Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является отношения в процессе формирования доходов домашних хозяйств.
Изучение выбранной темы предполагает достижение цели - разработка предложений по развитию доходов домашних хозяйств.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- ознакомится и выбрать нужную литературу по выбранной теме

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…………….. 3
ГЛАВА 1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО И ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………………………………………

7
1.1. Сущность домашнего хозяйства…...…………………… 7
1.2. Основные признаки, функции и роль домашних хозяйств в экономике 18
1.3. Финансы домашних хозяйств, сущность и классификация……………… 25
ГЛАВА 2. ДОХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………


2.1. Понятие доходов домашних хозяйств ……………………………………. 32
2.2. Виды доходов домашних хозяйств ………………………………………..
2.2.1 Заработная плата с начислениями и доплатами……………………
2.2.2 Социальные и страховые выплаты………………………………….
2.2.3 Доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..
2.2.4 Доходы домашних хозяйств от операций с имуществом и денежными средствами………………………………………………………….
2.2.5. Скрытая экономическая деятельность и доходы от нее…………..
39
2.3. Динамика доходов домашних хозяйств…………………………….... 45
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ……………………………………………………………………
53
3.1 Социальные гарантии государства домашним хозяйствам…………. 53
3.2. Бедность и преодоление бедности………………………………….. 61
3.3 Доходы населения в Уральском федеральном округе: состояние и перспективы развития………………..………………………………………….
68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 504.00 Кб (Скачать)

    3. В зависимости от надежности  поступления:

    - гарантированные (государственные  пенсии, доходы по госзаймам);

    - условно-гарантированные (оплата  труда);

    - негарантированные (гонорары, комиссионное  вознаграждение). [17]. 

    Необходимо  принимать во внимание, что различаются понятия заработанных доходов, т. е. полученных в результате трудовой деятельности работника, и полученных доходов. Так утверждал Макконнелли в книге «Экономикс» [22].  С одной стороны, не все заработанные доходы поступают в домашние хозяйства. Это относится, например, к взносам на социальное страхование, налога на прибыль предприятий. С другой стороны, часть доходов, поступающих в домохозяйства, не являются результатом труда. Прежде всего это - трансфертные платежи, которые включают выплаты по социальному обеспечению и от несчастных случаев, пособия но безработице и нетрудоспособности и некоторые другие виды социальной помощи государства. [22].

    В приведенной выше классификации  не учтены случайные доходы граждан, например выигрыши в лотерею, доходы от непредусмотренных дарений, а также доходы, полученные с нарушением закона. [17].  Последние в современной России имеют большое распространение. К ним можно отнести суммы, полученные в результате ухода от налогов, доходы от незаконных валютных и других финансовых операций, например от предоставления валютных займов другим гражданам, как правило, под ростовщические проценты, от операций по «строительству финансовых пирамид», от продажи запрещенных товаров (наркотиков, оружия и т. п.). Учет случайных и особенно незаконных доходов является чрезвычайно затруднительным.

    Для измерения доходов домашних хозяйств используют понятия совокупных, располагаемых, номинальных и реальных доходов  населения.

    Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов. Натуральные доходы можно оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

    Для населения, однако, более существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов и обязательных платежей. В общей сумме располагаемые доходы населения образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

    Номинальные доходы - доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также доходов, полученных в результате погашения задолженности государства и организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах XX в. в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее значение имеют фактические доходы.

    Реальные  доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами -- располагаемыми доходами и ценами на товары и услуга. Они могут быть адекватно выражены количеством потребительских товаров и услуг, которые можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов и индекса потребительских цен за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с размерами имущества и ранее накопленных сбережений, входят в число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния. [17].

      2.2.2 Заработная плата с начислениями  и доплатами 
       

    Основное  значение для работников государственной  сферы и лиц наемного труда  в частном секторе экономики  играет оплата труда в различных  формах. В соответствии с системой национальных счетов к ней относят:

    1. начисленную заработную плату  по сдельным расценкам, тарифным  ставкам и должностным окладам; 

    2. выплаты за работу в особых  условиях;

    3. доплаты за сверхурочную работу  и работу в ночное время,  в выходные и праздничные дни;

    4. премии и единовременные поощрительные  выплаты; 

    5. плата за выслугу лет;

    6. оплату ежегодных и дополнительных  отпусков;

    7. доходы от участия в прибылях (например, дивиденды на акции);

    8. командировочные расходы и подъемные; 

    9.  стоимость выданной спецодежды, спецобуви и спецпитания и др. Часть полученных в форме оплаты труда доходов работника необходима ему непосредственно для выполнения служебных обязанностей; другая, являющаяся основной, идет на содержание домашнего хозяйства, включая членов семьи.

    В целях социальной защиты государство  гарантирует населению минимальный размер оплаты труда (МРОТ),согласно Федеральный Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» . [5]. Многие считают также, что МРОТ соответствует нижнему пределу оплаты труда, устанавливаемому за наименее квалифицированный, простой труд. Размер фактической заработной платы с учетом всех видов выплат (тарифные ставки, оклады, надбавки и т.п.) не должен быть ниже установленного законодательно МРОТ независимо от того, в какой организации трудится человек. МРОТ обеспечивается либо за счет средств бюджетов - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, либо за счет собственных средств - для других организаций.

    В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, премии и другие формы поощрительных  выплат. Это означает, что для  отдельных работников их ставки (оклады) равняются минимальному размеру  оплаты труда, а все другие виды выплат не увеличивают зарплату до минимального размера, а начисляются сверх него. Размеры ставок и окладов, их соотношение для разных категорий персонала, работников различных профессионально-квалификационных групп, а также доплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в вечернее и ночное время определяются в организациях и фиксируются в коллективных договорах. При этом указанные доплаты должны быть не меньше установленных соответствующими правовыми актами.

    На  предприятиях определяют также виды и размер стимулирующих выплат, в частности за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии и т. д.

    МРОТ  имеет значение не только для установления размера оплаты труда. Он используется для определения минимального уровня стипендий студентам, аспирантам, обучающимся  с отрывом от производства. Так, стипендии учащимся образовательных учреждений начального профессионального образования, находящимся на государственном обеспечении, выплачиваются в размере не менее 50% МРОТ. Вместе с тем многие критикуют как сам показатель МРОТ, так и особенно его использование для определения размеров социальных выплат. [5].

    Оплата  труда работников бюджетной сферы  более жестко регламентируется государством, в первую очередь на основе тарифной системы. Основными элементами тарифной системы оплаты труда являются: тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты, тарифно-квалификационные справочники, надбавки и доплаты за работу с отклонением от нормальных условий труда. Элементами тарифной системы являются также оклады рабочих.

    Единая  тарифная сетка (ETC) предусматривает дифференциацию оплаты по определенному количеству разрядов (в настоящее время -18), согласно Постановлению Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14.10.92 г. № 785. [8]. Соотношение 1-го и 18-го разрядов называется диапазоном ETC. Тарифные ставки и оклады дифференцируются по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации (условия, тяжесть, напряженность, значимость труда) учитываются с использованием других элементов организации труда.

    Тарификация рабочих производится по восьми разрядам, что соответствует действующему Единому тарифно-квалификационному  справочнику работ и профессий  рабочих (ЕТКС). Для высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, а также на особо важных и особо ответственных работах, разрешается устанавливать оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты труда ETC по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами РФ, и из 11-12 разрядов системы ETC - по перечням, утвержденным Минтруда РФ.

    Применение ETC обязательно для всех предприятий, учреждений и организаций, находящихся  на бюджетном финансировании. Но они  могут в пределах выделяемых бюджетных  ассигнований самостоятельно определять виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. При оплате труда рабочих по усмотрению руководства организации, учреждения может использоваться как тарифная, так и бестарифная система. [8]. 
 
 
 
 
 

    2.2.3 Социальные и страховые выплаты домашним хозяйствам 
 

    Как пишут  С.А Белозёров, В.В. Иванов и В.В. Ковалев, пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления объединены в одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает государство. Их начисление и выплата в существенной степени зависит поэтому от законодательных норм. В период рыночных преобразований в нормативные акты законодателями внесено большое количество изменений и поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время, в связи, с чем нельзя механически воспринимать конкретные нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей), приведенные в данном разделе. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат, которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако вес же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными и связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах, которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки, необходимые для последующей работы. Так, большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности. [16]

    Бродский  Г.М. Бродский М.И. в книге «Право и экономика пенсионного обеспечения» отмечают так же, что развиваются и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). С одной стороны, они расширяют возможности населения получать более высокие доходы в старости по сравнению с минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления долгосрочных инвестиций. [12].

    Наибольшее  значение среди страховых и социальных выплат имеют пенсии. По действующему пенсионному законодательству [1] существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если гражданин имеет право на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право на пенсию по старости либо за выслугу лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности). [1].

    Существуют  также и социальные пенсии для  граждан, которые не имеют по каким-либо причинам права на получение пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. [32].

    Пенсии  по старости, или по возрасту, являются наиболее распространенными. Oни предоставляются с определенного возраста (мужчины - с 60 лет, женщины - с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Выдвигаются предложения об увеличении минимального пенсионного возраста на пять лет. Устанавливаются и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные матери, инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и др.

    Законодательно  определяются минимальный и максимальный размер пенсии по старости, а также  соотношение устанавливаемой пенсии и заработка работника. Минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда. Максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах,- трех с половиной размеров. Пенсия по старости устанавливается в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Однако общий размер пенсии не может превышать 75% заработка. Среднемесячный заработок, принимаемый для расчета пенсии по старости, определяется за последние два года работы либо за любые пять лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности. [1].

Информация о работе Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений