Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:21, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических основ организации финансов физических лиц.
Для достижения данной цели в работе решены следующие задачи:
охарактеризованы понятие и сущность финансов физических лиц;
рассмотрены их функции;
изучена роль финансов физических лиц.
Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.
Номинальные доходы — доходы за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.
Реальные доходы определяются двумя факторами — располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для физических лиц реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.
Для оценки уровня жизни населения субъектов РФ, разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета прожиточного минимума (БПМ). Уровень МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Основное значение для работников государственной сферы и лиц наемного труда в частном секторе экономики играет оплата труда в различных формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят: (1) начисленную заработную плату по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам; (2) выплаты за работу в особых условиях; (3) доплаты за сверхурочную работу и работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; (4) премии и единовременные поощрительные выплаты; (5) плата за выслугу лет; (6) оплату ежегодных и дополнительных отпусков; (7) доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции); (8) командировочные расходы и подъемные; (9) стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.
В целях социальной защиты
государство гарантирует
МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств —для других организаций.
В МРОТ не включаются доплаты
и надбавки, премии и другие формы поощрительных выплат. Это означает,
что для отдельных работников их ставки
(оклады) равняются минимальному размеру
оплаты труда, а все другие виды выплат
не увеличивают зарплату до минимального
размера, а начисляются сверх него. Размеры
ставок и окладов, их соотношение для разных
категорий персонала, работников различных
профессионально-
На предприятиях определяют также виды и размер стимулирующих выплат, в частности за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии и т. д.
МРОТ имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, находящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат.
Оплата труда работников бюджетной сферы более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.
Единая тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время — 18). Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.
Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании. Но они могут в пределах выделяемых бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система.
Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит поэтому от законодательных норм. В период рыночных преобразований в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов носят чисто социальный характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят промежуточный характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.
Доходы физических лиц от предпринимательской деятельности включают доходы граждан от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. Имеется и более детальная трактовка рассматриваемых доходов, а именно к ним отнесены: доходы от продажи имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности; доходы от реализации товаров, продукции (работ, услуг), другого имущества, произведенных лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей; доходы от реализации продукции, товаров, приобретенных на стороне, и др.
В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предпринимательская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, является важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В формировании частного товарооборота существенную роль играет деятельность так называемых челноков, периодически выезжающих за границу с целью закупки товара для его последующей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например, ремонт квартир, автомобилей и бытовой техники, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.
В экономической науке существуют различные подходы к классификации расходов физических лиц. Так, с точки зрения периодичности (частоты) осуществления, выделяют три агрегированные группы расходов: (1) краткосрочные расходы; (2) среднесрочные расходы; (3) долгосрочные расходы.
К первой группе можно отнести расходы на насущные блага (продукты, некоторые непродовольственные товары, большая часть услуг), вторая группа включает расходы на периодически (сезонно) приобретаемые товары (одежда, обувь и др.), третья группа состоит из расходов, которые осуществляются раз в несколько лет.
По мнению автора, наиболее правильной является следующая классификация расходов физических лиц: (1) обязательные платежи; (2) расходы на потребление; (3) денежные сбережения.
Приведем краткую
Обязательные платежи физическо
Если в качестве критерия классификации взять функциональную направленность обязательных выплат, то их можно разделить на две основные группы. К первой следует отнести налоги и сборы с физических лиц, ко второй — коммунальные и другие платежи населения.
Кроме того, к обязательным платежам следует отнести возврат основной суммы полученного в банке кредита и выплату процентов по нему в том случае, если физическое лицо использовало такой способ финансирования своего существования в дополнение к традиционным способам, а также страховые взносы в том случае, если физические лица пользуются услугами личного или имущественного страхования, являясь при этом страхователями.
Следующая статья обязательных расходов — коммунальные и другие ежемесячные платежи населения. Доля этой части обязательных выплат составляет в настоящее время около 16% общей суммы расходов физических лиц. В ближайшее время можно прогнозировать рост этой статьи расходов домашних хозяйств в связи с проводимой жилищной реформой и дальнейшим ростом индивидуального жилищного строительства.
На потребление расходуется основная часть доходов физических лиц в РФ. Обобщенные статистические данные позволяют сказать, что они составляют 60—80% совокупного дохода.
Расходы физических лиц на потребление целесообразно подразделить прежде всего на две статьи: текущие расходы и капитальные расходы.
К текущим расходам следует отнести расходы на приобретение продовольственных товаров, непродовольственных товаров, используемых в течение относительно непродолжительного периода времени (обувь, одежда и т. п.), а также оплату периодически потребляемых населением в течение всей жизни услуг (например, таких, как услуги парикмахерской, прачечной, стоматолога и т. п.).
Капитальные расходы включают в себя затраты на приобретение непродовольственных товаров, используемых в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на мебель, приобретение жилья, транспортных средств и т. д.). К этой же статье следует отнести затраты на услуги, которые потребляются достаточно редко, а результат этих услуг, напротив, оказывает на физическое лицо существенное влияние и определяет его жизнь в течение достаточно длительных промежутков времени (расходы на образование, на медицинскую операцию, на туристическую путевку и т.д.).
Подобно предприятию, физическое лицо в условиях рыночной экономики является самостоятельно хозяйствующим субьектом, т. е. полностью зависит от результатов собственной деятельности. Поэтому рациональное ведение домашнего хозяйства, обеспечение непрерывности его развития в условиях рынка невозможно без создания различных денежных фондов.
Денежные фонды физических лиц возникают в результате сбережения и накопления населением денежных средств. Источником их формирования является располагаемый доход. Целевое назначение этих фондов может быть различным.
Можно выделить, как минимум, три мотивационные установки, определяющие процесс сбережения физических лиц: