Финансы. Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 01:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование проблем, связанных с разработкой и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
* Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
* Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области;
* Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области.

Оглавление

Введение 2
1. Теоретические и методологические аспекты финансовой политики 5
1.1 Финансовая политика государства и финансовый механизм 5
1.2 Сущность и функции муниципальных финансов 7
2. Разработка и реализация финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области 13
2.1 Характеристика Черняховского муниципального района 13
2.2 Анализ финансовой политики Черняховского муниципального района 16
3. Совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района 30
4. Расчетная часть по составлению баланса финансовых ресурсов региона 32
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 

 

Введение 

     Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы — важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

     Государственные и муниципальные финансы —  это основа деятельности государства  и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого  рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

     Государственные финансы — это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

     В России государство только начинает осваивать этот важный экономический  инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению  и утверждению бюджета приобрела  строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается.

     Российское  государство еще не научилось  в должной мере строить такую  налоговую систему, которая бы в  полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было, не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

     Много сделано за последние годы в области  межбюджетных отношений. Однако до сих  пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

     Все эти проблемы свидетельствуют о  том, что система государственных  и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже  устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить.

     Состояние изученности проблемы. Существующие подходы к проблеме разработки и  управления финансовой политикой муниципального образования как к комплексу  мероприятий, обеспечивающих социально-экономическое  развитие, сводятся только к проблеме укрепления муниципальных бюджетов, при этом под ними понимаются собственные финансовые средства местных органов власти. Такой подход прослеживается у большинства авторов, как А.Г. Воронин, А.Н. Широков, Г.В. Барабашев, В.Г. Игнатов, Л.И. Сергеев, В.В. Иванов и другие. Вместе с тем у ряда авторов можно найти определенные указания на необходимость, в условиях явной недостаточности собственных средств местных органов власти, рассмотрения возможности управления всеми финансовыми возможностями территории с целью привлечения средств для социально- экономического развития. Это такие авторы как В.Е. Рохчин - исследование проблем стратегического социально-экономического развития городов, М.И. Яндиев, поднимаются эти вопросы в материалах деятельности Российского научного центра местного самоуправления -руководитель С.Н. Юркова.

     Незначительность  исследования проблем разработки и  управления финансовыми потоками с  целью привлечения средств для  обеспечения социально-экономического развития муниципального образования  и, соответственно, отсутствие методик формирования механизма управления  
местными финансами, уже сегодня необходимых практике, определили выбор темы и ее актуальность.

     Целью исследования является обоснование  проблем, связанных с разработкой  и реализацией финансовой политикой муниципальных образований Российской Федерации.

     Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть теоретические и методологические аспекты финансовой политики;
  • Исследовать проблемы разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области;
  • Предложить мероприятия, направленные на совершенствование механизмов разработки и реализации финансовой политики Черняховского муниципального района Калининградской области.

     Предметом исследования выступают разработка и реализация финансовой политикой муниципального образования Российской Федерации.

     Объектом  исследования является финансовая политика муниципального образования Российской Федерации.

     Поставленная  цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Теоретические и  методологические  аспекты финансовой  политики

1.1 Финансовая политика  государства и  финансовый механизм

 

     Финансовая  политика — это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций. Главными задачами финансовой политики являются:

     1) обеспечение финансовыми ресурсами  программ, осуществляемых государством;

     2) установление рационального, с  точки зрения государства, распределения  и использования финансовых ресурсов;

     3) сосредоточение финансовых ресурсов  на приоритетных направлениях  государственной политики;

     4) достижение финансовой устойчивости  и финансовой независимости государства;

     5) создание устойчивой материальной  основы функционирования хозяйствующих  субъектов;

     6) формирование уровня доходов,  обеспечивающих нормальное воспроизводство населения.1

     Финансовая  политика — это самостоятельная  сфера деятельности государства. Но в то же время она тесно связана  с любым другим видом деятельности государства, будь то кредитно-денежная, социальная или внешнеэкономическая  политика государства. Это обусловлено тем, что решить те или иные задачи государство не в состоянии, если оно не располагает соответствующими финансовыми ресурсами.

     Вместе  с тем необходимо иметь в виду, что критерием оценки той или  иной финансовой политики является то, насколько данная финансовая политика способствует достижению целей, определенных государством в качестве приоритетных. Поэтому для оценки финансовой политики и выработки рекомендаций по ее корректировке важно четко представлять, каким целям она служит и что в конечном счете должно быть решено с помощью данных финансовых инструментов.

     Особенно  велика роль финансовой политики в  эпоху кардинальных изменений в  обществе, как это происходило  в России в 90-е гг. С одной стороны, с помощью финансовой политики можно  достаточно быстро заблокировать действующий хозяйственный механизм. С другой стороны, путем радикального перераспределения финансовых ресурсов можно ускорить формирование новой системы общественных отношений.2

     Финансовая  политика государства включает следующие  элементы:

     • бюджетная политика;

     • налоговая политика;

     • ценовая политика;

     • кредитно-денежная политика;

     • таможенная политика;

     • политика внешних и внутренних заимствований;

     • политика в области международных  финансов.

     Центральное место в финансовой политике любого государства занимает бюджетная политика. Бюджетная политика — это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом. В качестве критериев эффективности бюджетной политики могут быть использованы следующие показатели: уровень собираемости бюджетных доходов; уровень выполняемости бюджетных обязательств; величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга; уровень монетизации бюджетного дефицита; величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; динамика ВВП; степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

     Финансовая  политика реализуется посредством  финансового механизма, который представляет собой часть хозяйственного механизма. Он включает:

     • совокупность организационных форм финансовых отношений;

     • порядок формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

     • методы финансового планирования;

     • формы управления финансами и  финансовой системой;

     • финансовое законодательство.

     Использование финансового механизма осуществляется специальными, организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. К их числу в России относятся органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Мингосимущество РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Центральный банк РФ. Контроль за использованием федеральных денежных средств осуществляет Счетная палата РФ. В субъектах РФ и муниципальных образованиях финансовую политику осуществляют соответствующие финансовые учреждения.3

1.2 Сущность и функции  муниципальных финансов

 

     Важнейшим звеном финансовой системы являются муниципальные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления денежными  средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и  другими законодательными актами.

     Сущность  муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения местными органами власти своих функций.

     В Российской Федерации, исходя из федеративного  устройства, государственные финансы  включают два уровня: финансы федеральных  органов власти и финансы органов  субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рис. 1). 

     

Рис. 1. Структура государственных и  муниципальных финансов

     Все три уровня государственных и  муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

     В структуре государственных и  муниципальных финансов главным  элементом выступают взаимосвязанные  бюджеты трех уровней — федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.4

     Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

     Прежде  всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

     1) перераспределение доходов рентабельных  отраслей в отрасли с низкой  рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

Информация о работе Финансы. Финансовая политика