Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 19:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового рынка, его структуры, выявление специфики финансового рынка в Беларуси в условиях развития рыночных отношений, определение направлений развития финансового рынка Республики Беларусь и мирового финансового рынка.
Реферат………………………………………………………………….….…...…2
Введение…………………………………………………………………….......…4
1 Теоретические основы функционирования финансового рынка………………………………………………………………………….…....6
1.1 Экономическая сущность финансового рынка, его необходимость и значение в современных условиях……………………………………….…..…..6
1.2 Структура функционирования финансового рынка и его функции……………………………………………………………………….….10
2. Финансовый рынок в РБ …………………………………………………….16
2.1 Анализ функционирования основных сегментов финансового рынка Республики Беларусь………………………………………………………….…16
2.2 Специфика функционирования финансового рынка в условиях мирового кризиса……………………………………………………………………….…...20
3 Основные направления совершенствования финансового рынка Республики Беларусь…………………………………………………………………...…...…24
Заключение……………………………………………………………....…..…...27
Список использованных источников…………………………..…….….….…..29
В целом же большинство аналитиков международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) и ведущих коммерческих банков ожидают медленного восстановления глобальной экономики после кризиса. Одна из главных причин таких прогнозов — слабость финансовой системы и сохраняющиеся трудности с привлечением банками нового капитала (без помощи государства), осложняющие задачу поддержки реального сектора. При этом ожидается, что американская и китайская экономики первыми оправятся от последствий глобальной рецессии, после чего начнется оживление экономической активности в Европе и восстановление мировой торговли в целом.
3 Основные направления совершенствования финансового рынка Республики Беларусь
Современное развитие рыночных отношений в отечественной экономике предусматривает активное участие государства как регулирующего и управляющего органа. Государство в лице отдельных органов, наделенных соответствующими полномочиями, выступает субъектом регулирования экономической системы и управления ею.
Для нормального функционирования финансового рынка, выполнения своих главных функций необходимо его регулирование со стороны государства. Регулирование в целом можно рассматривать кок функцию управления, обеспечивающую функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров. С теоретической точки зрения государственное регулирование финансового рынка — это совокупность экономических отношений хозяйствующих субъектов, обеспечивающих целостность, сбалансированность и устойчивость финансового рынка, а также наиболее эффективное перераспределение экономических ресурсов.
Практическая реализация государственного регулирования принимает форму воздействия государства (в лице государственных органов) системой мер законодательного исполнительного и контролирующего характера на совокупность финансово-экономических отношении, законов и закономерностей их развития.
Содержание государственного регулирования составляют:
В экономике Беларуси роль и место государственного регулирования определяются рядом основных факторов. Во-первых, переход от административной экономики к рыночной предполагает неизбежное снижение уровня государственного регулирования. В то же время в Республике Беларусь роль государства в социально-экономических процессах сохраняет свою значимость. Кроме того, само качество переходности задает дополнительную компоненту в государственном влиянии на экономические и политические процессы. Налицо также наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране. На современном этапе это выражается в максимально возможной централизации финансовых ресурсов в бюджетной системе, что объективно ставит промышленников в зависимость от государства как собственника денежного капитала.
Во-вторых, в период реформирования общества именно государство должно выполнять системообразующую функцию, определяя параметры будущей социально-экономической системы, темпы и направления преобразования. Кроме того, в условиях мирового финансово-экономического кризиса роль государства как стабилиаирующего сектора неизбежно возрастает.
В-третьих, в условиях перестройки хозяйственного механизма, сопровождающейся формированием новых институтов и (или) субъектов рынка, не обладающих достаточной степенью доверия, уровень риска по любой экономической операции превышает допустимый предел, поэтому только непосредственное участие государства во всех сферах экономической жизни может обеспечить хотя бы минимальную стабильность.
В-четвертых, некоторые институты, органично развивающиеся в условиях рыночной экономики, на отечественной почве создавались административным путем в период перестройки экономики и изначально оказались под контролем государства, поскольку не имели возможности эффективно действовать и развиваться без его поддержки.
Целенаправленное воздействие государства на финансовый рынок осуществляется прямыми (административными) и косвенными (экономическими) методами.
Прямое (административное) государственное регулирование производится посредством установления обязательных требований к участникам финансового рынка, лицензирования их профессиональной деятельности, обеспечения им гласности и равной информированности, поддержания правопорядка. Таким образом, прямое регулирование существует в виде системы правовых норм и государственных органов, обеспечивающих исполнение этих норм.
Институциональным элементом экономического регулирования выступает финансово-кредитная система страны. Косвенное государственное регулирование финансового рынка осуществляется через проведение определенной политики — налоговой, денежной, в области формирования и использования средств государственного бюджета, в области управления государственной собственностью и т.д.
Административно-правовая и экономическая составляющие регулирования финансового рынка тесно связаны между собой, так как в основе разработки каких-либо законодательных актов или административных мер воздействия всегда лежат экономические закономерности, на которые государство стремится повлиять тем или иным способом. И наоборот, при использовании финансово-кредитных рычагов регулирования государство оказывает воздействие, закрепленное в правовых нормах.
В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органы государственного управления применяют к ним различные методы институционального и функционального регулирования.
Методы институционального регулирования имеют объектом финансовое положение конкретных финансовых институтов и обеспечивают качество управления ими. Институциональные методы регулирования широко применяются на финансовом рынке, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности требует контроля за финансовым положением участников с целью защиты интересов инвесторов и других субъектов этого рынка.
Методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций, т.е. выполнения конкретных функций. В большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на финансовом рынке важно не столько финансовое состояние участников, сколько то, как они обслуживают клиентов. Этим обусловливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования финансового рынка.
В Республике Беларусь регулятивная нагрузка на участников формирующегося финансового рынка выше но сравнению с развитыми странами, здесь более значимо влияние текущей и перспективной макроэкономической политики. В Беларуси конкурентные механизмы финансового рынка еще не развиты в полной мере, а инвестиционные потребности экономических агентов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Таким образом, устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно, только усилив государственное регулирование финансового рынка и обеспечив целевую направленность инвестиционных потоков.
Также на законодательном уровне вводятся постановления с целью совершенствования финансового рынка и его эффективного дальнейшего развития (Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 17.02.2009 N 206/5 "О межведомственной комиссии по развитию финансового рынка Республики Беларусь") Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 17.02.2009 N 206/5 определяются задачи и порядок работы межведомственной комиссии по развитию финансового рынка Республики Беларусь.
Основными задачами межведомственной комиссии являются:
1. содействие созданию
2. координация работы
3. анализ эффективности
В соответствии с основными задачами межведомственная комиссия осуществляет следующие функции:
1. вырабатывает согласованные
2. оказывает содействие в
3. анализирует деятельность
По объективным причинам на формирующихся финансовых рынках степень вмешательстве государства должна быть значительно выше, чем на развитых. Однако государственное регулирование финансового рынка в переходных странах не должно быть авторитарным. При существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование (как регулирование на микроуровне) имеет важнейшее значение. Только при условии тесного взаимодействия этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка. Финансовый рынок, формирующийся под контролем государства, должен пройти этап структурных преобразований на пути к созданию эффективной системы, основанной преимущественно на саморегуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, написав данную курсовую работу можно сделать следующие выводы:
Финансовый рынок способствует развитию экономики, осуществлению материально - финансовой сбалансированности по общему объему и по структуре общественного производства. С его помощью развиваются предприятия и отрасли, которые обеспечивают инвесторам максимальную прибыль на вложенный капитал. Способствует реальному осуществлению научно-технического прогресса.
Знание механизма функционирования отдельных видов финансовых рынков позволяет предприятию более эффективно осуществлять операции по привлечению финансовых ресурсов из внешних источников, формированию портфеля финансовых инвестиций, страхованию финансовых рисков и другим аспектам финансовой деятельности.
Финансовый кризис оказал влияние и на кредитный рынок Республики Беларусь. Существует тенденция сокращения объемов кредитования в валюте и резкого падения темпов кредитования в рублях, т.е. существенного ухудшения кредитного портфеля не произошло.
Белорусские страховщики также ощутили влияние мирового кризиса, началось постепенное падение объемов взносов. В условиях влияния мирового кризиса государству приходится стимулировать внутренний спрос на белорусские товары и услуги, а страхования является продуктом белорусского производства, она тоже подвергается государственному регулированию.
В целом, похоже, что финансовый кризис, осложнивший доступ предприятиям и банкам к денежным ресурсам, способствует развитию рынка ценных бумаг в Беларуси, так как предприятия начинают интересоваться предоставляемыми ценными бумагами возможностями привлечения дополнительных ресурсов.
Большинство аналитиков международных финансовых организаций (МВФ, Всемирный банк, ОЭСР) и ведущих коммерческих банков ожидают медленного восстановления глобальной экономики после кризиса. Одна из главных причин таких прогнозов — слабость финансовой системы и сохраняющиеся трудности с привлечением банками нового капитала (без помощи государства), осложняющие задачу поддержки реального сектора. При этом ожидается, что американская и китайская экономики первыми оправятся от последствий глобальной рецессии, после чего начнется оживление экономической активности в Европе и восстановление мировой торговли в целом.
По объективным причинам на формирующихся финансовых рынках степень вмешательстве государства должна быть значительно выше, чем на развитых. Однако государственное регулирование финансового рынка в переходных странах не должно быть авторитарным. При существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование (как регулирование на микроуровне) имеет важнейшее значение. Только при условии тесного взаимодействия этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка. Финансовый рынок, формирующийся под контролем государства, должен пройти этап структурных преобразований на пути к созданию эффективной системы, основанной преимущественно на саморегуляции.
Информация о работе Финансовый рынок и его значение в современных условиях