Финансы экономически развитых стран (Япония)

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: проанализировать финансы и финансовую систему Японии как важнейший инструмент процветания и благополучия страны.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Рассмотреть особенности развития и структуры финансовой системы Японии
Дать характеристику финансовой системе Японии как одной из лидирующих стран в мировом экономическом хозяйстве
Дать описание административным правительственным органам и денежной единице Японии
Проанализировать банковскую систему Японии
Описать становление и принципы функционирования токийской фондовой биржи
Проанализировать государственный бюджет и налоговую систему Японии
Выявить особенности роста правительственного долга в Японии

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности развития и структуры финансовой системы Японии………………...5
Глава 2 Финансовая система Японии как одной из лидирующих стран в мировом экономическом хозяйстве……………………………………………………………………………………8
2.1 Административные правительственные органы и денежная единица Японии
2.2 Банковская система Японии………………………………………………………………....11
2.3 Токийская фондовая биржа, ее становление и принципы функционирования…………..15
Глава 3 Бюджет и рост правительственного долга Японии на современном этапе………….17
3.1 Государственный бюджет и налоговая система Японии…………………………………...17
3.2 Рост правительственного долга в Японии…………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

Министерство транспорта Российской Федерации.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Темпы прироста ВВП за период с 1981-2020 гг. имеют различную динамику. Темпы прироста ВВП Японии снизились с 4,0% (1981-1990гг.) до 1,4% к ВВП в 1991-2000гг., что было вызвано непосредственно структурным кризисом 90-х годов, отразившийся на всей финансовой системе Японии в целом. В России также наблюдаются скачки в темпах прироста ВВП, что вызвано рядом определенных причин. И только в США темпы прироста ВВП варьируют около 3,3%.  
Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% к ВВП).  В то время когда расходы на национальную оборону в РФ на 2009 г. составляют 2,7% (в процентном содержании к ВВП), что практически в 3 раза выше расходов Японии по данной статье[9,с.44].

К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-22%), трансферты региональным администрациям – префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Рассматривая расходную часть бюджета РФ по данным статьям мы можем пронаблюдать следующее: расходы на социальную политику составляют 0,9% к ВВП в 2009г., межбюджетные трансферты составляют 2,3% к ВВП, трансферты внебюджетным фондам – 3,9% к ВВП на 2009 год.

Для финансирования государственных инвестиции в инфраструктуру используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев. В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета центрального правительства является обслуживание государственного долга.

Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по финансированию чрезвычайно бурного индустриального развития страны.

    В  Международном валютном фонде  (МВФ)  в среду сообщили о  том, что ВВП Японии в этом  году, по-видимому, сократится на  рекордные 6,2%, что хуже предыдущего  прогноза. Тем не менее, в МВФ полагают, что позже японская экономика начнет постепенно восстанавливаться, и призывают к тому, чтобы японские власти вплотную занялись бюджетными реформами.

В последнем  прогнозе МВФ для мировой экономики  подчеркивается вся серьезность  рецессии в Японии, которая в этой стране более сильна, чем в США и еврозоне. Текущая рецессия считается самой тяжелой со времен Второй мировой войны. Однако в прогнозе МВФ отмечается, что к концу этого года худшее для японской экономики останется позади[24].

Прогноз МВФ  по ВВП Японии в этом году был  пересмотрен в сторону понижения по сравнению с мартовским прогнозом. В марте МВФ прогнозировал, что годовое сокращение ВВП Японии, скорректированное с учетом инфляции, составит 5,8%. Сокращение ВВП Японии в этом году состоится второй год подряд, в 2008 году сокращение ВВП составило 0,6%. Пересмотр темпов сокращения ВВП связан с тем, что японская экономика, ориентированная на экспорт, продолжает испытывать трудности из-за мирового экономического спада. Также в Японии отмечается сокращение рабочих мест и потребительских расходов. Кроме того, в МВФ отметили, что сильная в недавнем прошлом иена и в целом сравнительно жесткие условия кредитования нанесли ущерб японским экспортерам.

В МВФ ожидают, что разница между потенциальным  и реальным ростом ВВП Японии в 2009 году составит 8%, что станет "наибольшим значением для крупнейших развитых экономик". Столь большая разница в целом отражает слабость спроса и избыток предложения. Это сочетание может способствовать продолжительному падению цен и тормозить рост.

"Дефляционные  риски в настоящее время угрожают Японии значительно больше", чем США или еврозоне. "Ожидается, что дефляция в мягкой форме сохранится, по крайней мере, до 2010 года включительно", - отметили в МВФ[25].

В то же время, долгосрочные перспективы выглядят более обнадеживающими. МВФ, членами которого являются 185 стран, повысил свой прогноз на 2010 год для крупнейшей экономики Азии. Частично благодаря рекордным по объему пакетом мер по стимулированию экономики, утвержденным правительством Таро Асо в этом месяце, ВВП страны, по-видимому, вырастет на 0,5% в 2010 году, ожидают в МВФ. Ранее в МВФ прогнозировали снижение ВВП Японии в 2010 году на 0,2%.

"Японское  правительство в начале апреля  утвердило новый существенный  пакет мер по стимулированию экономики, который сможет способствовать ее активизации в 2009 и 2010 годах", - сообщается в отчете МВФ[25].

Пакет является рекордным по объему и предполагает новые расходы и сокращения налогов в общей сложности на 15,4 трлн иен. Как и правительства других стран, кабинет Асо приостановил консолидацию бюджета и предложил новый пакет стимулирующих мер частично в связи с подготовкой к выборам, которые пройдут в Японии в этом году.

Тем не менее, даже притом, что правительство продолжает тратить огромные средства, премьер-министр  Асо и министр финансов Каору Ёсано стараются получить поддержку их мнению о том, что в долгосрочной перспективе японскому правительству придется пойти на тяжелые меры. Речь идет, в частности, о непопулярном повышении до 5% налога с продаж в целях снижения огромной внешней задолженности. И в МВФ, судя по всему, поддерживают такой подход.

"Внимание  теперь должно быть обращено  на реализацию амбициозного среднесрочного  плана по сохранению налогово-бюджетной  устойчивости", - полагают в МВФ. 

Дефицит государственного бюджета Японии в этом году "предположительно составит около 10%" от ВВП. Чистая задолженность Японии, то есть величина, на которую обязательства превышают активы, как ожидается, достигнет в этом году 100% ВВП, полагают в МВФ. Это означает, что "пространство для дополнительного стимулирования почти исчерпано", говорят в МВФ[25].  

3.2 Рост правительственного долга

На глобальном рынке долговых ценных бумаг Япония прочно занимает второе место после США с долей 18% в декабре 2007г. На мировом рынке внутренних фондов японским ценным бумагам принадлежит пятая часть. Главным заемщиком на этом рынке являются государственные структуры. На рынке международных долговых ценных бумаг доля Японии не достигла 5%, из которых более 9/10 приходились на частный сектор. До 1970-х гг. рынка японских бондов практически не существовало из-за очень заниженного валютного курса и изоляции страны от международного рынка капиталов. Возникновение и становление японского рынка долгосрочных долговых ценных бумаг связаны прежде всего с расширением заимствований правительства на этом рынке. Японский рынок правительственных бондов занимает второе место после США[11,с.384].

Два фактора повлияли на расширение этого рынка. Во-первых, реализация правительственной программы либерализации в начале 1970-х гг. под давлением нефтяного шока. Во-вторых, растущий дефицит правительственного бюджета с конца 1980-х гг. На рынке правительственных долговых обязательств Японии важную роль играют иностранные инвесторы, а также банки долгосрочного кредита, трастовые банки, страховые компании, инвестиционные трастовые компании и отдельные инвесторы. Центральным инструментом этого рынка являются 10-летние бонды(японские правительственные облигации), на долю которых приходится около половины государственного долга и 90% дневного оборота рынка; именно эти бонды предпочитают нерезиденты. Однако на этом рынке имеются определенные искажения, которые в основном связаны с выпусками, устанавливающими уровень доходности (benchmark issue).

В Японии такие выпуски определяются договоренностью доминирующих на рынке долларов. Важность определяющего доходность выпуска состоит в том, что спрос концентрируется именно на одном выпуске. За один день такой выпуск делает 5 оборотов. В результате он получает преимущество на рынке в 70 базисных пунктов. На японском рынке торгуются бонды с очень длительными сроками погашения, а также краткосрочные векселя и ноты. Неправительственные долговые обязательства включают банковские долговые расписки (депозитные сертификаты), муниципальные бонды, бонды агентств и корпораций, а также евроиеновые бонды, самурай- и даймио-бонды. Рынок краткосрочных ценных бумаг малоликвидный, и он недоступен иностранцам.

Основная деятельность японского правительства сосредоточена на рынке долгосрочных обязательств. Иностранное участие ограничено центральными банками и международными институтами. Финансовые векселя в основном используются в качестве инструментов в операциях Центрального банка на открытом рынке для осуществления валютной политики. Японские казначейские векселя подобны американским векселям. Они имеют срок погашения 3-6 месяцев и выпускаются дважды в месяц на открытых аукционах. Это дисконтные ценные бумаги, но бывают и купонные. Двухлетние ноты торгуются на внебиржевом рынке; они выпускаются 1 раз в 2 месяца посредством аукционов, купон оплачивается дважды в год[8,с.321].

5-летние бонды с нулевым купоном выпускаются синдикатом каждые два месяца в объеме 200-300 млн иен с ориентацией на мелких инвесторов. Долгосрочные бонды выпускаются каждый месяц; 60% выпуска размещаются через аукцион,40% - синдикатом по подписке. Синдикат включает 840 учреждений, в том числе банки, фирмы ценных бумаг, компании по страхованию жизни и около 50 иностранных институтов. Синдикат осуществляет контроль над процессом выпуска, определяет доход и размещение бондов среди членов синдиката. Главную роль в синдикате играет небольшая группа ведущих институтов ценных бумаг и городских банков. Министерство финансов Японии начало формировать из ключевых членов синдиката систему первичных дилеров, как это делается в США[21,с.189-191].

Процесс эмиссии начинается перед последней неделей месяца, когда члены синдиката обсуждают цену бондов и вырабатывают рекомендации для Министерства финансов. Если министерство принимает предложения синдиката, то объявляется купон и размер выпуска в последнюю неделю месяца. На другой день проводится аукцион. Один член синдиката может приобрести не более 18% выпуска и только через дилера. Если выпуск имеет те же купоны и срок погашения, как и неоплаченные бонды, то выпуск осуществляется под теми же серийными номерами, т.е. осуществляется новый транш того же выпуска, что способствует повышению его ликвидности.

Такая система возможна, поскольку купон по правительственным бондам оплачивается поквартально, независимо от того, когда был выпуск. После аукциона оставшиеся 40% бондов текущего выпуска размещаются среди членов синдиката по средней цене аукциона, которая называется ценой выпуска. В Японии долго не было рынка современных сверхдолгосрочных бондов; 15-летние и 20-летние бонды, выпускаемые Министерством финансов, размещались на частной основе и не торговались. Рынок 20-летних бондов возник после 1987 г. Объем выпуска таких бондов составляет около 500 млн иен, они торгуются на аукционе каждые 3 месяца и включается в листинг Токийской фондовой биржи[9,с.366].

Более 80% выпусков японских правительственных бондов регистрируются, остальные выпускаются без регистрации. Возможны конверсии бондов из одной формы в другую (с регистрацией и без нее) в течение 2 дней. Зарегистрированные бонды более ликвидные, поэтому на вторичном рынке они часто котируются по ценам выше, чем бонды без регистрации. Листинг 10-летних и 20-летних  бондов осуществляется на Токийской фондовой бирже, хотя большая их часть торгуется вне биржи. Японские правительственные бонды не распространяются за пределами страны, иностранные инвесторы могут их приобретать только через банк, который может их передавать в безбумажной форме, т.е. в виде бухгалтерских записей в памяти компьютера.

Торговля правительственных бондов на вторичном ранке осуществляется в определенное время с помощью экранов брокеров. Дилерами являются компании по торговле ценными бумагами, городские банки, траст0банки, региональные банки, а также иностранные фирмы. Торговля происходит в основном вне биржи на основе приказа-запроса. Спрэд зависит от ликвидности выпуска, он ниже  ½  базисной точки для большинства ликвидных бондов, устанавливающих доходность на этом рынке, и на 10 базисных  пунктов выше для менее ликвидных банков. Продавец платит трансфертный налог в размере 0,03%, который не распространяется на операции между нерезидентами. Простой доходный базис рассчитывается по следующей формуле:

Доход =

  Купон выплачивается два раза в год, процент прибавляется от даты предыдущего купона до даты расчета. На Токийской бирже оформление продажи осуществляется в течении четырех торговых дней после продажи; на внебиржевом рынке – в определенные дни каждого месяца. Поскольку размещение бондов осуществляется только через территории Японии, иностранные инвесторы могут действовать только через специализированные банки. Покупка зарегистрированных бондов осуществляется через банк Японии. Большинство муниципальных бондов имеют 10-летний срок погашения и купонные платежи каждые полгода. Различные правительственные агентства тоже могут выпускать бонды с гарантией правительства и без нее. Они имеют такие же характеристики, как и муниципальные бонды, - с 10-летним сроком и купоном, который оплачивается дважды в год[9,с.324].

Главными эмитентами корпоративных бондов на внутреннем рынке являются 9 электрокомпаний, а также телефонная и телеграфная компания Ниппон. Большинство других японских компаний предпочитают эмитировать свои бонды на еврорынках, конечными держателями которых оказываются японские резиденты. Значительная часть японских корпоративных бондов конвертируемы или с варрантом. Самурай-бондз выпускаются нерезидентами в Японии. Шогун-бондз выпускаются нерезидентами на внутреннем рынке Японии в иностранных валютах.

Информация о работе Финансы экономически развитых стран (Япония)