Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

Увеличен порог минимального оборота по налогу на добавленную  стоимость при обязательной постановке на регистрационный учет с 15 000-кратного до 30 000-кратного размера месячного расчетного показателя, что позволит снизить налоговую и административную нагрузку на малый бизнес.

В условиях сегодняшней  ситуации по стабилизации экономики  из-за мирового финансового кризиса в Налоговом кодексе также нашли отражение ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора.

В частности, на период 2009 – 2011 годов увеличен размер вычета вознаграждения за счет увеличения предельного  коэффициента левереджа (правило достаточной  капитализации), для финансовых организаций  с 7 до 9, для иных юридических лиц - с 4 до 6 .

Микрокредитным организациям предоставлено право относить на вычеты суммы расходов по созданию резервов против сомнительных микрокредитов, не превышающих 15 % от суммы кредитов, выданных в течение налогового периода.

Реформирована система  налогообложения недропользователей. 
В части недропользования предусмотрена замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебетные и выработанные месторождения постановлением Правительства Республики Казахстан устанавливаются льготные ставки. Исключено положение «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) и действующих соглашений о разделе продукции (СРП).

В рамках реформирования социального налога осуществлен  переход от регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 % к плоской шкале со ставкой 11 %. Единая ставка по индивидуальному подоходному налогу сохранена на уровне 10 %.

Также Налоговым кодексом предусматривается реформирование имущественных налогов, так сокращена  база налогообложения имущества  со всего имущества до недвижимости, повышены ставки на дорогостоящее имущество физических лиц, стоимостью свыше 120 млн. тенге с 0,5 до 1 %, а также исключены поправочные коэффициенты на автотранспортные средства при расчете налога на транспортные средства.

Налоговое администрирование  приведено в соответствие с реалиями нового этапа развития Казахстана. Наряду с другими направлениями налоговой реформы четко определено, что новый Налоговый кодекс должен быть законом прямого действия, при этом сочетать качество администрирования и интересы налогоплательщиков. В связи с чем в Налоговый кодекс максимально включены нормативные правовые акты в области налогообложения, упрощены налоговые процедуры.

Доходы государственного бюджета на 2010 – 2012 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений Налогового кодекса и других нормативных правовых актов.

В расчетах доходов учитывалось  повышение заработной платы работникам государственного управления и госучреждений с 1.07. 2010 года на 25 %, с 1.07.2011 года на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования до 5 % в 2010 году и индивидуального подоходного налога в связи с увеличением размера минимальной заработной платы в 2010 – 2012 годах.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 

Доходы государственного бюджета 

Наименование показателей

 

2010 год

 

2011 год

 

2012 год

Доходы

 

14,2

 

15,2

 

15,0

Налоговые поступления

 

13,6

 

14,6

 

14,4

Неналоговые поступления

 

0,4

 

0,4

 

0,4

Поступления от продажи основного капитала

 

0,2

 

0,2

 

0,2


Прогноз объемов поступлений  в бюджет, направляемых в Национальный фонд, на 2010 – 2012 годы составлен на основе прогнозируемых параметров макроэкономических показателей: добычи нефти, мировой  цены на нефть, курса тенге к доллару США, а также динамики поступлений за предыдущие годы, анализа текущей ситуации. 
В 2010 году поступления прямых налогов в Национальный фонд прогнозируются на уровне – 7,9 % к ВВП, в 2011 году – 8,3 %, в 2012 году – 8,0 %.

Рисунок 4

Прогноз поступлений  прямых налогов в Национальный фонд Республики Казахстан на 2010 – 2012 годы. 

Прогнозы государственного и республиканского бюджетов, Национального  фонда Республики Казахстан, консолидированного бюджета Республики Казахстан.

На протяжении последних  лет экономика Казахстана демонстрировала  устойчивый рост и обеспечивала профицит консолидированного бюджета. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса.

Рисунок 5

Баланс консолидированного бюджета и ненефтяной дефицит  государственного бюджета в 2008 – 2012 годах. 

Однако дальнейшее использование  накопленных активов, без принятия мер по снижению расходной нагрузки на бюджет, осуществляться не будет. Соответствующие меры были уже предприняты при уточнении республиканского бюджета на 2009 год, когда по ряду направлений расходы были сокращены, в том числе административные расходы центральных и местных государственных органов, холдингов, национальных компаний, социально-предпринимательских корпораций, а также их материально-техническое оснащение и капитальный ремонт.

Пересмотрены подходы  к реализации бюджета развития, что  также позволило оптимизировать расходы по инвестиционным проектам и увеличению уставных капиталов государственных организаций.

 

 

 Рисунок 6

Доходы и расходы  государственного бюджета в 2008 – 2012 годах.

Учитывая, что доходы государственного бюджета достигнут  уровня 2008 года только к 2012 году, в планируемый  период будет проводиться политика сдерживания роста государственных расходов, темпы которого за трехлетний период не превысят в среднем 9,7 %. Это означает, что рост государственных расходов не будет превышать темпов роста ВВП. 
 

Рисунок 7

Темпы роста расходов госбюджета и ВВП в 2008 – 2012 годах.

Несмотря на снижение объема государственных расходов в 2009 году и их незначительный прирост начиная с 2010 года, бюджетная политика будет направлена на мобилизацию и сосредоточение финансовых ресурсов для полного и своевременного осуществления всех взятых государством обязательств и, в первую очередь, это социальные обязательства, а также мероприятия, косвенно влияющие на социальную поддержку населения страны, включая обеспечение занятости.

Таким образом, социальная направленность бюджета в среднесрочной  перспективе будет сохранена  и основным приоритетом при планировании государственных расходов будет являться благополучие граждан Казахстана, а именно их социальная поддержка, здоровье и образование, а также создание условий для качественного посткризисного роста экономики.

При прогнозе расходов государственного бюджета учтены мероприятия по реализации поручений Главы государства, озвученных в ежегодных посланиях народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», «Через кризис к обновлению и развитию». 

Параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета исходя из прогнозных объемов поступлений и расходов бюджета.

Политика Правительства  Республики Казахстан направлена на создание единой и эффективно функционирующей  системы управления долгом страны с учетом её ориентации в ближайшее время на решение вопросов смягчения влияния последствий финансового кризиса на экономику в целом и обеспечение оптимального уровня дефицита бюджета, исключающего значительную нагрузку на бюджет из-за роста расходов на обслуживание долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет правительственных  займов.

Прогноз параметров государственного и республиканского бюджетов на 2010 – 2012 годы приведен в приложении.

В 2008 году впервые была реализована стабилизационная функция  Национального фонда Республики Казахстан, которая призвана финансировать государственные расходы в годы неблагоприятной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы.

В 2008-2009 годах из Национального  фонда Республики Казахстан в  республиканский бюджет было выделено 607,5 млрд.тенге и 347,9 млрд.тенге соответственно в виде целевого трансферта. В 2008 году эти средства были направлены на увеличение уставного капитала акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» для реализации мер по обеспечению конкурентноспособности и устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан. В 2009 году - на реализацию мероприятий Плана действий Правительства Республики Казахстан на 2009 год по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года "Через кризис к обновлению и развитию" (Дорожной карты).

В 2010 – 2012 годах во избежание  «проедания» активов Национального  фонда, будет проводиться политика ограничения использования средств  Национального фонда только путем  привлечения гарантированного трансферта, не выходя за установленный предел в 1/3 часть от активов фонда на конец года, предшествующего году планирования. 

 

Рисунок 9

Доля привлекаемых средств  Национального фонда в виде гарантированного и целевого трансфертов в общем  объеме поступлений государственного бюджета.

Уровень активов Национального  фонда, накопленных на 1 января 2009 года будет сохранен, а с учетом базового сценария развития экономики продолжится их наращивание, в том числе и в 2010 – 2011 годах, хотя и небольшими темпами.

В соответствии с прогнозом, объем активов Национального  фонда на конец 2012 года составит 4,7 трлн. тенге или 31 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 1,4 раза. 

Рисунок 10

Динамика активов Национального  фонда.

Инвестиционная политика в 2010 – 2012 годах будет осуществляться с учетом переориентации на наиболее значимые в социально-экономическом  плане проекты, оказывающие наибольший мультипликативный эффект на экономику и поддержание уровня занятости населения.

Обеспечение сбалансированности инвестиционных программ, взаимоувязки реализации проектов частного сектора  с развитием инфраструктуры и  ресурсным потенциалом страны и  регионов, будет осуществляться по двум основным направлениям, согласующимся с ранее указанными направлениями фискальной политики, путем принятия системных и оперативных мер.

Долгосрочная мера системного характера заключается в разработке Схемы территориально-пространственного  развития страны, которая позволит минимизировать нерациональное использование ресурсов государства, скоординировать развитие производственной, транспортной, инженерной, социальной, рекреационной инфраструктур и системы расселения населения и предоставить ориентиры для бизнес-инициатив частного сектора.

Оперативное решение  задач, стоящих перед инвестиционной политикой, будет решаться на основе разработки Карты индустриализации Казахстана, в которой будут определены оптимальные места реализации крупных  инвестиционных проектов с учетом их отраслевых особенностей. 

В рамках Государственной  программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010 – 2014 годы для финансирования инвестиционных проектов предполагается привлечение долгосрочных облигационных  займов АО «ФНБ «Самрук-Казына», АО «НУХ «КазАгро», социально-предпринимательскими корпорациями.

При этом в целях сохранения финансовой устойчивости компаний планируется, капитализация из республиканского бюджета АО «ФНБ «Самрук-Казына»  по низкорентабельным социально-значимых проектам в течение 5 лет на сумму 271,5 млрд. тенге, которая будет направлена на досрочное погашение облигационных займов по этим проектам.

 

3 Перспективы развития форм  финансового регулирования экономики  Казахстана

3.1 Направления  совершенствования бюджетного устройства

 

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства

В Бюджетном кодексе на 2013-2015 годы разработанный на  основе Посланий Президента народу Республики Казахстан  закреплено следующее важное положение: новый этап Казахстанского пути - это новые задачи укрепления экономики, повышения благосостояния народа. В современном мире это коренной вопрос социально-экономической модернизации. Это главный вектор развития Казахстана в ближайшем десятилетии.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана