Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:23, реферат
Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем, природой и функциями государства.
Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности.
1)
принцип единства предполагает,
что планирование должно иметь,
2)
принцип координации
быть отражены в планах других. Взаимосвязь и синхронность — ключевые черты координации планирования на предприятии;
3)
принцип участия означает, что
каждый специалист фирмы
4)
принцип непрерывности
5) принцип гибкости, состоит в придании планам и планированию способности изменяться при возникновении непредвиденных обстоятельств. Гибкость планам придают так называемые резервы безопасности (ресурсы, производственные мощности и т. д.);
6)
принцип точности предполагает,
что планы предприятия должны
быть конкретизированы и
Эти общие положения целесообразно дополнить принципами именно финансового планирования, включающими в себя;
1)
принцип соотношения сроков
2)
принцип платежеспособности —
планирование денежных средств
должно постоянно обеспечивать платежеспособность
предприятия, т. е. наличие ликвидных средств,
достаточных для погашения краткосрочных
обязательств;
3)
принцип рентабельности
4)
принцип сбалансированности
5)
принцип приспособления к
6)
принцип предельной
Финансовое планирование на отечественных предприятиях прошло довольно сложный путь развития. В дореволюционной России акционерными обществами с публичной отчетностью разрабатывался лишь один финансовый план — прогноз отчетного баланса планового года, т.е. говоря современным языком, баланс активов и пассивов.
В послеоктябрьский период, когда национализированную промышленность перевели на сметное финансирование, основным финансовым документом предприятия стала смета прихода и расхода — аналог современного сводного бюджета расходов и доходов предприятия. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. тресты и подведомственные им предприятия стали разрабатывать годовые промтехфинпланы. включавшие составной частью финансовый план в форме баланса доходов и расходов.
По
мере развития социалистического планирования
несколько менялась и совершенствовалась
форма финансового плана. До 1958 г. его составляли
по принципу «брутто», показывая в его
доходной части всю выручку от реализации
продукции, а в расходной - себестоимость.
С 1958 г. в основу составления баланса доходов и расходов предприятия был положен принцип «нетто», предполагающий отражение только доходов в форме прибыли, амортизации, ряда других важнейших поступлений и расходов. Баланс доходов и расходов состоял из четырех разделов: «I. Доходы и поступления средств»; «II. Расходы и отчисления средств»; «III. Взаимоотношения с кредитной системой»; «IV. Взаимоотношения с бюджетом».
Кроме того, в справочном разделе приводили плановые данные об объеме реализованной продукции и нормативе собственных оборотных средств. В процессе разработки баланса доходов и расходов выполняли более десятка вспомогательных расчетов, в частности плана реализации и прибыли, ее распределения, потребности в оборотных средствах, амортизационных отчислений, финансирования капитальных вложений, фондов экономического стимулирования и ряд других.
В 1965 году предприятия формально получили право самостоятельно разрабатывать финансовый план, однако использовать это право на практике не могли. В условиях командно-административной системы государство посредством всеобъемлющего планирования активно воздействовало на пропорции производства, распределение частей валового общественного продукта и национального дохода на цели потребления и накопления, координировало в масштабах всего народного хозяйства движение материальных и финансовых ресурсов. В значительной степени успех обеспечивался именно императивностью плановых заданий, возведенных в ранг закона, нарушение которого должно караться.
Финансовое
планирование на предприятиях было тесно
связано с бюджетным, кредитным и
кассовым планированием, а также балансом
денежных доходов и расходов населения,
что позволяло не допускать общественного
бюджетного дефицита и в целом обеспечивать
сбалансированность движения материальных
и финансовых ресурсов.
Методику разработки финансовых планов во всех отраслях устанавливало Министерство финансов СССР, которое ежегодно доводило до отраслевых министерств указания, вытекающие из проекта бюджета. Предприятия, ориентируясь на спущенные отраслевыми министерствами контрольные цифры (объемы прибыли, капитальных вложений, нормативы и размер отчислений в фонды экономического стимулирования и др.). разрабатывали (в августе - сентябре) проекты годовых финансовых планов и направляли их в вышестоящие организации.
Последние эти планы обобщали в сводные планы — заявки министерств, которые и направляли в Госплан СССР и Министерство финансов СССР. Заявки (обычно завышенные в части бюджетного финансирования) использовали при разработке проекта бюджета. После утверждения бюджета и народнохозяйственного плана министерства направляли подведомственным предприятиям «возвратные планы», вытекающие из бюджетных показателей.
Подобный порядок планирования сковывал инициативу предприятий, ориентировал на занижение плановых объемов производства, прибыли и стимулировал необоснованный высокий спрос на бюджетное финансирование инвестиций. Попытки модернизировать эту систему в 1970-х — 1980-х гг. носили косметический характер и не привели к существенным изменениям.
После
перехода России к рынку высокие
темпы инфляции, непредсказуемость
налогового законодательства снизили
интерес предприятий к финансовому планированию.
Даже текущие годовые планы стали составлять
в основном только государственные предприятия
и крупные акционерные общества. Большинство
малых и средних фирм практически отказались
от разработки годовых и перспективных
планов.
Однако по мере стабилизации экономики, снижения темпов инфляции, роста конкуренции на внутренних и внешних рынках, с приходом нового поколения менеджеров и собственников интерес к финансовому планированию, особенно его новым, рыночным аспектам снова пробудился. Этому способствовало и утверждение Минэкономики РФ методических указаний разработке финансовой политики и финансовому планированию.
Современная
система финансового
1)
деятельности структурных
2)
деятельности предприятия в
В рамках указанных систем реализуются процессы формирования согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Бюджетное планирование несет в себе следующие основные преимущества:
1)
помесячное планирование
2)
структурным подразделениям
3) минимизация числа планируемых показателей позволяет снизить затраты рабочего времени персонала экономических служб предприятия;
4)
достигается экономия денежных
ресурсов, что особенно важно,
если предприятие переживает
финансовый кризис.
Эффективное бюджетное планирование на уровне структурных подразделений предприятия обеспечивается сквозной системой бюджетов, которая охватывает весь денежный оборот и включает в себя:
1) бюджет материальных затрат;
2) бюджет потребления энергии;
3) бюджет фонда оплаты труда;
4) бюджет амортизационных отчислений;
5) бюджет прочих расходов;
6) бюджет погашения ссуд банков;
7) налоговый бюджет.
При
составлении бюджетов структурных
подразделений и служб
Таким образом, сводный бюджет предприятия равен сумме бюджетов структурных подразделений, налогового и кредитного бюджетов. Дирекции предприятия целесообразно добиваться более активного участия всех структурных подразделений в подготовке бизнес-плана и консолидированного бюджета.
Оптимальным считается бюджет доходная часть которого равна расходной части. Дефицитный бюджет нуждается в корректировке посредством увеличения доходов или снижения расходов.
Для
определения финансового
Зарубежные авторы советуют также разрабатывать перспективные (на два-пять лет) бюджеты. Однако сегодняшняя экономическая ситуация в России вряд ли допускает составление перспективных планов (на период более одного года). Также необходимо отметить, что перспективы планирования на отечественных предприятиях осложняются во-первых несопоставимостью либо недостаточностью статистических данных, ограниченных рамками короткого исторического периода, а во-вторых, экономической нестабильностью в России. Но, по мере стабилизации экономической ситуации, необходимость и возможность разработки долгосрочных планов отечественными предприятиями станет очевидной.
Финансовое планирование подразделяется на три вида: