Финансы предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 16:23, реферат

Краткое описание

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях.
Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяется экономическим строем, природой и функциями государства.

Файлы: 1 файл

Лекции финансы предпр.doc

— 395.00 Кб (Скачать)
    1. определение состава и структуры оборотных средств,
    2. установление потребности оборотных средств,
    3. определение источников формирования оборотных средств,
    4. распоряжение оборотными средствами,
    5. ответственность за сохранность и эффективное использование оборотных средств.

    По  источникам формирования оборотные  средства делятся на собственные (средства постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных средств) и заемные (кредиты банков, кредиторская задолженность). Полная зависимость от заемных средств также негативно отражается на финансовом состоянии предприятия.

    Ускорение оборота  оборотных средств позволяет  высвободить значительные суммы  и таким образом увеличить  объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвобождающиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия. 
 
 
 
 
 

    Управление  имуществом предприятия  и источниками его финансирования 

    Для осуществления своей деятельности предприятие должно располагать  определенным набором экономических  ресурсов, или имуществом.

    Имущество предприятия – это материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности.

    К числу материально-вещественных элементов  относятся земля, машины, сырье, готовая  продукция, денежные средства.

Нематериальные  элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия. К ним относятся:         

    • название фирмы,
    • круг постоянных клиентов,
    • навыки руководства,
    • квалификация персонала
    • способы производства.

    Первоначально имущество создается за счет имущества, переданного ему учредителями в  виде вкладов. Имущество предприятия  увеличивается в процессе производственной и хозяйственной деятельности.

    Денежная  оценка имущества называется капиталом. По источникам формирования капитал  делится на собственный и заемный, по объектам  инвестирования капитал  делится на основной и оборотный.

    Основной капитал – это основные фонды предприятия, которые подразделяются на производственные и непроизводственные, имеют отраслевой разрез, классифицируются по видам, которые имеют активную и пассивную их части. 

    В управлении основными фондами используется дифференцированная система стоимостных оценок, базовыми из которых является первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость, а также применение пропорциональных и регрессивных методов начисления амортизации.

    Оборотный капитал включает оборотные средства предприятия (оборотные производственные фонды и фонды обращения).

    Управление  оборотным капиталом сводится к  эффективному использованию запасов, совершенствование нормирования, улучшению  организации снабжения сырья  и сбыта готовой продукции, что  приводит к увеличению скорости оборота оборотных средств и улучшения финансовых показателей предприятия.

    Собственный и заемный капитал – это  источники финансирования основного  и оборотного капитала.

    Собственный капитал формируется за счет уставного, добавочного, резервного капитала и прибыли. Заемный капитал это финансовые средства сторонних предприятий (займы, кредиты, кредиторская задолженность).

    Управление  финансовыми ресурсами предприятия  сводится к рациональному соотношению  собственных и заемных средств, которое может быть разным в зависимости от политики руководства предприятия, отраслевых особенностей, целей привлечения средств. 
 
 
 
 
 
 
 

    Выручка от реализации и доходы предприятия 

    Социально-экономическое  развитие России в период перехода к рыночным отношениям сопровождается качественными структурными сдвигами в сторону интенсификации производства.

    В этих условиях важным фактором дальнейшего  развития любого предприятия является поток поступающих денежных средств, превышающий платежи. От наличия  или отсутствия доходов будет зависеть в конечном счете возможность функционирования предприятия, её конкурентоспособность и финансовое положение.

    В свою очередь важнейшими факторами  роста доходов являются увеличение объёмов производства и реализации продукции, внедрения научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда, снижение себестоимости, улучшения качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь указанных факторов.

    Основной  источник доходов предприятия –  выручка от реализации продукции, а  именно та её часть, которая остаётся за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию продукции.

    Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. В условиях радикального изменения управления экономикой объём выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей хозяйствующих субъектов. Данный показатель создаёт заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема  

выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной  продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции).

    Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые  отвечают требованиям потребителей и пользуется большим спросом. А для этого необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объёмов её реализации. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции отвечает требованиям коммерческого расхода и, в сою очередь, способствует развитию предпринимательской деятельности.

    Заинтересованность  предприятий в производстве и  реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции отражается на величине прибыли, которая при  прочих равных условиях находится в  прямой зависимости от объёмов реализации этой продукции

    Конкретный  метод определения выручки от реализации продукции устанавливается  самим предприятием на длительный период времени.

    Традиционный  метод определения выручки от реализации продукции состоит в  том, что реализация считается совершенной  по мере оплаты продукции и поступления денег либо на счет фирмы в банке, либо наличными в её кассу. Наряду с этим выручка от реализации может быть исчислена и по отгрузке продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов. 
 

    Лишь  при взаимоотношениях с налоговым органом предприятие обязано исчислять выручку от реализации вторым методом.

    Кроме выручки от реализации продукции  в результате основной деятельности в качестве источников доходов могут  выступать проценты по выданным кредитам, авансы от покупателей, суммы в погашение дебиторской задолженности и прочие поступления.

    Наряду  с основной деятельностью фирма  занимается также инвестиционной и  финансовой деятельностью, в результате чего также образуются соответствующие  виды доходов. Так, от инвестиционной деятельности могут поступать доходы от продажи основных фондов, нематериальных активов; дивиденды, проценты от долгосрочных финансовых вложений, от погашения ранее выданных кредитов и другие виды доходов от инвестиций. В результате финансовой деятельности поступают доходы от выпуска и реализации акций, облигаций и других ценных бумаг.

    Все потоки денежных средств по трем сферам деятельности предприятия взаимосвязаны  и по мере необходимости могут  перетекать из одной сферы в другую.

    Объем выручки от реализации продукции и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и от уровня применяемых цен.

    Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и  розничными.

    Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам продукция  

реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям.

    Оптовая цена промышленности включает в себя оптовую цену предприятия, НДС и акцизы. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включается наценка для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.

    Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). Если оптовые  цены применяются преимущественно  во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются  конечному потребителю – населению. 

Структура розничной цены.

      

    

      

      

      

      
 

    

    

      

    

      
 
 
 
 

    Уровень свободных и регулируемых цен  является важнейшим фактором, влияющим на выручку от реализации продукции, а, следовательно, и на величину прибыли.

    Установление  оптимального уровня цены, обеспечивающей рентабельность всей деятельности, имеет ключевое значение в работе предприятия. Существуют два возможных метода формирования цены. Это – традиционный, так называемый затратный метод и рыночный.

    Затратный метод предполагает, что уровень  цены должен покрывать все затраты на производство и реализацию продукции и обеспечивать получение прибыли.

    При рыночном методе уровень цены стал определяться не столько затратами  самого предприятия, сколько рыночными  принципами реализации, требованиями покупателей. Стали учитываться конкуренция, объёмы продаж, эластичность спроса на данную продукцию, уровень безубыточности. 
 
 

    Сущность  и виды аренды 

    Аренда  - это основанный на договоре имущественный  наем предполагающий срочное, возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. Согласно законодательству в случае аренды недвижимости договор подлежит государственной регистрации. Правовые основы регулирования арендных отношений зафиксированы ГК РФ. 

    Экономическая сущность аренды как дополнительный источник финансирования предприятия, увеличение его доходов от имущества, временно не участвующего в производственном цикле.

    В зависимости от объекта договора и его особенностей различают следующие виды аренды:

    1. по объекту договора (аренда оборудования, аренда транспортных средств, аренда зданий, земельных участков),
    2. в зависимости от вида договора (договор аренды, договор проката, договор финансовой аренды (лизинг).
    3. в зависимости от изменения права собственности (аренда без выкупа имущества, аренда с выкупом имущества),
    4. в зависимости от срока аренды( аренда с ограниченным сроком, аренда на неограниченный срок),
    5. в зависимости от длительности периода (долгосрочная от 5 до 15 лет, среднесрочная от 1 до 5 лет, краткосрочная до 1 года.

    В договоре аренды участвуют 2 стороны:

    Арендодатель  – собственник имущества, сдающий  его в аренду,

    Арендатор – получатель имущества, использующий его в своих целях, согласно условиям, зафиксированным в договоре.

Информация о работе Финансы предприятия