Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа
Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. В данной работе рассмотрена финансовая система Японии от ее формирования и до настоящего времени. Дана характеристика банковской системы страны, как ядра финансовой системы, рассмотрены подробно функции различных кредитных учреждений Японии.
Введение………………………………………………………..………………….2
1.Финансовая система Японии……………………………………………..…….4
1.1.Структура финансов Японии…………………………………………..4
1.2.Формирование финансовой системы………………………………….5
1.2.1. Особенности формирования японской системы…..………..6
2. Банковская система………………………………………..…………..……….8
2.1. Центральный Банк Японии……………………………...........………8
2.2. Коммерческие банки…………………………….……………….…...9
2.3. Специализированные кредитные институты……….……….……..12
2.4. Прочие кредитные институты……………………….…….…….…..13
3. Бюджетная система……………………………………….………….….……15
3.1. Бюджет центрального правительства……………………….………15
3.1.1. Бюджетный процесс…………………………………………15
3.1.2. Доходы бюджета………………………….………………….15
3.1.3. Расходы бюджета…………………………….………………19
3.2. Бюджет местных органов власти…………………………………….20
3.3. Специальные счета……………………………………………………21
3.3.1. Специальные фонды……………………..…………………...21
3.3.2. Финансы государственных предприятий……..…………….22
4.Рынок ценных бумаг ……………………………………………...……………24
4.1. Общая характеристика рынка ценных бумаг……………….……..…24
4.2. Рынок акций…………………………………………………….……...25
4.3. Рынок долговых ценных бумаг……………………………….………27
4.4. Фондовые биржи………………………………………………………29
4.4.1. Регулирование фондовой биржи………………..…………...29
Заключение………..……………………………………………..…….………….32
Список литературы……
В 1994 году 88 иностранных банков имели в Японии 143 филиала, на долю которых приходился 1% кредитного рынка страны.[6] Их основная деятельность заключалась в обслуживании внешнеторговых операций и финансировании инвестиций в иностранной валюте. До начала 80-х годов предоставление кредитов в иностранной валюте являлось исключительной привилегией иностранных банков, что обеспечивало им независимое от местных конкурентов поле деятельности.
Смысл своего присутствия в Японии иностранные банки объясняют не столько стремлением получать прибыль от текущих операций, сколько желанием иметь опорные пункты на одном из крупнейших финансовых рынков мира в рамках своей глобальной стратегии. Часть банков сосредоточивает внимание на межбанковских операциях и занимается арбитражными сделками на международных процентных и валютных рынках. Другие иностранные банки направляют основные усилия на обслуживание юридических лиц. В области межбанковских операций ведущее положение занимают американские банки, обслуживание юридических лиц рассматривается ими как второстепенное направление. Европейские и азиатские банки уделяют больше внимания местной клиентуре, той её части, деловая активность которой носит международный характер. Этим клиентам предоставляются соответствующие услуги за пределами Японии. Эти же банки обслуживают национальные фирмы, имеющие интересы в Японии. К традиционным занятиям зарубежных банков относится торговля иностранной валютой. Благодаря им, в Японии появились новые финансовые инструменты, страхующие риски в области внешней торговли. Они находят широкое применение на процентном рынке: в настоящее время Япония является одним из крупнейших международных рынков свопов.
Японские
коммерческие банки могут выступать
владельцами части акционерного
капитала корпораций (не свыше 5% общего
капитала корпораций)[6] и быть представлены
в советах компаний, в которых они имеют
собственность; выполнять трастовые операции,
связанные с выпуском ценных бумаг, но
не имеют права самостоятельно эмитировать
или размещать ценные бумаги.
2.3. Специализированные кредитные институты.
К
прочим финансовым компаниям, осуществляющим
банковские функции, относятся: банки
долгосрочного кредитования, трастовые
банки. Сегментированный характер японской
финансовой системы ярко проявляется
на примере банков долгосрочного
кредитования, инвестиционных домов и
трастовых банков.
Банки долгосрочного кредитования.
Были учреждены в 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий - ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют, по меньшей мере, 20% кредитов на оборудование.[7] Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес. Банкам долгосрочного кредитования разрешается проводить долгосрочные операции пассивного и активного характера. Пассивные операции заключаются в предоставлении кредитов крупным предприятиям, а активные операции - в формировании ресурсов в основном за счет выпуска долгосрочных долговых обязательств. Банки долгосрочного кредита ограничены в осуществлении купли-продажи ценных бумаг на вторичных рынках. Эту функцию выполняют инвестиционные дома, которые также сами эмитируют ценные бумаги.
Наиболее
известные инвестиционные дома Nomura,
Nikko, Daiwa, Yamaichi являются активными участниками
мировых финансовых рынков, господствуя,
в частности, на ранках еврооблигации.
Траст-банки.
Трастовые операции японские банки ведут отдельно от обычных операций. В денежном трасте, который представляет собой управление средствами на оговоренный период с последующей выплатой собственнику средств доверенной банку суммы и дохода на нее, единицей расчетов является стандартный "контракт" на определенную сумму. При кредитном трасте, когда доверенные банку средства получены их собственником в качестве кредита, права собственника ограничены, что фиксируется в соответствующем сертификате. В 1962 году в Японии введен пенсионный траст, то есть доверительное управление пенсионными фондами. Трастовые банки объединяют собранные за месяц фонды и вкладывают единым "блоком" в долгосрочные займы, как правило, на срок от двух до пяти лет. В доверительное управление банки также принимают ценные бумаги, недвижимость, оборудование и др.
Трастовые банки возникли в 50-х годах ХХ в. в основном путем «отпочкования» от коммерческих банков.
Первоначально создавались для управления имуществом, затем получили банковские функции.
Преимущественно
осуществляют долгосрочное финансирование
предприятий и частных лиц, а
также занимаются финансовым управлением.
В качестве ресурсов траст-банки
имеют срочные вклады и займы.
Пять из них фигурируют среди пятидесяти
крупнейших мировых банков.
2.4 Прочие кредитные институты.
Почтовые сберегательные кассы.
Государственные почтово-сберегательные кассы обеспечивают аккумулирование мелких сбережений населения. Они предоставляют частным клиентам - физическим лицам, по сравнению с другими японскими банками, более широкий перечень услуг, кредиты на более выгодных условиях.
Сберкассы
также позволяют разместить на более
выгодных условиях мелкие вклады. Благодаря
этому, государственные почтово-
Кредитные кооперативы.
Частные кредитные ассоциации, кредитные кооперативы, срочные, бессрочные сберегательные кассы и кредитные ассоциации рабочих. Всё это - банкоподобные институты, которые выдают локальные кредиты малым предприятиям, а также рабочим и служащим, принимают вклады своих членов и сберегательные вклады не членов.
Неотъемлемая
часть финансово-кредитной
Всего
в Японии действует около 6200 коммерческих
финансово-кредитных
Государство
придаёт очень большое внимание
поддержанию на плаву кредитных
учреждений в период испытания ими
трудностей. Но этому бережному отношению
в то же время сопутствует крайняя сложность
получения государственной лицензии на
право осуществления банковских операций.
3.БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА.
3.1. Бюджет центрального правительства Японии
3.1.1.Бюджетный процесс
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Подготовка
проекта бюджета осуществляется
министерством финансов и его
департаментами. Другие министерства
и ведомства готовят
С
сентября по декабрь бюджетный департамент
рассматривает поступившие
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Контроль
за расходованием утвержденных ассигнований
проводится поквартально в форме
отчетов министерств и
Общий
отчет представляется правительству,
которое, в свою очередь, отправляет
его на рассмотрение ревизионного бюро.
После того, как ревизионное бюро даст
заключение, отчет утверждается правительством
и передается на рассмотрение и утверждение
в парламент.
3.1.2.Доходы государственного бюджета
В Японии более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, остальные — за счет местных налогов. Значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет свой самостоятельный бюджет. Распределение налогов — это как бы зеркальное отражение их сбора: примерно две трети финансовых ресурсов расходуется на местные нужды, а остальные средства идут на выполнение общегосударственных функций.
Доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строятся не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют около 85% и неналоговые средства — 15%, местные органы управления имеют до четверти неналоговых поступлений. Сюда входят: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы. В неналоговые статьи дохода включается также остаток предыдущего года.
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Каждый вид государственного налога регулируется законом. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальные устанавливает местный парламент.
В стране действуют около 25 государственных и 30 местных налогов. Их можно классифицировать по трем крупным группам:
• прямые подоходные налоги на юридических и физических лиц;
• прямые налоги на имущество;
• потребительские налоги.
Основу бюджета составляют прямые налоги, которым отдается очевидное предпочтение.
Самый
высокий доход государству
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10; 20; 30; 40 и 50%. Кроме этого действует подоходный префектурный налог по трем ставкам: 5; 10 и 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в 3200 иен в год.
Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки. Но следует иметь в виду, что установлен довольно значительный необлагаемый минимум, который учитывает и семейное положение налогоплательщика. От уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные налоговые льготы имеют многосемейные. Средний годовой доход жителя Токио составлял в первой половине 1990-х годов 7100—7500 тыс. иен. В других префектурах Японии он обычно ниже. У среднеоплачиваемого человека может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налоги
на имущество юридические и