанизированных центрах развитых стран.

       В этом смысле сфера малого предпринимательства  играет важную роль в обеспечении  здоровья нации.

       Привязка  к локальным рынкам обусловливает  активную деятельность малого бизнеса  по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется  их хозяйственная деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических  угроз и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические  организации они борются за выделение  бюджетных и прочих средств для охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в экологии. 

       1.2. Особенности организации  финансов малых  предприятий.

       Любой бизнес начинается с постановки и  ответа на следующие три ключевые вопроса:

  1. Какова должна быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
  2. Где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
  3. Как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?

       Решаются  эти вопросы в рамках финансового  менеджмента, являющегося одной  из ключевых подсистем общей системы  управления предприятием.

       Методы  и задачи организации финансов малого предприятия многообразны.

       Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

       Составным элементом приведенных методов  являются специальные приемы финансового  управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. Основой информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

       В современном малом бизнесе необходимы специальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успех  повышаются по мере ее взросления.

       Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильных доход, чем фирмы, часто  меняющие владельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда  состоит из двух – четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.

       Жизненный цикл малого бизнеса – это жизненный  цикл товара, составляющего предмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапа жизненного цикла малого предприятия.

       I этап – научные исследования, разработка технологии и создание  коммерческой схемы товара – это прентальный период предприятия.

       II этап – начало производства  товара и выход его на рынок  – это детство предприятия.

       III этап – коммерческий успех  товара – зрелость предприятия.

       IV этап – деградация рынка товара – жизненный закат предприятия.

       Финансовому менеджеру необходимо постоянно  решать вопрос, как сделать, чтобы  вместе с товаром, заканчивающим  свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надо вовремя  отказываться от деградирующих товаров  и подгадывать к этому моменту  стремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколько  товаров у предприятия снижается  порог рентабельности и легче достигается нужный уровень доходности.

       Попытаемся  ответить на вопрос, каковы особенности  каждого из этапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса – особенности, которые необходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.

       На  первом этапе выручка практически  нулевая, а денежные потоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплату труда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и их коммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительном временном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли может рассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственные средства владельца.

       Второго этапа, если собственных и привлеченных средств недостаточно, чтобы покрыть, хотя бы часть базовых расходов, многие предприятия могут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы. Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа как можно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получить внешнее финансирование.

       Необходимо  помнить об основной дилемме финансового  менеджмента: больнее всего капкан «либо рентабельность, либо ликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах его развития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицит ликвидных средств все увеличивается[12, 22].

       На  третьем этапе предприятие добивается коммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпы прироста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежные потоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и даже становится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новых расходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческие проблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникает необходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакции рынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохую кредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получить внешнее финансирование в виде банковского кредита.

Информация о работе Формирование финансовых результатов предприятия