Финансы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. В данной работе рассмотрена финансовая система Японии от ее формирования и до настоящего времени. Дана характеристика банковской системы страны, как ядра финансовой системы, рассмотрены подробно функции различных кредитных учреждений Японии.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….2
1.Финансовая система Японии……………………………………………..…….4
1.1.Структура финансов Японии…………………………………………..4
1.2.Формирование финансовой системы………………………………….5
1.2.1. Особенности формирования японской системы…..………..6
2. Банковская система………………………………………..…………..……….8
2.1. Центральный Банк Японии……………………………...........………8
2.2. Коммерческие банки…………………………….……………….…...9
2.3. Специализированные кредитные институты……….……….……..12
2.4. Прочие кредитные институты……………………….…….…….…..13
3. Бюджетная система……………………………………….………….….……15
3.1. Бюджет центрального правительства……………………….………15
3.1.1. Бюджетный процесс…………………………………………15
3.1.2. Доходы бюджета………………………….………………….15
3.1.3. Расходы бюджета…………………………….………………19
3.2. Бюджет местных органов власти…………………………………….20
3.3. Специальные счета……………………………………………………21
3.3.1. Специальные фонды……………………..…………………...21
3.3.2. Финансы государственных предприятий……..…………….22
4.Рынок ценных бумаг ……………………………………………...……………24
4.1. Общая характеристика рынка ценных бумаг……………….……..…24
4.2. Рынок акций…………………………………………………….……...25
4.3. Рынок долговых ценных бумаг……………………………….………27
4.4. Фондовые биржи………………………………………………………29
4.4.1. Регулирование фондовой биржи………………..…………...29
Заключение………..……………………………………………..…….………….32
Список литературы……

Файлы: 1 файл

План курсовой работы.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     Среди потребительских налогов Японии основную роль играет налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В настоящее время его ставка повышена до 5%. Существенно пополняют бюджет налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, на табачные изделия, на нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т. д.). К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Иногда налог возникает при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга. Например, обед в ресторане не подлежит обложению его стоимости до 7,5 тыс. иен. Если он дороже, то к цене добавляется 3 %-й налог.

     Налоговая политика Японии предусматривает укрепление финансов местных органов власти: префектур, городов, районов, поселков и т. д. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов.

     Местные налоги отнюдь не доминируют в местных  бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от североамериканской, где местные налоги зачастую превышают две трети бюджета муниципалитетов. Довольно существенную роль, хотя и меньшую, чем в ряде европейских стран, в том числе в Германии и России, играют отчисления от общегосударственных налогов.

     Достаточно  интересна структура местных  налогов. Из общей суммы местных  налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте  имущественные налоги, только третье место занимают потребительские налоги.

     Распределение различных групп налогов между  государством и местными органами управления в Японии характеризуется следующими цифрами: примерно две трети всех доходов дают государственные налоги и лишь 1/3 — местные. Это касается доходов, а не расходов государства, поскольку в дальнейшем происходит перераспределение налоговых поступлений через государственный бюджет. 
 
 

     Налогообложение физических лиц и местные налоги в Японии

     В настоящее время в Японии действует  около 50 разных налогов. Основу всех налоговых  поступлений в госбюджет —  около 70% — составляют подоходный налог  и налог с юридических лиц.

     Подоходный  налог взимается со всех видов  доходов, которые получают частные лица.

     Человек, обязанный уплатить подоходный налог, должен сам подсчитать свой доход  за период с 1 января по 31 декабря и  соответствующую сумму налога и  сообщить эти сведения в местное  налоговое управление. При подсчете весь доход, в зависимости от его источника, разбивается на 10 видов: доход от денежных вкладов, от владения акциями, недвижимости, от предпринимательской деятельности, от лесных угодий, зарплата и другие.

     Затраты по каждому из этих видов доходов  учитываются по-своему. Сведения должны быть представлены в местное налоговое управление в период с 16 февраля по 15 марта. В случае опоздания сумма налога увеличивается на 15%.

     По  сравнению с другими странами, в Японии ставки налогов выше. Так, даже после налоговой реформы 1988 г., упростившей шкалу налогов и снизившей процент, максимальная ставка центрального подоходного налога составляет 50% (при доходе свыше 30 млн. иен). Если к нему еще прибавить 15% налог на проживание, им облагается доход как физических, так и юридических лиц за предыдущий год. Причем его должны платить даже те, кто не имеет ни работы, ни дохода в текущем году, но имел доход в прошедшем, то в сумме получается 65%, в то время как в США максимальная ставка составляет всего 28%.

     У обычных служащих налоги вычитаются при расчете зарплаты. Если других доходов нет, то декларацию можно не подавать. Ежегодный доход, однако, при этом не должен превышать 15 млн. иен. Если размер налогов, взятых при расчете зарплаты, и реальная сумма налогов, которая должна быть уплачена, не совпадают, в конце года проводится корректировка в соответствующую сторону.

     Налоговое управление проводит выборочную проверку правильности заполнения налоговых  деклараций. Проводятся также инспекции  особо злостных неплательщиков. Отделы проверок и инспекций национального налогового управления и региональных налоговых управлений собирают и анализируют данные, получаемые из различных информационных сетей. Инспекция может быть проведена только с санкции суда. После ее получения в помещении фирмы проводится обыск, налагается арест на конторские книги, прочие вещественные доказательства, принимаются другие меры для выяснения реального финансового положения фирмы. Доказуемость по делам, возбужденным по результатам таких проверок, практически стопроцентная. Чаще всего на сокрытии доходов попадаются предприятия, имеющие дело с наличными деньгами, например казино, больницы и т.д., а также розничные торговцы.

     Налог с юридических лиц взимается  с доходов от предпринимательской  деятельности акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью, пенсионных фондов и т.д. Сведения о доходах юридических лиц заносятся в установленную форму и представляются в налоговое управление не позже чем через 2 месяца после окончания финансового года компаний (у большинства фирм это 31 марта). Налог с юридических лиц составляет 37,5% для обычных компаний и 28% для малого бизнеса (компании с капиталом менее 100 млн. иен и годовым доходом менее 8 млн. иен).

     Потребительский налог взимается в размере 3% цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем. Потребительским налогом не облагаются операции по купле-продаже земли, услуги коммунальных служб, плата за поступление в школу и обучение, плата за профилактический осмотр у врача, плата за погребение и некоторые другие.

     Есть  также несколько особых видов  косвенных налогов, например, цена алкогольных  напитков включает в себя 44% налог.

     Существуют  местные налоги:

     на  проживание в гостиницах и пользование  предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%.

     За  один день посещения горячих источников с человека берут налог в размере 150 иен, а за один день использования поля для игры в гольф — 800 иен. Эти налоги взимаются дополнительно к обычному 3% потребительскому налогу.

     Владелец  автомобиля вынужден платить целую  уйму налогов: 3% потребительский налог на покупку и налог на приобретение машины, налоги на бензин, налог на саму автомашину и на ее вес. 

     3.1.3.Расходы государственного бюджета

     Особенность Японии заключается в том, что  показатель удельного веса государственных  расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран. Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.

     Японское  правительство обращает большое  внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.

     Пенсионная  система Японии достаточно сложна и  многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой  пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.

     За  счет бюджета финансируется в  Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая  помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.

     Реализуя  программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает  государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке  и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста. В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.

     За  счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

     Что касается военных расходов, то их уровень  в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. 

     3.2. Бюджеты местных органов власти.

     В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.

     Доходная  часть местных бюджетов состоит  из налоговых и неналоговых поступлений.

     Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном  управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

     В местных налогах решающая роль  принадлежит прямым налогам.

     Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и  городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%.

     Физические  лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.

     К прямым налогам относятся и  некоторые местные имущественные налоги.

     Из  местных косвенных налогов следует  отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление  электричества и газа.

     За  счет средств местных органов  власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

     Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств  расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры. 

     3.3. Специальные счета Японии

     3.3.1.  Специальные фонды

     В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

     С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая  охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

     Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой  пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

     Пенсионный  фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

     Пенсионные  фонды работников государственных  и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

     Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).

     Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника. 

     3.3.2. Финансы государственных предприятий

     В силу ряда причин в Японии сложилось  четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Информация о работе Финансы Японии