Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является раскрытие сущности финансового механизма Республики Казахстан. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть теоретические основы функционирования финансового механизма в условиях рынка;
2. провести анализ финансового механизма регулирования экономики Республики Казахстан на современном этапе;
3. рассмотреть перспективы развития форм финансового регулирования экономики Казахстана.

Файлы: 1 файл

Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана.doc

— 420.00 Кб (Скачать)

Сферы и звенья финансового  механизма отличаются степенью сложности  и разветвленности отдельных элементов. Например, для бюджетного механизма характерна система из многих видов налогов, наличие разнообразных направлений использования средств и методов финансирования. На предприятиях и в организациях определяется отношение между отдельными формами денежных накоплений, распределяется прибыль, формируются и используются фонды. В страховых организациях широко развита система резервных фондов.

Сочетание элементов  финансового механизма - форм, видов, методов организации финансовых отношений образует "конструкцию финансового механизма", которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, чутко реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом. Например, неоднократно изменялись способы распределения прибыли и пропорции ее деления между предприятием и государством, корректировались ставки налогов и др.

Деятельность государства  в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением  установленных норм.

Введение юридических  норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов. Таким образом, право, являясь инструментом оформления и проведения финансовой политики, оказывает активное, но опосредованное (через финансовую политику и финансовый механизм) влияние на экономическое развитие.

В современных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферы жизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательных проблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями.

Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям  финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.

Таким образом, финансовый механизм - составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов  и отношений. Финансовый механизм включает: цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы. Важно грамотно использовать перечисленные средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики государства.

 

2 Анализ финансового механизма  регулирования экономики Республики  Казахстан на современном этапе

2.1 Бюджетная  политика Республики Казахстан

 

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления экономики, и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы использования бюджетных средств в интересах решения главных экономических и социальных задач. В условиях рынка бюджетная политика - главный рычаг определения основных направлений развития экономики, воздействия государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности  бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетной политики во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.

В соответствии с действующим  законодательством страны принципы построения современной бюджетной  системы отражают все тенденции  современного состояния бюджетного процесса в стране. Бюджетная система Республики Казахстан базируется на принципах единства, полноты, реалистичности, самостоятельности, последовательности, приоритетности, ответственности, эффективности и результативности. Главными принципами являются единство и самостоятельность, которые в тоже время выступают основными принципами организации бюджетного процесса.

 В соответствии с законом  "О республиканском бюджете на 2013 - 2015 годы" дефицит бюджета Казахстана в 2013 году планируется на уровне 2,1% к ВВП, в 2014 - 1,8%, в 2015 - 1,5%.

Прогноз расходов на 2013-2015 годы сформирован с учетом снижения прогноза дефицита в трёхлетнем периоде. В результате, дефицит составит: в 2013 году – 785,2 миллиарда тенге или 2,1% к ВВП; в 2014 году – 758,9 миллиарда тенге или 1,8% к ВВП; в 2015 году – 735,8 миллиарда тенге или 1,5% к ВВП.

Республиканский бюджет в процессе уточнения, как и ранее, является социально направленным, в котором доля социальных расходов составляет на 2013 год 39% к общим расходам (на 2014 год – 40,1%, на 2015 год – 39,7%) или 2,4 триллиона тенге.

Расходы составили: в 2013 году – 6 200,3 миллиарда тенге с  ростом к  плану 2012 года на 183,5 миллиарда тенге или с ростом на 483,6 миллиарда тенге без учета разовых расходов на приобретение 10%-ной доли участия в Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В (300,1 миллиарда тенге). В 2014 году – 6 466 миллиардов тенге с ростом к прогнозу расходов 2013 года на 265,7 миллиарда тенге; в 2015 году – 7 124 миллиардов тенге или на 658 миллиардов тенге больше прогноза расходов 2014 года.

Поступления в казахстанский  бюджет составляют: в 2013 году – 5 415,1 миллиарда  тенге с ростом к бюджету 2012 года на 178,2 миллиарда тенге; в 2014 году – 5 707,1 миллиарда тенге с ростом к прогнозу 2013 года на 292 миллиарда  тенге; в 2015 году – 6 388,2 миллиарда тенге или на 681,1 миллиарда тенге больше прогноза 2014 года. 

Прогноз доходов (без  учета поступления трансфертов) республиканского бюджета на 2013 год  определен в сумме 3 828,4 миллиарда  тенге, с превышением на 212,6 миллиарда тенге против уточненного плана на 2012 год.

В доходах республиканского бюджета (без учета поступления  трансфертов) 2013 года наибольший удельный вес (97,6 %) занимают налоговые поступления. В налоговых поступлениях 2013 года значительная доля приходится на поступления по корпоративному подоходному налогу (39,5%) и по налогу на добавленную стоимость (33,6%).

Увеличение доходов  государственного бюджета происходит за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных  условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Введенные с 2002 года паспорта бюджетных  программ обеспечивают прозрачность расходования бюджетных денег и эффективность  проведения по ним бюджетного контроля. Республиканская бюджетная комиссия функционирует на постоянной основе, что позволяет на более качественном уровне рассматривать предложения по формированию и уточнению республиканского бюджета.

Совершенствование системы межбюджетных отношений было направлено на достижение баланса интересов центра и регионов, повышение заинтересованности нижестоящих уровней государственного управления в экономическом развитии регионов и обеспечение стабильности поступлений в местные бюджеты.

Однако существуют проблемы отсутствия стабильности в среднесрочном периоде в системе межбюджетных отношений и законодательно закрепленного распределения доходных и расходных полномочий между областными и районными бюджетами.

Разработан проект Бюджетного кодекса, который обеспечит переход на качественно новый уровень  управления государственными расходами, дальнейшую оптимизацию бюджетных потребностей, поэтапный переход к нормативной оценке бюджетных расходов и развитие системы межбюджетных отношений.

Целью бюджетной политики является поддержание расходов на уровне, при котором будет обеспечиваться выполнение в полном объеме государственных функций, повышение эффективности государственных расходов, содействие поддержания устойчивых темпов экономического роста, а также повышение благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Реализация налоговой политики Республики Казахстан

 

Введение в 2002 году Налогового кодекса  явилось важным этапом развития казахстанского налогового законодательства, который  укрепил концептуальные основы налоговой  системы, сформированной в предыдущие годы, с одновременным повышением эффективности правовых механизмов в налоговой сфере.

Также введен в действие Таможенный кодекс Республики Казахстан, объединяющий и систематизирующий правовые нормы, регулирующие общественные отношения  в области таможенного дела, максимально использующий международные нормы, позволяющие упростить и одновременно повысить эффективность таможенных процедур.

Наряду с позитивными результатами действия Налогового кодекса остается проблема совершенствования налоговой  системы в целях обеспечения условий для экономического роста страны и улучшения инвестиционного климата.

Положения действующего налогового законодательства не в полной мере способствуют выводу из неофициального оборота доходов  физических лиц, созданию оптимальных  условий для вложения инвестиций в воспроизводство и обновление основных средств.

Отсутствуют действенные механизмы  стимулирования инновационной деятельности, что в определенной степени влияет на развитие наукоемких и высокотехнологичных  производств.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса.

Пути решения налоговой политики: установление регрессивной шкалы ставок по социальному налогу и более либеральной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу; снижение ставки налога на добавленную стоимость; создание экономических условий для стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей добавленной стоимости; совершенствование амортизационной политики, с целью стимулирования роста инвестиций; совершенствование налогообложения нефтяных операций; развитие процессов автоматизации налогового администрирования; совершенствование методологии и норм администрирования специальных налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и для сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию  налоговой системы позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста.

В 2003 году была разработана методика проведения оценки эффективности бюджетных  программ. Далее будет продолжена работа по приведению в соответствие норм законодательных и нормативных актов нормам Бюджетного кодекса и осуществлена разработка нормативных актов, направленных на реализацию Бюджетного кодекса. Продолжится внедрение нормативного метода планирования расходов бюджета, дальнейшее внедрение методов бюджетного программирования.

Начиная с 2003 года предусмотрено ежегодное  формирование по скользящему принципу среднесрочной фискальной политики Республики Казахстан, что поможет  созданию основы при разработке бюджетов центральными и местными органами государственного управления, достижению прозрачности, ясности при планировании бюджетных расходов. Внедрение в практику разработки среднесрочной фискальной политики позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах. 

С 1 января 2009 года вступил в действие новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени».

Новый Налоговый кодекс предусматривает: 
        - снижение общей нагрузки на несырьевые сектора экономики; 
        - создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; 
        - улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощение налоговых процедур. 
        Основными наиболее важными и концептуальными моментами Налогового кодекса являются следующие нормы: 
        В целях снижения налоговой нагрузки ставка корпоративного подоходного налога, с 2009 года снижена с 30% до 20%.  
        В дополнение к снижению ставки корпоративного подоходного налога значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций, инвестиционные налоговые преференции предоставляются только по корпоративному подоходному налогу. Льгота действует в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет. 
        Одновременно увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы; 
        Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года снижена с 13% до 12 %. С 2009 года введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо. Эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств.

Информация о работе Финансовый механизм в системе экономического механизма Казахстана