Финансы малого бизнеса (на примере ООО "Веста")

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 07:18, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования.
Также можно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства создает прекрасные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор и т.д.

Оглавление

Введение
Глава 1 Теоретические основы финансов малого бизнеса.
1.1Понятие малого бизнеса
1.2 Значение и задачи малого предприятия
1.3 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства
Глава 2 Анализ организации финансов малого предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия, анализ имущества и источников его формирования
2.2Сравнительный анализ действующей упрощенной системы налогообложения с ранее действующим законодательством
Глава 3 Предложения по улучшению организации финансов малого предпринимательства
3.1Предложения по развитию деятельности ООО «Веста»
3.2Предложения по поддержке малого предпринимательства
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая особенности организации финансов предприятия малого бизнеса.doc

— 319.00 Кб (Скачать)

Другая важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных аппаратов и многого другого. В США, например, малый бизнес производит более 60 % всех услуг, половину всей продукции и почти половину всех идей и нововведений.

Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.

Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т.п. создаются малые предприятия.

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
 

1.3 Государственная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства

 

ОАО «РосБР» реализует государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года.

Партнёрами РосБР являются 80 банков, которые в 2009 году получили 97% предусмотренных лимитами средств. Предприниматели, получившие кредиты по Программе финансовой поддержки, смогли увеличить объёмы выручки, сохранить рабочие места. «РосБР и в дальнейшем продолжит активную работу по финансированию МСП.

Основными задачами Банка в области поддержки МСП являются:

1.   обеспечение равных возможностей доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесрочным и долгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, в первую очередь в ресурсодефицитных регионах;

2.   организация финансовой поддержки, в первую очередь, предприятий производственной сферы, а также предприятий, реализующих инновационные и высокотехнологичные проекты, тем самым, способствуя изменению отраслевой структуры кредитования;

3.   финансирование построения и развития инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий (организаций, предоставляющих микрокредиты, бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний, региональных фондов поддержки МСП, технопарков, многофункциональных деловых центров для субъектов МСП и т.д.).

С 19 июня 2009 года Банк начал реализацию программы «Рефинансирование».

Программа осуществляется в соответствии с утвержденным 05 февраля 2009 года Наблюдательным советом Внешэкономбанка Порядком осуществления государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям:

- через банки-партнеры;

- через организации инфраструктуры поддержки.

Получить финансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель, которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам (условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратиться к участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).

ОАО «РосБР» не предоставляет финансирование или иные виды услуг непосредственно субъектам МСП.

В целях реализации Программы ОАО «РосБР» производит:

- оценку и отбор участников Программы;

- распределение между ними денежных средств на дальнейшую поддержку субъектов МСП;

- контроль целевого использования предоставленных средств.

Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов, регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.

Финансирование МСП через банки-партнеры. Банки являются основным источником финансовых средств для предприятий МСП, поэтому совершенствование именно этого направления приоритетно для Российского банка развития.

Для обеспечения равнодоступности средств финансовой поддержки субъектов МСП используется региональные лимиты. Они утверждаются Наблюдательным советом РосБР в соответствии с предложениями, подготовленными Минэкономразвития России в зависимости от уровня развития сегмента МСП и достаточности его кредитования в конкретном регионе.

Региональные лимиты распределяются между банками-партнерами посредством установления им региональных квот в зависимости от возможности кредитования субъектов МСП в различных регионах и размера кредитного риска, который РосБР готов принять на рассматриваемый банк. В случае, когда в одном регионе на участие в Программе претендует несколько банков, предпочтение будет отдаваться финансовым институтам, имеющим длительный опыт кредитования малого бизнеса, а также тем кредитным организациям, которые готовы и способны оказывать субъектам МСП поддержку на наиболее выгодных условиях. Приоритетом также будут пользоваться банки, финансирующие субъекты МСП, занятые в сфере производства, транспорта и связи, или реализующие проекты в сфере науки, инноваций и высоких технологий.

Поручительства предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства при получении в Банках-партнёрах кредитов на развитие и расширение бизнеса, в том числе:

         а) на пополнение оборотных средств;

         б) вложения во внеоборотные активы:

 - приобретение объектов недвижимости (в т.ч. земельных участков) и участие в долевом строительстве объектов недвижимости для использования в целях производства, торговли или оказания услуг, а также размещения офисных помещений;

- расходы по капитальному и текущему ремонту помещений; приобретение и ремонт оборудования и транспортных средств;

- приобретение лицензионного программного обеспечения;

- приобретение крупного рогатого скота, овец, коз, племенных лошадей; 

         в) на получение кредита под погашение текущей задолженности субъекта малого и среднего предпринимательства перед другими Банками и платы за досрочный возврат кредита.

 Поручительство выдается субъектам малого и среднего предпринимательства, отвечающим следующим требованиям:

        зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Новосибирской области;

        осуществляющим хозяйственную деятельность на дату обращения за получением поручительства Фонда сроком не менее 6 месяцев;

        заключившим кредитные договоры на срок от 3 месяцев c объёмами кредитов от 200 000;

        не имеющим за 12 месяцев, предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров лизинга (допускается одноразовая просрочка сроком до 5 дней);

        предоставившие обеспечение кредита в размере не менее 30% от суммы своих обязательств в части возврата фактически полученной суммы кредита;

        уплатившие Фонду в установленном договором поручительства порядке вознаграждение за получение поручительства Фонда.

         Поручительство не предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства:

        являющимся кредитными и страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участками рынка ценных бумаг, ломбардами;

        осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

        не предоставившим документы или предоставившим недостоверные сведения и документы;

         имеющим за 12 месяцев, предшествующих дате обращения за получением поручительства Фонда нарушений условий ранее заключенных кредитных договоров, договоров лизинга (допускается одноразовая просрочка сроком до 5 дней).

Таким образом, предоставление кредитных ресурсов в рамках Программы поддержки субъектов МСП осуществляется Российским банком развития на максимально льготных условиях, обеспечивая самому банку лишь необходимую безубыточность операций.

В рамках дальнейшего совершенствования Программы финансовой поддержки МСП Банк будет уделять особое внимание снижению кредитной ставки для конечных заемщиков – малых и средних предприятий, а также стандартизации кредитных процессов в рамках действующей программы.


Глава 2 Анализ организации финансов малого предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия, анализ имущества и источников его формирования

             

ООО «Веста» создано в июне 2006 года, занимается оптово-розничной торговлей запасными частями к авто- и сельхозтехнике.

Имеет два магазина: один в Новосибирске, второй в НСО в г.Тогучине, зарегистрированный как обособленное подразделение.

Арендует два помещения, каждый площадью более 150 кв.м., в связи с этим деятельность не подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход.

В основные расходы входят: зарплата, аренда, рекламные расходы, услуги банка, транспортные расходы. Фонд оплаты труда в месяц 168000т.р.

В штате 8 человек: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер, грузчик, 4 продавца.

 

Рис. 2.1 Оргструктура предприятия ООО «Веста»

 

Конкурентное преимущество товаров компании обеспечивается внедрением систем управления качеством и конкурентоспособными ценами. Постоянно отслеживается качество изготовленной продукции.

По данным бухгалтерской отчетности строится аналитический баланс и дается общая оценка финансового положения организации, а также оценивается состояние и использование имущества организации.

Также анализируются данные аналитического баланса по горизонтали и вертикали.

 

Таблица 2.1 Аналитическая группировка и анализ статей актива и пассива баланса

АКТИВ

2008 г.

2009 г.

2010 г.

 

Отклонение 2009 к 2010 гг.

Удельный вес, %

тыс. руб.

%

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные средства

36

32

27

-5

-15,6

5,3

8,02

6,0

2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Запасы

111

65

176

111

170,7

16,4

16,3

39,0

Дебиторская задолженность

180

182

84

-98

-53,8

25,6

45,61

18,6

Краткосрочные вложения

10

-

-

 -

 -

1,5

 -

Денежные средства

339

120

164

44

26,8

51,2

30,07

36,4

БАЛАНС

676

399

451

52

11,5

100

100

100

ПАССИВ

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Отклонение 2009 к 2010 гг.

Удельный вес, %

тыс. руб.

%

2008 г.

2009 г.

2010 г.

3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

10

10

10

-

-

1,5

2,5

2,2

Нераспределенная прибыль

80

96

167

71

42,5

11,8

24,0

37,0

4. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО ДОЛГОСРОЧНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

-

-

-

-

5. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

180

-

-

-

26,6

Кредиторская задолженность

406

293

274

-19

-6,5

60,1

73,5

60,7

БАЛАНС

676

399

451

52

11,5

100

100

100


 

Как видно из таблицы 2.1, основными источниками финансовых ресурсов коммерческой организации являются заемные средства (в виде кредиторской задолженности), доля которых снизилась за истекший год на 12,8% и достигла 60,7%. Доля собственных средств, наоборот, повысилась на 12,8% и составила 39,3%, что говорит о положительной динамике развития предприятия. Большая часть финансовых ресурсов организации вложена в оборотные активы, доля которых за истекший период возросла на 13,4% и достигла 94% общей суммы хозяйственных средств. Это произошло в основном за счет снижения дебиторской задолженности на 98 тыс. руб. и повышения денежных средств на 44 тыс. руб. (рис. 2.2).

У предприятия нет долгосрочных финансовых вложений, что свидетельствует об отсутствии инвестиционной деятельности на предприятии.

Из таблицы 2.1 также видно, что общая сумма капитала и резервов выросла на 40,1%, что в сумме составило 71 тыс. руб. Это произошло за счет повышения нераспределенной прибыли. Уставный капитал остался прежним.

За анализируемый период на предприятии не возникло никаких долгосрочных обязательств.

Краткосрочные финансовые вложения снизились на 6,5%, что в сумме составило 19 тыс. руб. Это произошло за счет снижения кредиторской задолженности. Общая сумма заемных средств также уменьшилась на 19 тыс. руб.

По полученным данным видно, что на предприятии идет уменьшение дебиторской задолженности и уменьшение кредиторской, что свидетельствует об увеличении финансовой устойчивости предприятия.

На данном предприятии достаточно высокая доля заемного капитала 60,7%, это свидетельствует о том, что необходимо уменьшать задолженности предприятия.

В общем, подводя итоги, можно сказать, что на предприятии идет улучшение финансового состояния, т.к. доля обязательств уменьшается.[1]

 

 

Рис. 2.2. Источники формирования имущества предприятия

 

Анализ абсолютной ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые сгруппируются по степени срочности их погашения.

В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения;

А2- быстро реализуемые активы - дебиторская задолженность и прочие активы;

А3 - медленно реализуемые активы - запасы (без строки 217 и расходов будущих периодов);

Информация о работе Финансы малого бизнеса (на примере ООО "Веста")