Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:23, реферат

Краткое описание

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем, природой и функциями государства.

Файлы: 1 файл

Лекции финансы предпр.doc

— 395.00 Кб (Скачать)

      Принципы  финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности.

      1) принцип единства предполагает, что планирование должно иметь,  системный характер, т. е. представлять  собой совокупность взаимосвязанных  элементов, развивающихся в едином  направлении ради общей цели. Единство плановой деятельности должно обеспечиваться общностью целей фирмы;

      2) принцип координации выражается  в том, что нельзя планировать  эффективную деятельность одного  подразделения фирмы вне связи  с другими и всякие изменения в планах одной структурной единицы должны  
 

 быть  отражены в планах других. Взаимосвязь  и синхронность — ключевые черты  координации планирования на предприятии;

      3) принцип участия означает, что  каждый специалист фирмы независимо от должности и выполняемой им функции участвует в планировании;

      4) принцип непрерывности заключается  в том, что, во-первых, планирование должно осуществляться систематически в рамках установленного цикла, а во-вторых, разработанные планы должны непрерывно сменять друг друга (план закупок -> план производства -> план по маркетингу). В то же время неопределенность внешней и внутренней среды обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы;

      5) принцип гибкости, состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают так называемые резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.);

      6) принцип точности предполагает, что планы предприятия должны  быть конкретизированы и детализированы в тон степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

      Эти общие положения целесообразно  дополнить принципами именно финансового планирования, включающими в себя;

      1) принцип соотношения сроков получения  и использования средств — капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

      2) принцип платежеспособности —  планирование денежных средств должно постоянно обеспечивать платежеспособность предприятия, т. е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обязательств; 
 
 

      3) принцип рентабельности капиталовложений  — для капиталовложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг), привлекая заемный капитал лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;

      4) принцип сбалансированности рисков  — особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений);

      5) принцип приспособления к потребностям  рынка – важно учитывать конъюнктуру  рынка и зависимость предприятия  от предоставления кредитов;

      6) принцип предельной рентабельности  — целесообразно выбирать те  капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

         Финансовое планирование на отечественных предприятиях прошло довольно сложный путь развития. В дореволюционной России акционерными обществами с публичной отчетностью разрабатывался лишь один финансовый план — прогноз отчетного баланса планового года, т.е. говоря современным языком, баланс активов и пассивов.

      В послеоктябрьский период, когда национализированную  промышленность перевели на сметное финансирование, основным финансовым документом предприятия стала смета прихода и расхода — аналог современного сводного бюджета расходов и доходов предприятия. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. тресты и подведомственные им предприятия стали разрабатывать годовые промтехфинпланы. включавшие составной частью финансовый план в форме баланса доходов и расходов.

      По  мере развития социалистического планирования несколько менялась и совершенствовалась форма финансового плана. До 1958 г. его составляли по принципу «брутто», показывая в его доходной части всю выручку от реализации продукции, а в расходной - себестоимость.  

      С 1958 г. в основу составления баланса доходов и расходов предприятия был положен принцип «нетто», предполагающий отражение только доходов в форме прибыли, амортизации, ряда других важнейших поступлений и расходов. Баланс доходов и расходов состоял из четырех разделов: «I. Доходы и поступления средств»; «II. Расходы и отчисления средств»; «III. Взаимоотношения с кредитной системой»; «IV. Взаимоотношения с бюджетом».

      Кроме того, в справочном разделе приводили плановые данные об объеме реализованной продукции и нормативе собственных оборотных средств. В процессе разработки баланса доходов и расходов выполняли более десятка вспомогательных расчетов, в частности плана реализации и прибыли, ее распределения, потребности в оборотных средствах, амортизационных отчислений, финансирования капитальных вложений, фондов экономического стимулирования и ряд других.

      В 1965 году предприятия формально получили право самостоятельно разрабатывать финансовый план, однако использовать это право на практике не могли. В условиях командно-административной системы государство посредством всеобъемлющего планирования активно воздействовало на пропорции производства, распределение частей валового общественного продукта и национального дохода на цели потребления и накопления, координировало в масштабах всего народного хозяйства движение материальных и финансовых ресурсов. В значительной степени успех обеспечивался именно императивностью плановых заданий, возведенных в ранг закона, нарушение которого должно караться.

      Финансовое  планирование на предприятиях было тесно  связано с бюджетным, кредитным и кассовым планированием, а также балансом денежных доходов и расходов населения, что позволяло не допускать общественного бюджетного дефицита и в целом обеспечивать сбалансированность движения материальных и финансовых ресурсов.  

      Методику  разработки финансовых планов во всех отраслях устанавливало Министерство финансов СССР, которое ежегодно доводило до отраслевых министерств указания, вытекающие из проекта бюджета. Предприятия, ориентируясь  на спущенные отраслевыми министерствами контрольные цифры (объемы прибыли, капитальных вложений, нормативы и размер отчислений в фонды экономического стимулирования и др.). разрабатывали (в августе - сентябре) проекты годовых финансовых планов и направляли их в вышестоящие организации.

      Последние эти планы обобщали в сводные  планы — заявки министерств, которые  и направляли в Госплан СССР и  Министерство финансов СССР. Заявки (обычно завышенные в части бюджетного финансирования) использовали при разработке проекта бюджета. После утверждения бюджета и народнохозяйственного плана министерства направляли подведомственным предприятиям «возвратные планы», вытекающие из бюджетных показателей.

      Подобный  порядок планирования сковывал инициативу предприятий, ориентировал на занижение  плановых объемов производства, прибыли  и стимулировал необоснованный высокий  спрос на бюджетное финансирование инвестиций. Попытки модернизировать эту систему в   1970-х — 1980-х гг. носили косметический характер и не привели к существенным изменениям.

      После перехода России к рынку высокие  темпы инфляции, непредсказуемость налогового законодательства снизили интерес предприятий к финансовому планированию. Даже текущие годовые планы стали составлять в основном только государственные предприятия и крупные акционерные общества. Большинство малых и средних фирм практически отказались от разработки годовых и перспективных планов. 
 
 

        Однако по мере стабилизации экономики, снижения темпов инфляции, роста конкуренции на внутренних и внешних рынках, с приходом нового поколения менеджеров и собственников интерес к финансовому планированию, особенно его новым, рыночным аспектам снова пробудился. Этому способствовало и утверждение Минэкономики РФ методических указаний разработке финансовой политики и финансовому планированию.

      Современная система финансового планирования на предприятиях России является важнейшим элементом обеспечения производственной и финансовой устойчивости российского предприятия и состоит из систем бюджетного планирования:

      1) деятельности структурных подразделений  предприятия;

      2) деятельности предприятия в целом.

      В рамках указанных систем реализуются  процессы формирования согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.

      Бюджетное планирование несет в себе следующие  основные преимущества:

      1) помесячное планирование бюджетов  структурных подразделений дает  более реальное представление об объемах и структуре доходов и расходов, чем-то, что можно составить на основе ныне действующей отчетности;

      2) структурным подразделениям предприятия  предоставляется большая самостоятельность  в расходовании средств на  оплату труда в рамках утвержденных месячных бюджетов;

      3) минимизация числа планируемых  показателей позволяет снизить затраты рабочего времени персонала экономических служб предприятия;

      4) достигается экономия денежных  ресурсов, что особенно важно,  если предприятие переживает  финансовый кризис.  
 
 

      Эффективное бюджетное планирование на уровне структурных подразделений предприятия обеспечивается сквозной системой бюджетов, которая охватывает весь денежный оборот и включает в себя:

      1) бюджет материальных затрат;

      2) бюджет потребления энергии;

      3) бюджет фонда оплаты труда;

      4) бюджет амортизационных отчислений;

      5) бюджет прочих расходов;

      6) бюджет погашения ссуд банков;

      7) налоговый бюджет.

      При составлении бюджетов структурных  подразделений и служб предприятий  руководствуются принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия.

      Таким образом, сводный бюджет предприятия  равен сумме бюджетов структурных  подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета.

      Оптимальным считается бюджет доходная часть  которого равна расходной части. Дефицитный бюджет нуждается в корректировке посредством увеличения доходов или снижения расходов.

      Для определения финансового потенциала на текущий и долговременный периоды предприятия вправе разрабатывать несколько видов финансовых планов (бюджетов), таких как, баланс (план) доходов и расходов, план распределения валовой и чистой прибыли, кассовый план (заявка), прогноз баланса пассивов и активов, план движения денежных средств по видам деятельности и др.  

      Зарубежные  авторы советуют также разрабатывать  перспективные (на два-пять лет) бюджеты. Однако сегодняшняя экономическая ситуация в России вряд ли допускает составление перспективных планов (на период более одного года). Также необходимо отметить, что перспективы планирования на отечественных предприятиях осложняются во-первых несопоставимостью либо недостаточностью статистических данных, ограниченных рамками короткого исторического периода, а во-вторых, экономической нестабильностью в России. Но, по мере стабилизации экономической ситуации, необходимость и возможность разработки долгосрочных планов отечественными предприятиями станет очевидной.

      Финансовое  планирование подразделяется на три  вида:

Информация о работе Финансы предприятия