Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является отношения в процессе формирования доходов домашних хозяйств.
Изучение выбранной темы предполагает достижение цели - разработка предложений по развитию доходов домашних хозяйств.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- ознакомится и выбрать нужную литературу по выбранной теме

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………………………………………

7
1.1. Сущность домашнего хозяйства…...…………………… 7
1.2. Основные признаки, функции и роль домашних хозяйств в экономике 18
1.3. Финансы домашних хозяйств, сущность и классификация……………… 25
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………


2.1. Понятие доходов домашних хозяйств ……………………………………. 32
2.2. Виды доходов домашних хозяйств ………………………………………..
2.2.1 Заработная плата с начислениями и доплатами……………………
2.2.2 Социальные и страховые выплаты………………………………….
2.2.3 Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..
2.2.4 Доходы домашних хозяйств от операций с имуществом и денежными средствами………………………………………………………….
2.2.5. Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее…………..
39
2.3. Динамика доходов домашних хозяйств…………………………….... 45
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ……………………………………………………………………
53
3.1 Социальные гарантии государства домашним хозяйствам…………. 53
3.2. Бедность и преодоление бедности………………………………….. 61
3.3 Доходы населения в Уральском федеральном округе: состояние и перспективы развития………………..………………………………………….
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

    Социальная  политика - деятельность государства и/или общества (общественных институтов) по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства, распределения и потребления, позволяющая согласовать интересы этих групп с интересами человека и долговременными целями общества. Цель социальной политики - регулирование и согласование интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, достижение социального мира или общественного согласия. [24].

    А. Стребков считает, что государственную  социальную политику можно представить  как баланс сил, как степень согласия по текущим и перспективным решениям, программам социального устройства и переустройства. В соответствии с этим можно обозначить круг проблем социальной политики. К ним относятся, во-первых, социальные условия жизни различных групп, структура социальных условий, границы минимальных и максимальных условий жизни, проблемы человеческих потребностей и структуры условий жизни. Во-вторых, социальная стратификация общества, ее признаки, ресурсное состояние групп и классов, динамики социально-классовых структур. И, наконец, в третьих, это роль государства в изменении отношений социальных классов к условиям своей жизни или социально-экономическому положению, правовая оформленность этих отношений, проблемы форм собственности. [14].

    Н.Е. Тихонова и О.И. Шкаратан, отмечают, что «…эта политика является своеобразным «фокусом», в котором сходятся интересы нередко противоборствующих в состязании за ограниченные ресурсы социальных групп, и представления о справедливости, и социетальные потребности, связанные с самосохранением «общества и поддержанием его конкурентоспособности в мире глобальной экономики и системы информационных обществ». [29].

    Совершенно  очевидно, что общество устроено так, что нельзя «дать» кому-то что-то, не «отняв» у другой группы населения. Дискуссии о том, какой крен для  общей «лодки» выгоднее, бессмысленны: необходимо искать способ держать ее в равновесии.

    Социальная  политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряжённости, с другой - ни коим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высоко эффективного труда по найму.

    Социальная  защита - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. [3-ст.1].Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья.

    Система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоёв населения или тех, кто не включён в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве и, прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в законодательной форме труда и его оплаты, а так же определении прав работников при приёме на работу и увольнении.

    Государственная социальная помощь оказывается в  целях:

    - поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

    - адресного использования бюджетных средств;

    - усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

    - создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

    - снижения уровня социального неравенства;

    - повышения доходов населения. [3-ст.3].

    Оказание  государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

    1)денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

    2)натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [3-ст.12].Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

    Первое  направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости  от труда, но при этом принимаются  во внимание и размеры удовлетворенных  потребностей.

    Второе  направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют  связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты  направляются (пособия на детей и  т.п.).

    Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный момент. [14]. 
 
 

    

  •     3.2. Преодоление бедности 
  •     

  •  
  •     

  •     Бедность  может иметь разные причины, а  значит, и методы борьбы с ней  должны быть различными. Так, в одном  случае материальное неблагополучие граждан вызывается многодетностью, а в другом - явной заниженностью оплаты труда, и тогда нужны уже не пособия, а приведение заработной платы в соответствие с ее объективными основами. Более корректным, поэтому представляется тезис, который высказал Куликов В., Роик В. В Российском Экономическом журнале, согласно которому социальная защита - это защита от социальных рисков, постоянно сопровождающих жизнь человека; речь идет о рисках, связанных с утратой трудоспособности вследствие заболеваний или преклонного возраста, потерей работы (безработицей), с несчастными случаями на производстве, с профессиональными заболеваниями, и др. [25].

        В 90-е годы были предприняты робкие и непоследовательные попытки создания альтернативной системе социальной поддержки системы социального страхования граждан, предполагающей распределение их социальных рисков между самими гражданами, работодателями и государством. Однако в 2001 г. был ликвидирован Государственный фонд занятости населения; затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% - отменили страховые отчисления из фонда оплаты труда. Основным источником аккумуляции страховых средств стал единый социальный налог (ЕСН), т.е. страховым взносам был придан противоречащий их природе налоговый характер.

        Нельзя  не признать негативным и тот факт, что, согласно действующему механизму (по сути налоговому), с ростом заработной платы падает коэффициент её будущего замещения пенсией: при месячной зарплате, равной 3 тыс. руб., он составляет 40%, 6 тыс. - 30, 12 тыс. - 18, а 18 тыс. руб. - 14%. Хуже того, на перспективу запланировано уменьшение среднего уровня коэффициента замещения - до 20% в 2013 г. вместо нынешних 25-30% (а в ряде развитых стран он достигает сегодня 70%).

        Эффективность страховой системы в решающей степени зависит от непосредственной включенности в нее самого работника, предполагающей, конечно, достаточный для участия в страховании уровень заработной платы. Таким образом, главный принцип социальной защиты в рыночных условиях -- страховой, и его надлежит реализовывать, обеспечивая, прежде всего, повышение уровня оплаты с труда. [25].

        Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

        Итак, в статье «Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики» Куликов В., Роик делают вывод, что государство старается сгладить дифференциацию доходов населения путём оказания социальной помощи различным категориям граждан, оказание помощи осуществляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. В сфере социальной защиты государство занимает активную позицию, это подтверждается реформами, проводимыми внутри этой сферы. Но, к сожалению, эти реформы дают понять ещё и то, что политика социальной защиты недостаточно эффективна для существующих темпов роста социальной дифференциации населения. Примером могут послужить такие реформы как монетизация льгот и пенсионная реформа, которые в последнее время доказывают свою недостаточную состоятельность и продуманность. [25].

        В социальной сфере нет ничего маловажного, но следует остановится на той её части, которая связана с формированием и распределением доходов населения.

        Миронов С. в статье «Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов» считает, что за последнее пятилетие достигнуто существенное повышение жизненного уровня населения по сравнению с кризисным периодом, теперь необходимо выработать такую линию государственной политики, которая позволит сочетать решение социальных проблем с созданием условий для максимально быстрого развития экономики на современной научно-технической основе, причем каждый успех в одном из этих дел должен становиться предпосылкой для успеха в другом. [26].

        Нужно восстановить в новых политических и экономических условиях единство, взаимосвязь и взаимное влияние  между хозяйственной и социальной политикой, утраченную в 90-е годы. Миронов утверждает, что основа для этого - использование категории человеческого капитала, интегральной денежной оценки качества жизни населения, которая позволяет перевести на язык экономики выигрыши и потери страны, обусловленные положением в ее социальной сфере: уровнем образования и квалификации граждан, состоянием их здоровья и продолжительностью жизни, рождаемостью и т.п. Это требует активной и целенаправленной политики государства, направленной на решение социальных проблем с использованием рыночных механизмов, путем превращения социальной сферы в полноценный объект для инвестиций. [26].

        Куликов В., Роик так же считают, что важным направлением в социальной политике является политика заработной платы, как одного из основных источников формирования дохода и снижение дифференциации в оплате труда. Заниженный уровень заработной платы подрывает воспроизводство трудовых ресурсов, является антистимулом для работника и мощным ограничителем увеличения покупательной способности населения, а значит, и роста производства. Как уже отчасти отмечалось, чрезмерная дифференциация в оплате труда по отраслям и регионам ставит под вопрос существование в стране «единого социального пространства» со всеми вытекающими отсюда последствиями. При наличном уровне доходов основная масса граждан просто не в состоянии оплачивать «по полной» ни жилищно-коммунальные услуги, ни образование, ни медицинское обслуживание. [25].

        Низкий  уровень заработной платы и ее запредельная дифференциация - узел всех проблем в сфере доходов населения. Развязывание этого узла позволит уменьшить неравенство граждан в доступе к материальным и духовным благам, гарантировать возможность «зарабатывания» достойных пенсий и других социальных страховых выплат.

        Оплата  труда, обеспечение ее положительной  динамики составляют сегодня главный  приоритет социальной политики. [25].

        Среди важнейших задач социальной политики государства - преодоление бедности, к такому выводу приходят  Николаев и Макрушина в статье  «Бедность в России: экономический анализ». Высокая дифференциация населения по доходам является одним из главных факторов социальной напряжённости в обществе. Официальная статистика при определении численности бедного населения ориентируется на абсолютную концепцию бедности. Согласно данному подходу, живущими за чертой бедности считаются граждане, имеющие доходы ниже официально установленного прожиточного минимума в данном регионе. [27].

        В стране сформировались три уровня бедности. Первый (нищенский) представлен низкой доходной категорией граждан: их доходы ниже стоимости минимального продуктового набора (в 2005 г. - 1506 руб.). Сюда относятся не только маргинальные слои, но и (в тех или иных своих частях): не получающие пособия безработные; мигранты; пенсионеры; работники бюджетных организаций, «приписанные» к нижним строкам ЕТС. Всего нищих (в буквальном смысле) - 3,3% населения страны.

        Второй  уровень (бедные в узком смысле слова), охватывает граждан с доходами ниже ПМ; группа таких граждан составляет 14,8% российского населения. Третий уровень бедности (малообеспеченные) - группа россиян с доходами в 1-2 ПМ на члена семьи (ниже МПБ), расходующих более половины доходов на питание. Эта группа включает 40,6% населения РФ. Субъективный показатель уровня бедности (42,2% - доля граждан, которые сами себя считают бедными) более чем в два раза превышает официальный показатель. Среди бедных всё больше становится молодых - людей с наиболее высокими социальными ожиданиями. Так же в России есть такая категория как работающие бедные, люди, чья заработная плата ниже прожиточного минимума, чаще всего это работники бюджетной сферы.

        Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является социальная поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых - уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т.д.

    Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений