Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:21, реферат
Целью данной работы является исследование теоретических основ организации финансов физических лиц.
Для достижения данной цели в работе решены следующие задачи:
охарактеризованы понятие и сущность финансов физических лиц;
рассмотрены их функции;
изучена роль финансов физических лиц.
Цель, которую физические лица пытаются достигнуть в процессе сбережения, во многом определяет и форму денежных сбережений населения. Выделяют две основные формы сбережений: (а) неорганизованные сбережения; (б) организованные сбережения.
К первой форме следует отнести наличные деньги на руках у населения в рублях и иностранной валюте. Ко второй — денежные средства населения, размещенные на счетах по вкладам в коммерческих банках, вложенные в акции, облигации различных предприятий и другие финансовые инструменты.
Социально-экономическая сущность финансов физических лиц проявляется через их функции. Важнейшей функцией финансов физических лиц является распределительная функция. Финансы физических лиц, как и общественные финансы, являются объективно обусловленным инструментом стоимостного распределения. Но если специфическое назначение общественных финансов состоит в том, чтобы распределять и перераспределять стоимость валового общественного продукта, выраженную в денежной форме, между различными хозяйствующими субъектами, то финансы физических лиц обеспечивают дальнейшее распределение этой стоимости между участниками домашнего хозяйства.
В макроэкономическом анализе под домашним хозяйством понимают группу лиц, совместно принимающих экономические решения. В системе экономических отношений домашние хозяйства имеют исключительно важное значение, поскольку они являются собственниками факторов производства, находящихся в частной собственности. В экономической системе домашние хозяйства играют следующие роли: (а) выступают на рынке в качестве покупателей товаров и услуг, производимых фирмами; (б) предоставляют тем же самым фирмам факторы производства; (в) сберегают часть формируемого в экономике совокупного дохода, приобретая реальные и финансовые активы.
Таким образом, финансы физических лиц играют главенствующую роль на последней ступени распределительного процесса.
В число участников домашнего хозяйства входят несовершеннолетние дети, совершеннолетние, но не работающие по различным причинам члены семьи. Часть национального дохода, которая пришлась на долю отдельного домашнего хозяйства, в той или иной пропорции распределяется между всеми его участниками именно в рамках распределительной функции.
Выполняя распределительную функцию, финансы физических лиц обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов физических лиц происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.
Объектом действия распределительной функции является располагаемый доход — часть совокупного дохода, которая осталась в распоряжении физического лица после выплаты налогов и других обязательных платежей. К субъектам распределения относятся участники домашнего хозяйства.
Еще одной функцией финансов физических лиц является контрольная функция. Домашнее хозяйство в условиях рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, т. е. уровень жизни членов домашнего хозяйства полностью зависит от величины приходящегося на его долю дохода. На эту величину влияет целый ряд факторов. Под их воздействием она может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Поэтому, имея целью поддержание обычного уровня потребления, домашнее хозяйство просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов.
Экономика домашнего хозяйства опирается на достаточно сложный комплекс отношений между его различными участниками – физическими лицами. Эти отношения определены различиями в возрасте, чертах характера, привычках людей, различным уровнем их потребностей и доходов.
Вместе с тем нормальное развитие домашнего хозяйства возможно лишь в том случае, если его участники находят взаимопонимание при принятии экономических решений. Согласование экономических интересов различных участников домашнего хозяйства обеспечивается их регулированием, под которым понимается возможное изменение части располагаемого дохода, приходящегося на одного члена домашнего хозяйства. Следовательно, финансы физических лиц выполняют еще одну важную функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого. Достигается это путем перераспределения финансовых ресурсов. Важно подчеркнуть, что на уровне домашнего хозяйства регулирование его развития происходит в основном посредством саморегулирования. Свобода участников домашнего хозяйства в этом процессе не может быть ограничена государством.
Важной функцией финансов физических лиц в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что физические лица являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов физических лиц является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. На это обращал внимание еще Дж. Кейнс, который выработал концепцию эффективного спроса, складывающегося из потребительского и инвестиционного компонентов. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. Так, в современной России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот.
Капитализация денежных сбережений и накоплений населения с целью получения дополнительных доходов требует ответа не только на вопрос куда вложить, но и на вопрос «сколько вложить».
Какова оптимальная величина личных накоплений, предназначенных для вложения на банковские счета, в ценные бумаги и т.д. с точки зрения получения максимального дохода? В известном смысле слова эта проблема аналогична той, которую решает государство или предприятие при определении размеров своего фонда потребления и фонда накопления.
Естественно, увеличивая размер личных накоплений, гражданин сокращает свое текущее потребление в расчете на увеличение его в будущем за счет дополнительных доходов, которые он ожидает получить от размещения этих накоплений. Оправданным такая жертва будет только, если гражданин в результате капитализации сможет за весь рассматриваемый период получить средств для личного потребления больше, чем в случае, когда он не делал накоплений или делал бы их в меньших размерах (или больших). Чем больше расчетный период, тем большую долю личных доходов целесообразно оставить для целей накоплений и наоборот. Выбрать расчетный период может только сам гражданин. Одного устроит год, другому - надо 5 лет, а третий - захочет максимизировать свой фонд личного потребления в период соизмеримый с трудовым стажем и т.д.
Однако, чем больше расчетный период, тем меньше остается средств для текущего потребления и тем выше риск потери своих накоплений и связанных с ними доходов в результате непредвиденных экономических и политических событий.
Другой важный показатель, влияющий на оптимальный размер накоплений - доходность вкладываемых средств. Чем выше доходность, тем больше своих доходов имеет смысла направить в накопления, т.к. более быстрыми темпами можно нарастить свой фонд потребления и вернуть отвлеченные в накопления средства. В условиях инфляции ожидаемую доходность накоплений надо скорректировать на ожидаемые темпы инфляции. Для оптимизации нормы «личных накоплений» важно правильно определить среднюю ожидаемую доходность вложения своих средств на весь расчетный период. Оценить ее на длительный срок и особенно по ценным бумагам без фиксированного дохода (акции и т.д.), операциям с имуществом, валютой и т.д. очень трудно. Но здесь тоже приходится больше полагаться на прогнозы специалистов, газет и журналов и на свою интуицию.
Существенное значение имеет и форма вложения средств, определяющая их ликвидность (т.е. насколько легко и быстро можно эти вложения превратить в наличные деньги). Одно дело, когда вы инвестировали свои накопления в банковские депозиты или краткосрочные облигации, по которым вам обязаны через определенный срок вернуть деньги. Другое дело в акции, не предусматривающие обязательного выкупа эмитентом и только дающие право на получение дивидендов.
Таким образом, финансы физических лиц являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности.
Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения.
Финансы физических лиц имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.
Специфика финансов физических лиц определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Физическое лицо самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода физических лиц.
Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает физическое лицо. Реальные доходы физического лица образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений физического лица и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов физических лиц возрастает.
К сожалению, рыночные преобразования в России с самого начала их осуществления были ориентированы на достижение целей экономического роста за счет факторов снижения жизненного уровня и социального развития общества.
Социально-трудовая сфера отношений оказалась наименее реформированной частью российской экономики. В результате приватизации государственных предприятий федеральная и региональная власть потеряла инструменты управления и контроля за экономико-социальной ситуацией на приватизированных предприятиях.
В связи с резким ослаблением социальной составляющей экономических реформ произошло резкое снижение личных доходов большой части населения, сокращение их покупательского спроса. В 1986 г. по данным ЦСУ СССР, денежные фонды рабочих и служащих страны составляли 38% ВНП. С учетом выплат и льгот из общественных фондов потребления общий объем доходов населения достигал более 54% ВНП.
После 1991г. структура доходов подверглась усиленной деформации. Прежде всего произошло падение доходов лиц наемного труда с 49% в 1990 г. до 18 - 20% ВНП в 1998 г. В результате этого уменьшился в 2 с лишним раза внутренний спрос и соответственно внутренний рынок. В свою очередь это обернулось двукратным сокращением производства и десятикратным сокращением капиталовложений. Для сравнения отметим, что оплата труда, которая формирует платежеспособный спрос массового потребления, в США доведена до 60% ВВП и в ближайшие пять лет предполагается её увеличить до 70%.
Сегодня можно однозначно отметить прямую связь между потребительскими расходами населения США и огромными успехами экономики страны. Потребительские расходы растут самыми быстрыми темпами за последние 11 лет. В среднем они возрастали на 7% в год. На покупку товаров и услуг американцы быстро тратят свои сбережения. Банковские активы сокращаются на 30,9 млрд дол. в год. Потребительский бум стимулируется ростом доходов, которые увеличиваются теми же темпами, что и расходы. Зарплата только в частном секторе возрастает почти на 9 млрд дол. в год. И все это происходит при очень низкой безработице и почти отсутствующей инфляции. Причем стабильный рост американского ВВП продолжается уже который год.
Совсем иное положение
в российской экономике. В течение
всего периода рыночной трансформации
потребительские расходы