Финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 07:38, контрольная работа

Краткое описание

Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.

Оглавление

Финансовая система и ее основные звенья…………………………3
Признаки и функции финансов……………………………………...8
Дефицит и профицит бюджета……………………………………..12
Список используемых источников…………………………………19

Файлы: 1 файл

ВОПР1....doc

— 169.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Финансовая система и ее основные звенья…………………………3
  2. Признаки и функции финансов……………………………………...8
  3. Дефицит и профицит бюджета……………………………………..12
  4. Список используемых источников…………………………………19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Финансовая  система и ее основные звенья

     Финансы представляют собой довольно сложное  общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных  отношений, отображающихся в не менее  разнообразных денежных потоках. При  единой сути этих отношений в них  выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.

     Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.

     Финансовая  система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической  формации. В более узком понимании  она рассматривается как система  финансовых учреждений государства. В  процессе эволюции социально-экономических отношений или результате революционных изменений и реформ общественно-экономическая формация сталкивается с изменениями финансовой системы, с их сужением или расширением, обусловленным необходимостью выполнения новых функций и задач государственным аппаратом, включая повышение финансовой маневренности.

     Финансовую  систему можно представить в  виде следующей схемы (схема 1).

     

     Основу  финансовой системы составляют денежные фонды. Под денежными фондами (или  денежными, финансовыми активами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг, которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направления формирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченные направления использования. Финансовая система пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная от домохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративных предприятий и заканчивая государством.

     В странах рыночной экономики финансовая система включает такие составляющие: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (предприятий). Если исходить из позиций системного анализа, далее идет выявление качественных отличий отдельных составляющих, установление функциональной сложности их действия, в конце концов, изучение конфигурации.

     Остановимся на конфигурации такой финансовой системы. Сразу же отметим наличие в  ней, по меньшей мере, двух неоднородных элементов: сферы существования  финансов (госбюджет, спецфонды) и сферы  существования финансовых отношений (местные финансы — региональная сфера, финансы государственных предприятий — часть производственной сферы). Углубленный системный анализ предусматривает в дальнейшему, кроме исследования внутренней структурной сложности элементов (функциональной и организационной) установление связи между ними, а также определение ее внешних контуров (масштабов) [1, 34].

     Финансовую  систему можно представить в  виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству  выполнение его политических и экономических функций. Она состоит из четырех основных звеньев — государственного бюджета, местных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. Каждое звено представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

     Главным звеном этой системы является государственный  бюджет — крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.

     Вторым по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. Под влиянием развития производительных сил, научно-технической революции происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу налогов, систему местного кредита, специальных фондов. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства. В США, например, в состав местных финансов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов. На долю местных финансов в федеративных государствах (США, ФРГ, Канада) приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

     Самостоятельное финансовое звено образуют финансы  государственных предприятий. Государственные  предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете, осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с госбюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

     Особое  финансовое звено образуют специальные  правительственные фонды, которые  имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются  непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального  страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Первоначальной задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции специальных фондов расширились, они приобретают значение резервов, к которым правительство прибегает в случаях финансовых затруднений, т. е. они используются для повышения маневренности финансовой системы в целом.

     Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все  основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства. Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

     В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия  на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития НТП в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

     Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного  продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

     Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы — просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других факторов. В США, например, федеральный бюджет построен по принципу «полного» бюджета и состоит из двух элементов: собственно правительственный бюджет и доверительные (траст) фонды.

     Собственно  правительственный бюджет охватывает и финансирует общенациональные программы, связанные с политическими, экономическими и социальными функциями  государства. В составе его расходов — военные, экономические, внешнеэкономические и внешнеполитические, выплата процентов по федеральному долгу, социальные, на аппарат управления. Доходы формируются в основном за счет налогов (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины). Федеральные фонды составляют 70% всего федерального бюджета, на них приходится вся сумма бюджетного дефицита. 

  1. Признаки  и функции финансов.

     Финансы обладают некоторыми признаками:

     1. финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары;

     2. финансовые отношения носят распределительный  характер;

     3. финансовые отношения всегда  выражают движение денежной формы  стоимости;

     4. финансовые отношения всегда  связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов; 

     На  поверхности общественных процессов  финансы проявляют себя посредством  движения денежных средств. Финансовые операции обязательно сопровождаются, во-первых, переходом денежных средств от одного владельца к другому, во-вторых, установлением их целевой обозначенности. Следовательно, финансы отличаются от других экономических категорий тем, что являются производной от денежной формы стоимости. При совершении финансовых операций видна их денежная оболочка, за которой скрывается движение стоимости. То есть экономической основой функционирования финансов является движение стоимости в ее денежной форме. Это обстоятельство позволяет выделить в качестве важного специфического признака финансов как экономической категории их денежный характер.

     Финансовые  операции проявляют себя не только как движение денежной формы стоимости, но и содержат в своей основе ее распределение. Например, финансовая операция «платежи в бюджет» осуществляется посредством распределения созданной стоимости на основе вычленения из нее той части, которая в форме различных видов налогов перечисляется в бюджет. На деле происходит денежный платеж субъекта государству.

     Следовательно, в системе денежных отношений  финансы ограничиваются лишь распределительным процессом. Поэтому следующим специфическим признаком финансов как экономической категории является их распределительный характер.

     Распределительные процессы, осуществляемые финансами, охватывают не только стоимость валового внутреннего продукта, но и распространяются на весь валовой национальный продукт, а также часть национального богатства.

     Особенностью  финансовых операций, а, стало быть, и финансов является то обстоятельство, что движение денежных средств происходит в одностороннем порядке, то естьфинансы всегда выражают одностороннее движение денежной формы стоимости, что также характеризует их специфический признак.

     В распределении стоимости общественного  продукта принимают участие не только финансы, но и заработная плата, цена, кредит и др. Все эти экономические категории имеют различные основы функционирования, каждый из них имеет свои особенности, свое общественное назначение. На основе финансовых отношений происходит обособление части стоимости в виде накоплений и вычленение в составе валового дохода конкретных форм чистого дохода. Эти процессы распределения стоимости валового внутреннего продукта сопровождаются формированием особых видов ресурсов. Их особенность состоит в том, что они образуются в распоряжении различных субъектов или государства в результате целевого обособления денежных средств и предназначены для дальнейшего использования в интересах удовлетворения общественных потребностей. Следовательно, при распределении стоимости валового внутреннего продукта с помощью финансов обязательно происходит движение денежных средств, принимающих особые формы ресурсов - доходов, отчислений, поступлений, накоплений, которые в совокупности можно назвать финансовыми ресурсами. Отсюда, следующим специфическим признаком финансов как экономической категории являются обязательное формирование и использование финансовых ресурсов.

Информация о работе Финансы