Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:45, курсовая работа
Цель работы: проанализировать финансы и финансовую систему Японии как важнейший инструмент процветания и благополучия страны.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Рассмотреть особенности развития и структуры финансовой системы Японии
Дать характеристику финансовой системе Японии как одной из лидирующих стран в мировом экономическом хозяйстве
Дать описание административным правительственным органам и денежной единице Японии
Проанализировать банковскую систему Японии
Описать становление и принципы функционирования токийской фондовой биржи
Проанализировать государственный бюджет и налоговую систему Японии
Выявить особенности роста правительственного долга в Японии
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности развития и структуры финансовой системы Японии………………...5
Глава 2 Финансовая система Японии как одной из лидирующих стран в мировом экономическом хозяйстве……………………………………………………………………………………8
2.1 Административные правительственные органы и денежная единица Японии
2.2 Банковская система Японии………………………………………………………………....11
2.3 Токийская фондовая биржа, ее становление и принципы функционирования…………..15
Глава 3 Бюджет и рост правительственного долга Японии на современном этапе………….17
3.1 Государственный бюджет и налоговая система Японии…………………………………...17
3.2 Рост правительственного долга в Японии…………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………………………………24
Библиографический список…………………
Особенность развития банковской системы Японии в послевоенный период — образование финансово-промышленных групп.
Во главе каждой из них стоит крупный частный коммерческий банк, а вокруг него группируются промышленные компании. Именно банки несли основную нагрузку по финансированию бурного индустриального развития Японии. Внутри групп сформировались устойчивые связи, основанные на отношениях партнеров[18,с.48-49].
Глава 2 Финансовая система Японии как одной из лидирующих стран в мировом
экономическом хозяйстве
2.1 Административные правительственные органы и денежная единица Японии
В Японии существуют четыре вида административных правительственных органов: канцелярия (на уровне министерства), министерство, управление, комиссия. Основными административными единицами являются канцелярия и министерство. Министерств насчитывается двенадцать: юстиции; иностранных дел; образования; здравоохранения и социального обеспечения; сельского, лесного хозяйства и рыболовства; внешней торговли и промышленности; транспорта; связи; труда; строительства; внутренних дел, и, конечно же, финансов. Министерства возглавляются государственными министрами. В каждом министерстве имеется парламентский заместитель министра и административный заместитель министра (в нашем понимании – первые заместители министров)[2,с.155].
Во внешнеэкономической сфере наиболее важную роль среди административных органов играют Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), а также Министерство финансов (МФ). Оба министерства определяют в правительственных органах ключевые вопросы развития как внешнеэкономических связей, так и экономики страны в целом.
Структуры МВТП и МФ весьма схожи. Управление осуществляется по вертикально-горизонтальному матричному принципу, при котором проблемно-межотраслевые бюро координируют свою деятельность с отраслевыми бюро, что обеспечивает эффективный комплексный подход при принятии решений по вопросам экономической политики. Руководители бюро обладают высокой степенью компетентности и являются ключевыми фигурами при решении конкретных проблем. Особо следует отметить качество статистической базы в деятельности обоих министерств, причем необходимая статистическая информация доступна не только для японских фирм, но и для всех иностранных предприятий и организаций. Подчас японская статистика по экономическим проблемам зарубежных стран более подробна и аналитически обобщена, чем их собственная[13,с.599-600].
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ —
Министерство было создано в 1869 г. В первые годы существования в числе его работников было немало ведущих деятелей периода Мэйдзи — Окубо Тосимити, Иноуэ Каору, Ито Хиробуми, Сибусава Эиити и Мацуката Масаёси. Первоначально на министерство были возложены широкие полномочия не только в сфере финансов, но и промышленности, торговли, сельского хозяйства, транспорта, связи и местного управления. Однако к 1898 г. МФ приобрело полномочия и структуру, в основном сохранившиеся и по сей день.
Министерство состояло из секретариата, трех главных бюро. Первое занималось бюджетом, второе — налогами, включая тарифы. Третье — финансовое, под его контролем находились, среди прочих, банковская система и Монетный двор. Кроме того, специальные отделы занимались местными налогами и таможнями. Приблизительно в то же время для того, чтобы избежать нажима со стороны политических партий, был принят основополагающий принцип: высшие посты в министерстве, за исключением министра и парламентского вице-министра, могут занимать только карьерные государственные служащие. Этот принцип остается в силе и поныне.
Ежегодно в Министерство финансов принимают от 20 до 25 выпускников вузов, главным образом юридического факультета Токийского университета, прошедших суровые бюрократические тесты. Уходящие же на пенсию работники МФ становятся видными бизнесменами и политиками[15,с.332].
Огромное влияние МФ во многом объясняется его контролем над бюджетом страны. Соответственно Бюджетное бюро имеет самый высокий статус в министерстве. В Японии составление бюджета — довольно сложный процесс. Помимо общих расчетов, МФ составляет 38 специальных расчетов, связанных с созданием национальных предприятий, финансовыми инвестициями, программами займов. Процесс начинается со сбора министерских заявок, которые должны быть представлены к 31 августа. Они рассматриваются и сокращаются Бюджетным бюро и представляются в виде проекта Министерства финансов в декабре или январе. Затем следует неделя переговоров, во время которых МФ отвечает на замечания различных министерств и представителей партии большинства. Разработанный в результате таких обсуждений «правительственный проект» утверждается кабинетом и направляется в парламент. Здесь он представляет благоприятную возможность оппозиции для нападок на все аспекты политики правительства, прежде чем быть утвержденным 1 апреля (начало финансового года)[25].
В дополнение к своим обычным функциям секретариат министерства занимается экономическими прогнозами и другой исследовательской деятельностью. Налоговое бюро отвечает за налоговую политику, предсказание годовых доходов и контроль за налоговыми организациями. Непосредственно сбор налогов осуществляется полуавтономной Национальной налоговой администрацией с помощью более 50 региональных офисов. Финансовое бюро занимается вопросами национального долга, трастовых фондов и государственной собственности и представляет займы местным правительствам. Банковское бюро контролирует процентные ставки, выдает лицензии банкам, осуществляет надзор за Банком Японии и другими правительственными финансовыми институтами, регулирует службу страхования. Бюро международных финансовых отношений отвечает за валютные курсы, платежный баланс и иностранные инвестиции. Функции Бюро по безопасности, Бюро по пошлинам и тарифам, Бюро по печатанию денежных купюр легко определить по их названиям. Таков широкий диапазон исключительных полномочий Министерства финансов, позволяющих ему играть ведущую роль в определении экономической политики Японии[18,с.112].
Министерство финансов готовит и осуществляет исполнение государственного бюджета, контролирует финансы, внешние банковские операции, сбор налогов, социальное обеспечение, таможенную и тарифную службы. В Японии, где заемные средства фирм , как правило, в несколько раз превышают их собственный капитал, а меры государственного регулирования в кредитно-финансовой сфере применяются исключительно широко, МФ является одним из основных звеньев в системе принятия экономических решений.
В рамках Министерства финансов действует совет по иностранным капиталовложениям, заключение которого является решающим при создании на территории Японии совместных предприятий с участием иностранного капитала. По существующей традиции министр финансов рассматривается в качестве одного из наиболее сильных претендентов на пост премьер-министра в кабинете Японии[3,с.36-37].
Финансовый центр
в Токио стал формироваться со времен
Реставрации Мейдзи в 1868 г., когда японские
правящие круги приступили к интенсивному
заимствованию у стран Западной Европы
и США капитала, технологий и производственно-
Экономические трудности 1990-х гг. в целом не поколебали статуса Токио как международного финансового центра, хотя и замедлили его рост по сравнению с другими центрами. Впрочем, это замедление было несколько компенсировано азиатским кризисом 1997 г., когда другие центры азиатских денежных рынков и рынков ценных бумаг стали перемещаться в иные центры, в том числе в Токио. Начало достаточно динамичного роста японской экономики с 2002 г. и некоторое выздоровление банковского сектора способствует усилению роли Токийской фондовой биржи, несмотря на появление в регионе целого ряда быстро растущих региональных фондовых бирж (Шанхай, Сеул, Куала-Лумпур, Сиднейская фондовая биржа – также одна из старейших в этой части света).
Японская
иена – одна из наиболее стабильных денежных
единиц в мире на протяжении ряда десятилетий.
Важнейшая цель финансовой политики Японии
состояла в том, чтобы обеспечить стабильность
курса иены к доллару в пределах 120-130 иен
за доллар. Этот «коридор» считается оптимальным,
и в целом его удавалось удержать. На
курсовую политику Японии в 1990-е гг. оказывало
влияние сложное положение в ее экономике.
На фоне сравнительно благополучного
развития экспортных отраслей, предприятия,
работающие на внутренний рынок, испытывали
большие трудности. Слабость внутреннего
сектора экономики определяла низкие
темпы экономического развития в прошедшее
десятилетие. США, обеспокоенные значительным
дефицитом своей торговли с Японией, выход
из положения всегда усматривали в проведении
внутренних структурных преобразований
в экономике Японии, стимулировании внутреннего
спроса, в ревальвации иены и, соответственно,
оказывали на правительство Японии давление,
добиваясь такого рода изменений. По отношению
к иене доллар в 2001-2005 гг. демонстрировал
некоторое понижение, что рассматривалось
в США как успех проводимой денежной политики,
поскольку такое падение доллара замедлял
японский экспорт в США и несколько укреплял
экспортные позиции американских товаропроизводителей,
действующих на японском рынке. Тем не
менее на японском направлении американская
торговая политика особых успехов не имела.
В условиях начавшегося подъема японской
экономики и ожидаемого усиления ее внешнеторговой
экспансии эти противоречия приобретут
новую остроту[4,с.215].
2.2 Банковская система Японии
Главную роль в кредитно-денежной системе Японии играют центральный банк, десяток городских банков (3,0 тыс. отделений), несколько десятков региональных банков первого (7,8 тыс. отделений) и второго (3,9 тыс. отделений) разряда, траст-банки (446 отделений), банки долгосрочного кредита (44 отделения) и 24,7 тыс. почтовых отделений в их ипостаси сберегательных касс [Таблица 3].
Центральный банк — единственный в стране эмитент валюты, кредитор последней инстанции для банковской системы и казначейства правительства. Он также осуществляет денежную политику, включая изменения официальной учётной ставки, операции на открытом рынке и изменения резервных требований[22,с.68].
Уставный
капитал банка составляет 100 млн иен и
на 55% принадлежит государству, а на 45%
частным лицам, финансовым институтам,
страховым компаниям и другим частным
акционерам. Акционерам гарантированы
дивиденды в размере 4%, которые в случае
получения банком очень высоких прибылей
могут быть увеличены до 5%. Вся остальная
прибыль банка поступает в государственный
бюджет[15,с.254].
Основные задачи
банка заключаются в
Помимо банка Японии и государственных финансовых институтов в банковскую систему Японии входят коммерческие банки, банки долгосрочного кредитования, инвестиционные банки, трастовые банки и кооперативные банки. Также к японской финансовой системе причисляют почтовые сберегательные кассы, кредитные кооперативы, страховые компании[Таблица 4].
Обычные коммерческие банки можно классифицировать на городские, региональные и иностранные банки.
Городские банки (это 11 частных банков) играют ведущую роль среди кредитных учреждений страны. Их доля в общем объёме привлечённых средств постоянно увеличивается. Они также играют ведущую роль в кратко- и среднесрочном кредитовании, особенно крупных промышленных концернов. На долю городских банков приходится значительная часть зарубежных операций японских банков. По операциям городских банков за рубежом лидирует «Бэнк оф Токио». Он выполняет фактически государственные функции, поддерживая корреспондентские отношения с 2000 банков в разных странах мира. В соответствии с японским законодательством на него возложено ведение валютных операций. Для выполнения этих функций банк имеет большое количество зарубежных филиалов. К этому виду банков относится и небезызвестный «Дайца банк»[10,с.536-537].
В
настоящее время городские
Информация о работе Финансы экономически развитых стран (Япония)