Финансы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. В данной работе рассмотрена финансовая система Японии от ее формирования и до настоящего времени. Дана характеристика банковской системы страны, как ядра финансовой системы, рассмотрены подробно функции различных кредитных учреждений Японии.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….2
1.Финансовая система Японии……………………………………………..…….4
1.1.Структура финансов Японии…………………………………………..4
1.2.Формирование финансовой системы………………………………….5
1.2.1. Особенности формирования японской системы…..………..6
2. Банковская система………………………………………..…………..……….8
2.1. Центральный Банк Японии……………………………...........………8
2.2. Коммерческие банки…………………………….……………….…...9
2.3. Специализированные кредитные институты……….……….……..12
2.4. Прочие кредитные институты……………………….…….…….…..13
3. Бюджетная система……………………………………….………….….……15
3.1. Бюджет центрального правительства……………………….………15
3.1.1. Бюджетный процесс…………………………………………15
3.1.2. Доходы бюджета………………………….………………….15
3.1.3. Расходы бюджета…………………………….………………19
3.2. Бюджет местных органов власти…………………………………….20
3.3. Специальные счета……………………………………………………21
3.3.1. Специальные фонды……………………..…………………...21
3.3.2. Финансы государственных предприятий……..…………….22
4.Рынок ценных бумаг ……………………………………………...……………24
4.1. Общая характеристика рынка ценных бумаг……………….……..…24
4.2. Рынок акций…………………………………………………….……...25
4.3. Рынок долговых ценных бумаг……………………………….………27
4.4. Фондовые биржи………………………………………………………29
4.4.1. Регулирование фондовой биржи………………..…………...29
Заключение………..……………………………………………..…….………….32
Список литературы……

Файлы: 1 файл

План курсовой работы.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     4.3.Рынок долговых ценных бумаг

     По  своему объему рынок долговых ценных бумаг Японии уступает только США. Совокупный объем задолженности по ценным бумагам в 2007 году превышал 9 трлн. долл. На долю государственных облигаций приходится около 70% всех долговых инструментов.

     Государственные облигации. С 1999 года по размерам рынка  государственных долговых обязательств Япония заняла первое место в мире, опередив рынок американских казначейских обязательств (treasuries). В пересчете на доллары задолженность по прямым обязательствам правительства Японии в конце 2007 года составляла 7 трлн. долл. (примерно 700 трлн. иен). Большая часть облигаций представлена 10-летними бумагами.

     Вторичный рынок государственных облигаций  практически полностью внебиржевой, хотя долгосрочные облигации имеют  котировку на Токийской фондовой бирже.

     Ликвидность рынка государственных облигаций (спрэд, т.е. разница между ценой покупки и продажи, соотношение между оборотом и величиной задолженности) по-прежнему одна из самых низких среди стран «Группы 7». Еще в 1997 году спрэд был в 2-3 раза выше, чем в США. В результате проводимых реформ ликвидность несколько повысилась, но все равно уступает другим рынкам.

     Более половины всех выпущенных государственных  обязательств Японии находится в  государственных учреждениях –  правительственных агентствах и  центральном банке. В то же время  доля иностранцев на рынке государственного долга (6% в марте 2007 г.) в несколько раз ниже, чем в других крупных странах. Вероятно, причиной этого является низкая доходность японских инструментов.

     В 1990-е годы, столкнувшись с небывало длительным экономическим спадом, японское правительство в целях стимулирования спроса развернуло программы государственного заимствования, а в конце 1990-х – и для прямой помощи попавшим в тяжелое положение банкам. По относительному уровню консолидированного дефицита бюджета (6–8% ВВП в 1999–2007 гг.) Япония вышла на первое место среди развитых стран.

     Стремясь  стимулировать спрос, Банк Японии несколько  раз снижал краткосрочные процентные ставки по своим кредитам, а начиная  с 1999 года основной процентный ориентир Японии – ставка рефинансирования Банка Японии официально неоднократно устанавливалась на нулевом уровне. На протяжении ряда лет центральный банк проводил де-факто политику нулевых ставок. Все другие краткосрочные процентные ставки по инструментам денежного рынка (казначейские векселя, векселя управления наличностью, депозитные сертификаты, коммерческие бумаги) также продавались фактически с нулевой доходностью. Доходность по долгосрочным облигациям снизилась за тот же период до 0,7–1,7% (в 3-4 раза ниже, чем в других развитых странах). Лишь в 2006–2007 годах произошло некоторое повышение краткосрочных ставок.

     Корпоративные облигации. До середины 1980-х годов  выпуск облигаций без обеспечения  осуществлялся только с одобрения  специального государственного Комитета по облигациям, контролируемого банками. Тем самым последние пытались оградить себя от конкуренции, ограничивая возможности прямого финансирования на рынке ценных бумаг. Рост еврорынка и отмена валютных ограничений позволили японским корпорациям получать средства на международном рынке капиталов. Если доля финансирования на еврорынке не превышала в начале 1970-х годов 2%, то к середине 1980-х она приближалась к 40%. Комитет по облигациям был распущен.

     За  прошлое десятилетие объем рынка  внутренних корпоративных облигаций  вырос более чем в четыре раза. Тем не менее ежегодный объем финансирования японских корпораций с помощью выпуска облигаций на внутреннем рынке относительно невелик – от 6 до 13 трлн. иен (1997–2006 гг.). 

     4.4.Фондовые биржи Японии

     Всего в Японии действует 6 фондовых бирж (2007 г.): в Токио, Осаке, Нагойе, Фукуоке, Саппоро. При этом на долю Токийской фондовой биржи (TSE) приходится свыше 90% оборота по акциям (по стоимости), Осакской биржи – 4% (2007 г.). В конце 2004 года статус фондовой биржи получила внебиржевая торговая система JASDAQ.

     Членами Токийской фондовой биржи являются только юридические лица – брокерско-дилерские  фирмы (компании по ценным бумагам), их было110 в конце 2007 года (из них 20 –  иностранные фирмы).

     Вплоть  до середины 1980-х годов членами TSE выступали только японские институты. Приходу иностранцев противились как сами японские компании по ценным бумагам, так и Министерство финансов Японии, которое защищало сложившийся здесь брокерский картель от иностранной конкуренции. Однако когда в 1980-е годы японская «большая четверка» начала активно выходить на зарубежные биржи и возникла угроза ответных действий на дискриминацию иностранцев в Японии, TSE открыла двери для зарубежных брокерско-дилерских фирм.

     C 2001 года TSE (как и Фондовая биржа  Осаки) – корпорация (акционерное общество), преследующая цель получения прибыли для своих акционеров. Эти события лишний раз подтверждают общую закономерность коммерциализации фондовых бирж. В 1999 году Токийская биржа полностью перешла на электронную торговлю, совсем отказавшись от голосового аукциона в биржевой толпе. При открытии/закрытии используется онкольный (залповый) аукцион (итайозе), в течение торговой сессии – непрерывный двойной (зараба). 

     4.4.1.Регулирование фондового рынка в Японии

     Основным  нормативным актом, регулирующим деятельность на рынке ценных бумаг Японии, является Закон о ценных бумагах и фондовых биржах 1948 года. В основу закона были положены основополагающие американские акты 1933-1934 годов. На протяжении послевоенных десятилетий в него вносились многочисленные поправки, в результате которых многие существовавшие прежде запреты и ограничения были отменены.

     Вплоть  до конца 1990-х годов исключительными  полномочиями по регулированию рынка  ценных бумаг (как и всего финансового  сектора) обладало Министерство финансов.

     В июле 1992 года в Японии появилась  Комиссия по ценным бумагам и биржам, в функции которой входили  наблюдение и контроль за состоянием непосредственно на рынке. В отличие  от Комиссии по ценным бумагам и  биржам в США, японская комиссия являлась аффилированным учреждением Министерства финансов, которое по-прежнему выполняло надзорные функции.

     Появление комиссии было связано с кризисом на фондовом рынке Японии в 1990–1991 годах, выявившим серьезные злоупотребления: манипулирование ценами и использование служебной (инсайдерской) информации.

     В ноябре 1996 года премьер-министр Хашимото объявил о намеченной правительством реформе японской финансовой системы, получившей в прессе название «Большая встряска» («Big Bang», по аналогии с реформой финансового сектора в Англии в 1986 году). Реформа началась в апреле 1998 года, когда были устранены остававшиеся ограничения на валютные операции, и проходила в несколько этапов, а фактически завершилась в 2001 году.

     Реформа привела к ряду новаций. Разрешалось создавать финансовые холдинговые компании. Банки получили право учреждать дочерние компании по торговле ценными бумагами (сначала всеми бумагами, кроме акций, но после 1999 года и акциями), а также торговать инструментами коллективных инвестиций – паями юнит-трастов, а с декабря 2004 года – и акциями. Компаниям по ценным бумагам было разрешено оказывать кастодиальные услуги (чем раньше могли заниматься только доверительные банки). Был устранен запрет на выполнение банками услуг страховых компаний, и наоборот. Полностью устранены фиксированные комиссионные (октябрь 1999 года). Произошла полная отмена ограничений на владение акциями листинговых компаний нерезидентами (ранее – не более 10%). Усилены наказания за нечестные операции на финансовом рынке, в частности, предусматривалась конфискация прибыли, полученной путем инсайдерской торговли или манипулирования ценами.

     С 1997 года управлением пенсионными  фондами могли заниматься не только трастовые банки и компании страхования  жизни, но и компании по ценным бумагам.

     В конце 1998 года система лицензирования компаний по ценным бумагам и инвестиционных трастов была заменена на систему  регистрации. Был отменен запрет на торговлю листинговыми акциями только на бирже (декабрь 1998 года). Были смягчены правила, ограничивавшие выкуп собственных акций корпорациями.

     Одним из основных элементов реформы явилось  создание специального регулирующего  органа вне Министерства финансов, на который был возложен контроль над всей финансовой системой страны (национальными банками, иностранными банками, страховыми компаниями, брокерско-дилерскими фирмами и т.п.). Этим органом стало Агентство финансового надзора (Financial Supervisory Agency), в 2000 году переименованное в Агентство по финансовым услугам (Financial Services Agency), приступившее к работе в июне 1998 года.

     Агентство подчинено непосредственно премьер-министру, оно участвует в подготовке нормативных  документов, касающихся финансовых учреждений. Банк Японии при этом сохраняет привилегию проверять банки и при необходимости  блокировать счета нарушителей, но при этом наложение санкций возложено на агентство.

     В агентстве работают примерно 400 человек  – большей частью (80%) сотрудники, переведенные из Министерства финансов. В рамках реформы предусматривается  обязательное предоставление информации эмитентами регулятивному органу и биржам в электронной форме (с июня 2001 года) со свободным доступом к ней частных инвесторов через интернет (ранее система раскрытия информации была очень слабой и мало соответствовала, например, требованиям американской SEC). Непосредственно контроль за деятельностью брокеров дилеров на рынке осуществляет упоминавшаяся уже Комиссия по ценным бумагам и биржам, подчиненная Агентству по финансовым услугам.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Япония - небольшая страна с высокой плотностью населения и ограниченными природными ресурсами. Поэтому у японцев существует острое чувство национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности. Для любой страны будет полезным осмыслить опыт Японии, как страны, не имеющей, по сути, природных богатств, расположенной в зоне сложных природных катаклизмов, но добившейся наивысших в мире темпов национального развития, роста обеспеченности и продолжительности жизни населения.

     На  конец 2009 финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая). Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта.

     По  состоянию на 2007 Япония занимала 19-е  место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую  почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,1%. Крупнейшие компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi и 711. Кроме того в ней располагается несколько крупнейших банков и Токийская фондовая биржа, которая занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2006 году 326 японских компаний входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка.

     В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости ведения бизнеса  и 19 место по индексу экономической свободы (пятое среди тридцати азиатских стран). Капитализм в Японии имеет много особенностей, например, заметную роль в экономике страны играют кэйрэцу. Также распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании. Японские компании известны такими методами управления компаний как «Принципы Toyota». В последнее время Япония несколько отошла от этих норм.

     Правительство во главе с Дзюнъитиро Коидзуми провело  ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции.

     Япония  постепенно оправляется от ограничения  в области поставок, вызванного последствиями  цунами и последующего за ним ядерного кризиса, а также от сильного наводнения в Таиланде, где находятся заводы японских автопроизводителей. Однако европейский кризис серьезно понизил экспортный потенциал Страны восходящего солнца, а крепкая иена лишь добавила сложностей.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

     1. Финансы. Учебник / под редакцией  В.В. Ковалева. М: Проспект, 2006.

Информация о работе Финансы Японии