Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является отношения в процессе формирования доходов домашних хозяйств.
Изучение выбранной темы предполагает достижение цели - разработка предложений по развитию доходов домашних хозяйств.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- ознакомится и выбрать нужную литературу по выбранной теме
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………………………………………
7
1.1. Сущность домашнего хозяйства…...…………………… 7
1.2. Основные признаки, функции и роль домашних хозяйств в экономике 18
1.3. Финансы домашних хозяйств, сущность и классификация……………… 25
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………
2.1. Понятие доходов домашних хозяйств ……………………………………. 32
2.2. Виды доходов домашних хозяйств ………………………………………..
2.2.1 Заработная плата с начислениями и доплатами……………………
2.2.2 Социальные и страховые выплаты………………………………….
2.2.3 Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..
2.2.4 Доходы домашних хозяйств от операций с имуществом и денежными средствами………………………………………………………….
2.2.5. Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее…………..
39
2.3. Динамика доходов домашних хозяйств…………………………….... 45
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ……………………………………………………………………
53
3.1 Социальные гарантии государства домашним хозяйствам…………. 53
3.2. Бедность и преодоление бедности………………………………….. 61
3.3 Доходы населения в Уральском федеральном округе: состояние и перспективы развития………………..………………………………………….
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....
В
странах с рыночной экономикой применяются
весьма разнообразные формы
В решении проблем бедности и высокой дифференциации населения по доходам проводимые социальные реформы (пенсионная, монетизация льгот) имели ограниченный эффект.
Петросян Д.О. пишет: «Социальная справедливость в экономике - распространение на экономические отношения принципов морали, чести, права, закона, соблюдения общечеловеческих ценностей.». [27].
Выбор принципов социальной справедливости в перераспределении доходов определяется в каждом обществе по-своему, исходя из духовных устоев каждого из них, выработанных национальных стандартов.
Вся социальная политика государства в плане доходов нацелена на достижение социальной справедливости. В переходный период экономическая политика России была ориентирована на установление приоритета экономической эффективности, при этом социальная справедливость отходила на второй план. Сейчас же нужно говорить о возможности нахождения компромисса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ряде публикаций понятия экономической эффективности и социальной справедливости интегрируется в категории «социально-экономическая эффективность», что вызвано стремлением показать возможность компромисса между этими понятиями. При всём этом следует помнить, что чрезмерное повышение, как и чрезмерное повышение социальной справедливости неизменно приведёт к снижению экономической эффективности. [27].
И Петросян В.О. приходит к выводу, что, для того, чтобы решить на практике проблемы повышения уровня социальной справедливости в экономике России, включая профилактику и устранение причин возникновения социальной справедливости, нужно реализовать целый ряд общегосударственных и региональных экономических и социальных программ. Это потребует значительных финансово-экономических ресурсов, которые могут быть накоплены только в результате создания высоко эффективной и конкурентоспособной экономики. Имеющиеся ресурсы нужно рационально распределить, использовать в первую очередь для стабилизации, а затем для развития социальной сферы экономики. [27].
В системе социальных приоритетов экономической политики страны социальная справедливость должна рассматриваться не только как цель, но и как условие, служащее институциональным ограничением, которое накладывается на выбор всех остальных целей.
Социальная справедливость в экономических отношениях выступает как экономическое благо, позволяющее устойчиво функционировать и развиваться экономическим субъектам и имеющее особую полезность, экономическое благо первостепенной важности. [27].
С.Миронов считает: «Как примеры рациональных и перспективных механизмов, позволяющих решать задачи на конкретных направлениях работы, можно назвать страховые принципы организации многих форм социальной поддержки, например, в деле пенсионного обеспечения; ипотечный вариант решения жилищной проблемы; способ индивидуализированного финансирования государством высшего образования в форме как безвозвратного государственного финансирования, так и кредитов на образовательные цели. Конечно, они вовсе не отрицают различных форм прямой помощи наименее обеспеченным группам населения. Принцип солидарности социальной поддержки не должен полностью уходить из нашей жизни, в целом требуется даже расширить его финансовую базу. Два подхода к решению социальных задач - через рыночные механизмы и через социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения - не должны исключать друг друга. В связи с этим важно всемерно укреплять обратные связи социальных институтов с населением. По существу, социальная политика, ее цели и механизмы не ограничиваются сферой деятельности государственных органов. В обеспечении социального прогресса должны участвовать бизнес и различные общественные организации. Социальная ответственность бизнеса является одним из главных условий здорового развития общества. Позитивная социальная активность предпринимательского класса должна встречать признание и поддержку общества». [26].
При
всём этом нельзя забывать, что неравенство
в доходах в значительной степени
порождено объективным
3.3.
Уральский федеральный округ: состояние
и перспективы развития
Рассмотрим некоторые показатели Уральского федерального округа в первом полугодии 2006года. По показателям первой половины 2008 года среднемесячная номинально начисленная заработная плата по УрФО составила 13344,7р., в том числе по Тюменской области - 22204,6р., по Ханты-Мансийскому автономному округу - 24329р., по Ямало-Ненецкому - 35544р., при среднероссийском показателе равном 9896,3р. при том, что под среднемесячной номинально начисленной заработной платой понимается заработная плата за период, исчисляющаяся делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде. В фонд заработной платы включаются начисленные работникам суммы в денежной и не денежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты, надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а так же оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Следует обратить внимание так же на показатели реальных денежных доходов населения. По сравнению с I полугодием 2007года среднероссийский показатель вырос на 111,6%, по УрФО - на 113,4%, что незначительно, но превышает среднероссийский показатель, по Тюменской области - 109,7%, по ХМАО - 109,8%, по ЯНАО - 106,5%. Под реальными денежными доходами подразумевается величина, характеризующая изменение денежных доходов населения в сравниваемых периодах в сопоставимых ценах. Денежные доходы населения включают доходы предпринимателей, выплаченную зарплату (начисленную зарплату, скорректированную на изменение задолженности) наёмных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты, доходы от собственности и другие доходы.
Такова ситуация в Уральском федеральном округе на сегодняшний день. Теперь обратимся к перспективам региональной социальной политики УрФО (до 2015г.).
В 90-х годах в Уральском округе как и по всей России возросла дифференциация доходов населения, что обусловило поляризацию общества и размывание потенциального среднего класса - символа и фактора стабильности. В расчете на длительную перспективу, в плане повышения номинальных доходов населения признано целесообразным ориентировать органы власти и управления, входящих в округ субъектов Федерации
1. на последовательное перераспределение части национального дохода, образующейся на данной территории, в пользу лиц, работающих на государство;
2. на воздействие на работодателей посредством использования механизма местных налогов и сборов с целью сглаживания дифференциации в размерах оплаты труда по отраслям и видам деятельности;
3. на обеспечение гарантий своевременной выплаты заработной платы, пенсий и пособий всем категориям граждан, получающим основные доходы за сёт бюджета.
Задачей долгосрочной перспективы должно стать обеспечение уровня номинальных денежных доходов в Свердловской и Челябинской областях - равного среднему по России, а Курганской области - 70-80% от среднероссийского показателя.
Стратегические
приоритеты социальной политики в сфере
доходов в Тюменской области
должны быть направлены на совершенствование
структуры использования
К устойчивым негативным тенденциям в сфере оплаты труда, которые имеют место как в целом по России, так и в Уральском федеральном округе и которые предполагается преодолеть в долгосрочном периоде, отнесены
1) падение доли заработной платы в структуре доходов;
2) неоправданная дифференциация в оплате труда на фоне массового обесценения рабочей силы;
3) значительный удельный вес работников бюджетной сферы с заработной платой на уровне и даже ниже прожиточного минимума, рассчитанного для трудоспособного населения.
Потребительские расходы у населения Уральского федерального округа, как и 10 лет назад, составляют три четверти денежных доходов, однако структура потребления из-за общего падения реальных доходов населения ухудшилась в сравнении с рациональной моделью потребления, поскольку доля расходов на питание выросла при соответствующем сокращении доли расходов на приобретение непродовольственных товаров. Из-за ускоренного роста цен на услуги доля расходов на них продолжает расти. [23].
При среднегодовых темпах роста реальных доходов населения на уровне 4-6% к 2015г. реальные доходы предполагается увеличить по сравнению с 2002 г. в 2 раза и вывести их на уровень дореформенного 1991 г. Для сглаживания дифференциации населения по уровню материальной обеспеченности целесообразно использовать норматив прожиточного минимума (ПМ), с тем, чтобы нивелировать инфляционную составляющую в уровне доходов населения.
Основные
группы риска в настоящее время
и в перспективе составляют категории
населения с фиксированным
Распределение
населения Уральского федерального
округа по уровню среднедушевых денежных
доходов
Доля населения | 2000,% | 2015,%(прогноз) |
С доходами до 1 ПМ | 27,5 | 5,0 |
С доходами от 1 до 2 ПМ | 37,5 | 35,0 |
С доходами от 2 до 3 ПМ | 25,0 | 40,0 |
С доходами от 3 до 4 ПМ | 6,0 | 15,0 |
С доходами более 4 ПМ | 4,0 | 5,0 |
Другая задача в рамках совершенствования социальной структуры населения заключается в формировании среднего класса. Граница между обеспеченными и состоятельными в социальном плане должна в перспективе постепенно стираться. Здесь прогнозируется максимальный структурный сдвиг - с 31% населения в 2000 г. до 55% в 2015 г.
Доля
богатых - наиболее консервативного
слоя крупных собственников, политической
и финансовой элиты, сформировавшейся
за предыдущее десятилетие, по прогнозным
оценкам, в количественном отношении
останется без изменения - на уровне 5%.
[23].
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О
государственном пенсионном
2. О государственных пособиях гражданам имеющих детей: Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995 г. Л'г81-Ф3(в рел. от 17 июля 1999 г.).
3. О государственной социальной помощи: Федеральный Закон РФ от 17.07.1999 № 178-ФЗ.-В ред. от 29.12.2004.-Ст. 1
4. О
государственной социальной
5. О
минимальном размере оплаты
6. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный Закон РФ № 44 от 31.03.2006г
7. О прожиточном минимуме в РФ: Федеральный Закон РФ от 24.10.1997 г. № 134
8. О
дифференциации в уровнях
9. Методологические положения по статистике: Вып. 1 /Госкомстат России. М.: Логос, 1996.
10. История экономических учений. Войтов А.Г. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000.- 454 с.
11. Общая экономическая теория. Учебник. /Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П.. - М., 2005. - 336 с.
12. Право и экономика пенсионного обеспечения Бродский Г.М. Бродский М.И. – Спб., 1998.
13. Социология и статистика. Маслов П.П. -М., 1967.
Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений