Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:06, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.
Сферы и звенья финансового механизма отличаются степенью сложности и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.
Сочетание элементов финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.
Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.
Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.
В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.
Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.
Таким образом, финансовый
механизм - составная часть хозяйственного
механизма, совокупность финансовых стимулов,
рычагов, инструментов, форм и способов
регулирования экономических
Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
В соответствии с действующим законодательством страны принципы построения современной бюджетной системы отражают все тенденции современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса.
В соответствии с законом "О республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы" дефицит бюджета Казахстана в 2013 году планируется на уровне 2,1% к ВВП, в 2014 - 1,8%, в 2015 - 1,5%.
Прогноз расходов на 2013-2015 годы сформирован с учетом снижения прогноза дефицита в трёхлетнем периоде. В результате, дефицит составит: в 2013 году – 785,2 миллиарда тенге или 2,1% к ВВП; в 2014 году – 758,9 миллиарда тенге или 1,8% к ВВП; в 2015 году – 735,8 миллиарда тенге или 1,5% к ВВП.
Республиканский бюджет в процессе уточнения, как и ранее, является социально направленным, в котором доля социальных расходов составляет на 2013 год 39% к общим расходам (на 2014 год – 40,1%, на 2015 год – 39,7%) или 2,4 триллиона тенге.
Расходы составили: в 2013 году – 6 200,3 миллиарда тенге с ростом к плану 2012 года на 183,5 миллиарда тенге или с ростом на 483,6 миллиарда тенге без учета разовых расходов на приобретение 10%-ной доли участия в Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В (300,1 миллиарда тенге). В 2014 году – 6 466 миллиардов тенге с ростом к прогнозу расходов 2013 года на 265,7 миллиарда тенге; в 2015 году – 7 124 миллиардов тенге или на 658 миллиардов тенге больше прогноза расходов 2014 года.
Поступления в казахстанский бюджет составляют: в 2013 году – 5 415,1 миллиарда тенге с ростом к бюджету 2012 года на 178,2 миллиарда тенге; в 2014 году – 5 707,1 миллиарда тенге с ростом к прогнозу 2013 года на 292 миллиарда тенге; в 2015 году – 6 388,2 миллиарда тенге или на 681,1 миллиарда тенге больше прогноза 2014 года.
Прогноз доходов (без учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2013 год определен в сумме 3 828,4 миллиарда тенге, с превышением на 212,6 миллиарда тенге против уточненного плана на 2012 год.
В доходах республиканского бюджета (без учета поступления трансфертов) 2013 года наибольший удельный вес (97,6 %) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях 2013 года значительная доля приходится на поступления по корпоративному подоходному налогу (39,5%) и по налогу на добавленную стоимость (33,6%).
Увеличение доходов государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.
Введенные с 2002 года паспорта бюджетных
программ обеспечивают прозрачность расходования
бюджетных денег и
Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.
Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.
Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.
Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.
Введение в 2002 году Налогового кодекса явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который укрепил концептуальные основы налоговой системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.
Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области таможенного дела, максимально использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.
Наряду с позитивными
Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов физических лиц, созданию оптимальных условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.
Отсутствуют действенные механизмы стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных производств.
Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса.
Пути решения налоговой
Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.
В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования.
Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах.
С 1 января 2009 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».
Новый Налоговый кодекс
предусматривает:
- снижение общей нагрузки на несырьевые
сектора экономики;
- создание условий, способствующих модернизации
и диверсификации экономики;
- улучшение условий для ведения бизнеса
за счет совершенствования налогового
администрирования и упрощение налоговых
процедур.
Основными наиболее важными и концептуальными
моментами Налогового кодекса являются
следующие нормы:
В целях снижения налоговой нагрузки
ставка корпоративного подоходного налога,
с 2009 года снижена с 30% до 20%.
В дополнение к снижению ставки корпоративного
подоходного налога значительно упрощен
порядок получения инвестиционных налоговых
преференций, инвестиционные налоговые
преференции предоставляются только по
корпоративному подоходному налогу. Льгота
действует в форме ускоренного вычета
инвестиций в течение периода до трех
лет.
Одновременно увеличен срок переноса
убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере
позволяет воспользоваться преимуществами
инвестиционной льготы;
Ставка налога на добавленную стоимость
с 2009 года снижена с 13% до 12 %. С 2009 года введено
положение о возврате превышения суммы
НДС, уплаченной поставщикам, над суммой
НДС, уплаченной покупателями, так называемого
«дебетового» сальдо. Эта мера направлена
на устранение замораживания оборотных
средств налогоплательщика в форме НДС,
уплаченного поставщикам, особенно в период
модернизации и обновления основных средств.
Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана