Финансы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:21, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ организации финансов физических лиц.
Для достижения данной цели в работе решены следующие задачи:
охарактеризованы понятие и сущность финансов физических лиц;
рассмотрены их функции;
изучена роль финансов физических лиц.

Файлы: 1 файл

Финансы ФЛ.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Опережающие темпы сокращения инвестиций по сравнению с потребительскими расходами населения обусловливают  специфику перехода от централизованно  управляемой экономики к рыночной. В рамках планового хозяйства  существовало ресурсное ограничение. С переходом к рынку оно было дополнено спросовым ограничением.

С либерализацией цен  происходит резкое изменение ценовых  пропорций. На первых этапах перехода к рынку рост цен не сопровождается увеличением выпуска продукции  ввиду сохранения жестких ресурсных ограничений. Причем в тех отраслях, в которых спрос и предложение товаров были накануне рыночных преобразований разбалансированы в большей степени, неравномерность изменения ценовых пропорций была сильнее, и спад производства и инвестиционного процесса оказался более глубоким.

Спад производства, угасание инвестиционного процесса во многом связаны с адаптацией предприятий  к резким колебаниям цен. Сталкиваясь  с жестким спросовым ограничением, предприятия при низких ценах  сокращают выпуск продукции. Но и при высоких ценах они не всегда способны увеличить выпуск продукции, так как ресурсные ограничения жестче спросовых. Иначе говоря, переход от ресурсных ограничений к спросовым ограничениям затянулся надолго. Преодоление этого недостатка требует перераспределения ресурсов из отраслей с низкими ценами в отрасли с высокими ценами.

Не отрицая значимость взаимосвязи цен и спроса, все  же следует ещё раз подчеркнуть  необходимость реформы доходов  населения, без которой вряд ли можно  решить проблему активизации инвестиционного процесса.

В социально-экономической  ситуации, в которой оказалась  наша страна, реформирование доходов  населения - это не второстепенная, а кардинальная проблема. Формирование социально ориентированной рыночной экономики, цивилизованного рынка предполагает реализацию общемировых тенденций, которые достаточно отчетливо проявились в странах с развитой рыночной экономикой.

С учетом этих тенденций  необходимо существенно повысить уровень  заработной платы, тем более что  для этого имеются достаточные экономические основания. В России на 1 дол. заработной платы среднестатистический работник производит примерно в 3 раза больше конечной продукции, чем аналогичный работник в США. Об этом можно судить по данным таблицы 1.

Таблица 1

Сравнительная оценка производительности и зарплатоотдачи по ВВП

Группа

Страна

Часовая производительность по ВВП, доля

Часовая заработная плата

ВВП на 1 долю зарплаты

I

США

27,0

16,4

1,7

Великобритания

22,0

13,8

1,6

Германия

27,7

22,7

1,2

II

Турция

10,3

2,6

4,0

Чили

9,7

4,3

2,3

III

Венгрия

8,8

2,7

3,3

Россия

7,6

1,7

4,6


 

ООН давно признала, что  часовая заработная плата ниже 3 дол. является предельной. Зарплата российского  работника намного ниже этого  порогового участия. За годы экономических  реформ это положение не улучшилось. Диспропорция между низкой оплатой труда по отношению к нашей относительно низкой производительности труда не была ликвидирована, она только увеличилась.

Сегодня повышение заработной платы приобретает значение исходного  условия роста производства и  инвестиций. Реальным источником средств для решения этой задачи является восстановление социального статуса труда как основного источника личных доходов, резкого сокращения распределения по собственности и чрезмерной дифференциации доходов.

Ликвидация диспропорции между оплатой и производительностью труда путем доведения доли средней заработной платы в приросте производительности хотя бы до уровня восточноевропейских стран (то есть с 20-22 до 32-35%) является сегодня одной из основных задач экономической политики.

Реальный источник быстрой  мобилизации ресурсов для пресечения опасной социальной поляризации - перераспределение  совокупного личного дохода за счет прогрессивного обложения высокодоходных групп и трансфертов малоимущим. Необходимость экстренных мер по улучшению условий жизни беднейшего населения и полезность прогрессивного перераспределения доходов физических лиц (не требующего утяжеления налогового пресса на производство) признаются практически всеми. Однако конкретные предложения в этой области обычно замалчиваются. Тем не менее можно оценить перспективность предлагаемой меры.

Как показывают исследования доктора экономических наук Ю. Сухотина (ЦЭМИ РАН), перераспределение всего 13% регистрируемого статистикой  СЛД позволило бы в 1.5 раза поднять  благосостояние 60% населения путем удержания менее 24% дохода высокообеспеченных слоев и, ниже которой сейчас находится до 40% населения. Таким образом, решение проблемы повышения уровня доходов беднейших групп отчасти может быть обеспечено за счет совершенствования налоговой системы.

Правомерна и более  общая постановка вопроса - о необходимости  пересмотра налоговой системы в  направлении адекватного отражения  в ней вклада основных факторов производства в ВВП. Ныне основной упор в системе  налогообложения делается на труд, точнее - на фонд оплаты труда. Между тем у нас самый существенный вклад в ВВП вносит не труд и даже не капитал, а природно-ресурсная рента.

 

Заключение

 

Финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических  лиц, и финансы других физических лиц.

Денежные доходы физических лиц подразделяют чаще всего по источникам поступлений:

    • заработная плата вместе с различными начислениями и доплатами;
    • пенсии, пособия, стипендии и другие страховые и социальные выплаты;
    • доходы от предпринимательской деятельности;
    • доходы от операций с личным имуществом и денежные накопления в финансово-кредитной сфере.

Расходы физических лиц  подразделяются на обязательные платежи, расходы на потребление; денежные сбережения.

Финансы физических лиц, как и финансы в целом, выполняют  две основные функции: распределительную и контрольную.

Выполняя распределительную  функцию, финансы физических лиц обеспечивают материальными ресурсами непрерывность процесса воспроизводства рабочей силы — как одного из производственных факторов. Именно через эту функцию финансов физических лиц происходит обеспечение каждого человека ресурсами, необходимыми ему для поддержания жизни.

Домашнее хозяйство, в котором, как правило, участвуют несколько физических лиц, просто не может обойтись без контроля за распределением полученного дохода по различным фондам, а также за целевым использованием средств этих фондов. Таким образом, финансы физических лиц выполняют также контрольную функцию.

Кроме этого, финансы физических лиц выполняют еще одну функцию — регулирующую, которая поддерживает сбалансированное развитие домашнего хозяйства как единого целого.

Важной функцией финансов физических лиц в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная. Она заключается в том, что физические лица являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики.

Подводя итоги, можно  отметить, что финансы физических лиц являются одним из элементов финансовой системы государства, несмотря на то, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации 
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г.; Часть вторая от 26 января 1996 г. (с изменениями и дополнениями)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
  4. Александров И.М. Финансовая система РФ.- М.: Финансы и статистика, 2005
  5. Родионова В., Вавилов Ю., Гончаренко Л. и др. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2004
  6. Социальная статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2007
  7. Финансовое право / Отв. ред. Химичева Н.И. — М., 2008
  8. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2002
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник/Под ред. Бабич А. М, Павловой Л. Н. — М., 2008.
  10. Финансы: Учебник/Под ред. Дробозиной Л. А. — М., 2009
  11. Финансы / Под ред. Ковалевой А.М. — М., 2007
  12. Финансы / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. М.: Перспектива, Юрайт, 2008
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г. Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2009
  14. Финансы, деньги, кредит / Под ред. О. В. Соколовой. М: Юристъ, 2007
  15. Чернов А. Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. М.: Перспектива, 2004

 




Информация о работе Финансы физических лиц