Финансы Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов. В данной работе рассмотрена финансовая система Японии от ее формирования и до настоящего времени. Дана характеристика банковской системы страны, как ядра финансовой системы, рассмотрены подробно функции различных кредитных учреждений Японии.

Оглавление

Введение………………………………………………………..………………….2
1.Финансовая система Японии……………………………………………..…….4
1.1.Структура финансов Японии…………………………………………..4
1.2.Формирование финансовой системы………………………………….5
1.2.1. Особенности формирования японской системы…..………..6
2. Банковская система………………………………………..…………..……….8
2.1. Центральный Банк Японии……………………………...........………8
2.2. Коммерческие банки…………………………….……………….…...9
2.3. Специализированные кредитные институты……….……….……..12
2.4. Прочие кредитные институты……………………….…….…….…..13
3. Бюджетная система……………………………………….………….….……15
3.1. Бюджет центрального правительства……………………….………15
3.1.1. Бюджетный процесс…………………………………………15
3.1.2. Доходы бюджета………………………….………………….15
3.1.3. Расходы бюджета…………………………….………………19
3.2. Бюджет местных органов власти…………………………………….20
3.3. Специальные счета……………………………………………………21
3.3.1. Специальные фонды……………………..…………………...21
3.3.2. Финансы государственных предприятий……..…………….22
4.Рынок ценных бумаг ……………………………………………...……………24
4.1. Общая характеристика рынка ценных бумаг……………….……..…24
4.2. Рынок акций…………………………………………………….……...25
4.3. Рынок долговых ценных бумаг……………………………….………27
4.4. Фондовые биржи………………………………………………………29
4.4.1. Регулирование фондовой биржи………………..…………...29
Заключение………..……………………………………………..…….………….32
Список литературы……

Файлы: 1 файл

План курсовой работы.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

     В ходе кризиса 1927 года начался процесс  разорения маломощных банков. В 1927 году был принят новый закон о банках, в котором был впервые оговорен обязательный для банков минимум капитала. Тем самым закон побудил банки к слиянию и укрупнению. В результате этих процессов, к исходу Второй мировой войны, в стране насчитывалось всего 64 обычных и 4 сберегательных кредитных института.[4] Обычные банки получили права сберегательных, а межбанковские расчеты стали осуществляться через Банк Японии. 

     1.2.1. Особенности формирования банковской системы Японии.

     После окончания Второй мировой войны  в условиях крайне низкой конъюнктуры  и крупного бюджетного дефицита в  Японии началась гиперинфляция. Были предприняты  чрезвычайные меры в области денежного  обращения: блокированы сбережения населения и банковские ценные бумаги. В области кредитования начал осуществляться «курс на развитие производства», в соответствии с которым были определены приоритетные направления кредитования, а ссуды в другие отрасли целенаправленно ограничивались.

     В послевоенный период был взят курс на создание немногочисленных банков, действующих по всей стране, а также на образование местных банков по принципу: «одна префектура — один банк». Эти два вида банков должны были осуществлять финансирование на уровне всей страны и регионов. Для предотвращения безработицы, поддержания деятельности средних и мелких предприятий были созданы кредитная кооперация и доверительные фонды.

     По  мере оживления национальной экономики, а также для стимулирования экспорта стали создаваться частные финансовые учреждения по предоставлению кредитов на длительный срок и специализированные кредитные банки. В Японии в послевоенный период основные финансовые рычаги остались в руках частных банков.[5] Однако степень государственного контроля за их деятельностью оставалась очень высокой.

     Параллельно с частными банками была воссоздана разветвленная сеть правительственных  институтов. Для кредитования внешней  торговли в 1950г. был основан Экспортный банк, главной функцией которого на этом этапе являлось кредитование экспорта продукции японского судостроения и машиностроения. Капитал банка принадлежит государству, а контроль за его деятельностью осуществляет министерство финансов. В 1951 г. был учрежден Японский банк развития с передачей ему средств и функций Банка финансирования восстановления и Эквивалентного фонда, действовавшего с 1949 г. для зачисления выручки от реализации товаров, поступивших в порядке помощи от США.

     Деятельность  банка сосредоточена на льготном (на сроки менее 1 года) кредитовании отраслей экономики, в выдаче кредитов, которого не заинтересованы частные банки.

     Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование  финансово-промышленных групп.

     Во  главе каждой из них стоит крупный  частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров. 
 

 

      2.БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

     2.1.Центральный Банк Японии.

     Первые банки современного типа появились в Японии после 1872 года как частные «национальные банки». Как коммерческие банки они имели филиалы по всей стране и обладали правом эмиссии банкнот. Тогда насчитывалось около 150 таких банков. «Национальные банки» интенсивно выпускали неконвертируемые банкноты и тем самым способствовали росту инфляции, тормозившей развитие производительных сил. В этих условиях возникла острая необходимость создания центрального банка Японии, который был основан в 1882 году на срок 30 лет (затем срок продлили ещё на 30 лет). Этот банк получил монопольное право эмиссии банкнот, а существовавшие ранее «национальные банки» должны были прекратить эмиссию банкнот и постепенно изымать находящиеся в обращении банкноты.

     До 1 апреля 1998 года Банк Японии действовал на основании Закона о Банке Японии 1942 года с учётом поправок 1947-го и 1949 годов. В 1979 году закон был несколько модернизирован: было покончено с назначениями сроков полномочий центрального банка, он получил бессрочный статус. С 1 апреля 1998 года вступил силу новый Закон о Банке Японии.[5]

     Уставный  капитал банка составляет 100 млн  иен и на 55% принадлежит государству, а на 45% частным лицам, финансовым институтам, страховым компаниям  и другим частным акционерам.[6] Акционерам гарантированы дивиденды в размере 4%, которые в случае получения банком очень высоких прибылей могут быть увеличены до 5%. Вся остальная прибыль банка поступает в государственный бюджет.

     Основные  задачи банка заключаются в регулировании:

     • денежного обращения;

     • курса национальной денежной единицы - иены, которое достигается поддержанием оптимальной величины находящейся в обращении денежной массы и курса иены на международных валютных рынках;

     • кредитной системы, поддержании  её стабильности.

     С 1957 года в Японии действует система обязательного резервирования, в соответствие с которой кредитные учреждения обязаны размещать в Банке Японии определённую сумму резервных депозитов. Поддержание ликвидности в национальной банковской системе обеспечивается рефинансированием со стороны Банка Японии. Посредством использования системы рефинансирования и регулирования процентных ставок Банк Японии контролирует финансовую систему страны.

     Помимо  банка Японии и государственных  финансовых институтов в банковскую систему Японии входят коммерческие банки, банки долгосрочного кредитования, инвестиционные банки, трастовые банки и кооперативные банки. Также к японской финансовой системе причисляют почтовые сберегательные кассы, кредитные кооперативы, страховые компании.  
 

     2.2. Коммерческие банки.

     Коммерческие  банки можно классифицировать следующим  образом:

           • городские банки

           • региональные банки

           • иностранные банки 

     Городские банки – это 11 частных банков играющих ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков.

     По  операциям городских банков за рубежом лидирует «Банк Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк».

     В апреле 1982 года вступил в силу новый  банковский закон, который отменил  действовавший до сих пор закон от 1928 года. В соответствии с новым законом коммерческим банкам разрешено осуществлять в качестве вспомогательных операций торговлю ценными бумагами. Тем самым, городские банки получили прямой доступ к торговле ценными бумагами на японской бирже, что до сих пор было монополией специализирующихся на торговле ценными бумагами брокерских фирм. Таким образом, был начат процесс универсализации городских банков Японии.

     В настоящее время городские банки  завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

     Эти банки также стараются максимально  привлекать сбережения частных лиц, существующие в очень больших размерах в Японии в виде срочных депозитов, так как эти сбережения на протяжении длительного периода времени являются формой накопления в целях обеспечения при выходе на пенсию. Но на этом рынке привлечённых депозитов коммерческие банки находятся не в самом привилегированном положении. С одной стороны, их основным конкурентом в этой области является сеть почтовых учреждений, которым японцы традиционно отдают предпочтение при размещении своих финансовых сбережений и у которых имеются налоговые льготы. Также большие льготы, чем у городских банков, имеют трастовые банки. С другой стороны, городские банки не участвуют в управлении фондами страхования жизни. И, наконец, в силу своей специализации городские банки не могут сами управлять портфелем ценных бумаг частных лиц. 

     Региональные  банки – это 64 региональных банка, которые функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органов местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков. 

     Иностранные банки.

     На  местном рынке среди иностранных  банков доминируют банки США и  Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

     До  конца 60-х годов денежный рынок  страны был открыт лишь для избранных  иностранных банков, получивших «прописку» еще до второй мировой войны или  в первые послевоенные годы. Первые отделения иностранных банков были открыты еще на рубеже столетия - «Гонконг энд Шанхай бэнкинг корп.» открыла в Иокогаме свою контору в 1865 году, за ней последовал «Чартеред бэнк». Первый американский банк был открыт в 1902 году. Большая часть «старых» банков обосновалась в Японии в период оккупации страны войсками США, до подписания в 1952 году Сан-Францисского мирного договора.[6] Это были так называемые банки, вносящие существенный вклад в национальную экономику. После этого вплоть до осени 1970 года климат для открытия новых отделений иностранных банков в Японии был неблагоприятным: перед иностранными банками устанавливались жесткие барьеры, препятствующие их проникновению в страну. Такая политика властей определялась нежеланием увеличения числа иностранных банков, а также господствующей точкой зрения, что страна «переполнена банками». Последнее касалось и японских банков.

     В 1970 году было пересмотрено отношение  к росту иностранного присутствия  в национальном банковском секторе  Японии. Это было связано со следующими факторами:

     • Крупнейшие японские банки стремились расширить свое присутствие за рубежом, следуя за динамично развивающимся промышленным сектором. Вместе с тем открытие их отделений за границей при отсутствии взаимности в данном вопросе оказалось крайне затруднено.

     • Высокие темпы роста национальной экономики требовали иностранных инвестиций, источником и проводником которых могли стать иностранные банки.

     • Необходимость улучшения экономических  отношений с США.

     • Стремление ведущих политиков и  финансистов к либерализации  банковского дела в стране для  превращения Японии в валютно-финансовый центр Азии.

     Согласно  условиям либерализации, для иностранных  банков открывались три пути проникновения  в Японию: создание нового банка  с иностранным капиталом или  учреждение банка со смешанным капиталом, участие в управлении существующим банком и открытие отделения. Число отделений иностранных банков стало быстро расти.

     Сейчас  японское законодательство не делает различия между иностранными и японскими  банками: те и другие наделены равными  правами. Национальная специфика этого законодательства, непривычная для иностранцев, заключается в том, что оно устанавливало до 1992 года строгое разграничение между коммерческими банковскими операциями и операциями с ценными бумагами и запрещало совмещать эти два вида деятельности в одном кредитном учреждении. Поправки к банковскому закону, принятые в 1992 году, ослабили жёсткость этого требования и открыли путь к универсализации банков.

     Для западного банкира с его предпринимательской  философией, сориентированной на получение  максимальной прибыли, не всегда понятен смысл предпринимательской стратегии японцев, ставящей во главу угла захват как можно большей доли рынка и увеличение оборота. При столкновении этих двух принципов экономического мышления западные банкиры оказываются в Японии зачастую в проигрыше. Другая трудность для иностранцев заключается в доминирующем положении в экономике Японии замкнутых промышленно-финансовых группировок, в центре которых стоят крупнейшие банки, прежде всего так называемые сити-банки. В этих группировках самым тесным образом переплетены финансовые интересы и личные отношения, покоящиеся на многовековом фундаменте японских морально-этических традиций. Каждый из участников группировки всегда может рассчитывать на помощь со стороны других её членов, в том числе и ведущего банка. Обращение за кредитом вне рамок группировки - явление достаточно редкое, и наблюдается оно лишь тогда, когда «свой» банк такой кредит предоставить не может, причем получение кредита со стороны происходит с ведома и согласия «своего» банка. Ещё одной непривычной для Запада особенностью японской банковской системы является дотошный надзор со стороны Минфина и ЦБ, который может распространяться и на текущие операции. Все крупные финансовые сделки необходимо согласовывать с вышестоящими властями. Из этого правила не делается исключения и для иностранных банков, которые обязаны регулярно докладывать Банку Японии о своей коммерческой деятельности. В свою очередь, банки информируются о тенденциях на финансовом рынке.

Информация о работе Финансы Японии