Финансовый контроль на предприятии и анализ финансово-экономического состояния предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение финансового контроля на предприятии, а также выявление возможных путей его совершенствования.
При исследовании выбранной темы были сформулированы следующие задачи:
1. раскрыть понятие финансового контроля, сформулировать цели и задачи финансового контроля;
2. рассмотреть виды финансового контроля,
3. методы его осуществления на предприятии;

Файлы: 1 файл

фин.docx

— 103.49 Кб (Скачать)

     - государственный;

     - негосударственный;

     - общественный;

     - внутрихозяйственный;

     - правовой;

     - гражданский.

     Государственный финансовый контроль реализуется через  общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной  власти и управления. Он направлен  на объекты независимо от их ведомственной  подчиненности.

     Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, органов  местного самоуправления.

     Объектом  ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных  предприятий и учреждений.

     Негосударственный контроль складывается из аудиторского и общественного контроля. В сфере  негосударственного контроля деление  на подвиды осуществляется весьма вариативно, что обусловлено многообразием  и спецификой деятельности хозяйственных  субъектов. Негосударственный контроль подразделяют на:

     - внутрифирменный контроль;

     - контроль со стороны коммерческих  банков за организациями;

     - независимый аудиторский контроль.

     Нецелесообразным  в этом подходе, является отнесение  контроля со стороны коммерческих банков за организациями к негосударственному, учитывая то обстоятельство, что коммерческие банки являются субъектами контроля, как это закреплено в ведомственных  нормативных актах (инструкциях) Банка  России - субъект государственного контроля.

     Финансовый  контроль негосударственной сферы  экономики со стороны государства  затрагивает только выполнение денежных обязательств перед государством, соблюдение законности и целесообразности при  расходовании выделенных им бюджетных  субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведение  учета и отчетности.

     В связи с политическими и экономическими преобразованиями РФ изменилась и система  финансового контроля. Новая система  политической власти в стране вызвала  появление новой формы контроля - президентского контроля, направленного, в том числе на сферу финансовых отношений.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми  службами предприятий, учреждений и  организаций (бухгалтериями, финансовыми  отделами и т.д.)

     Общественный  финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной  основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время  общественный контроль приобрел новые  формы. Так, например, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.

     Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы  и службы.

     Выбор формы финансового контроля зависит  от сложности организационной структуры, правовой формы, видов и масштабов  деятельности, целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности, отношения руководства организации  к контролю. Одна из наиболее развитых форм внутреннего контроля - внутренний аудит.

     Организация внутреннего контроля в форме  внутреннего аудита присуща крупным  и некоторым средним организациям, для которых характерны: усложненная  организационная структура, многочисленность филиалов, дочерних компаний; разнообразие видов деятельности и возможность  их кооперирования; стремление органов  управления получать достаточно объективную  и независимую оценку действий менеджеров всех уровней управления. Кроме задач  контрольного характера, внутренние аудиторы могут выполнять экономическую  диагностику, разрабатывать финансовую стратегию, вести маркетинговые  исследования, управленческое консультирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы проведения финансового контроля

     Одна  из важнейших задач финансового  контроля - это проверка точного  соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты  выполнения финансовых обязательств перед  бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     В условиях развития рыночных отношений  направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

     Методы  контроля - это различные способы  и приемы проверок и ревизий, а  так же способы построения учета  и документооборота. Проверки и ревизии  бывают внутренними и внешними. Внутренний контроль предусматривает контроль за производственно-хозяйственной  деятельностью со стороны предприятия. Он направлен на укрепление финансового  состояния предприятия и росту  эффективности его работы. Внутренний контроль могут осуществлять как  само предприятие, так и независимые  органы. Внешний контроль осуществляется государственными органами, независимыми службами и банками по решению  государственных органов. Он направлена проверку внешних финансовых отчетов, то есть отчетов, используемых внешними пользователями: собственниками предприятия, инвесторами и т.д.

     Различают следующие методы проведения финансового  контроля:

     · проверки;

     · обследования;

     · следствие;

     · надзор;

     · аудит;

     · наблюдение (мониторинг);

     · ревизия.

     В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных  документов рассматриваются отдельные  вопросы финансовой деятельности и  намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

     Различают следующие контрольные проверки: превентивные, текущие, тематические, ревизии, комплексные ревизии.

     Превентивные (от лат. praeventus - предупреждающий, предупредительный) контрольные проверки организуются на стадии предварительного контроля производственной и финансово-хозяйственной деятельности отрасли, объединений и предприятий. Проверяются обоснованность финансовых планов, размер взносов в государственный бюджет налогов и других платежей согласно утвержденным нормативам. Если органы государственного контроля осуществляют превентивные проверки периодически, то внутрихозяйственный контроль выполняет их систематически и непрерывно. Санкционируя выполнение хозяйственной операции, руководитель предприятия или лица, им уполномоченные, подвергают ее превентивной проверке в части хозяйственной целесообразности, нормативной правовой и плановой обоснованности, хозяйственной и материальной ответственности лиц, которым поручается ее выполнение, и т.п.

     Превентивные  проверки являются наиболее эффективным  способом финансового контроля, так  как они позволяют предупредить возникновение различных недостач, перерасходов и потерь ресурсов в  хозяйственной деятельности объединения, предприятий, отрасли, экономики в  целом.

     Текущие контрольные проверки - форма текущего контроля конкретных операций хозяйственной  деятельности организаций и предприятий. Проводятся текущие проверки всеми  контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Так, учреждения банков при проведении текущего обследования контролируют использование кассовой наличности денег, своевременность  и полноту сдачи выручки и  т.п. По финансированию капитальных  вложений при текущем обследовании контролируются организация строительства, обеспеченность проектной документацией  строящихся объектов. Счетной палатой, Минфином России и его органами на местах проводятся текущие проверки использования средств федерального бюджета. Статистические органы на местах организуют текущие проверки применения типовой документации в учете хозяйственной деятельности объединений, предприятий, выявляют излишнюю отчетность, которая не утверждена в установленном порядке, а предоставляется по запросу органов управления. При внутриведомственном контроле путем текущего обследования проверяется выполнение указаний собственника предприятиями по вопросам их деятельности. При внутрихозяйственном контроле посредством текущих проверок осуществляется оперативный контроль над совершением хозяйственных операций, в частности, проверяются условия хранения товарно-материальных ценностей.

     Тематические  контрольные проверки - форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных  операций, выполняемых объединениями, предприятиями, например, использование  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечение сохранности  государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но они проводятся по более  широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и  привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках  используются планово-нормативная  и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводятся выборочные инвентаризации ценностей.

     Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого субъекта для определения его финансового  состояния и возможных перспектив развития. Поскольку проверка хозяйственной деятельности предприятия связана с необходимостью всестороннего изучения огромного потока экономической информации, проверка большинства массовых хозяйственных и финансовых операций не может быть сплошной.

     При этом для определения размеров выборки, оценки выборочного обследования и  размеров возможного риска используются теория вероятности и методы математической статистики. Здесь могут быть использованы также экономико-математические методы исследования.

     Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

     Анализ  финансовой деятельности как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и  обеспеченности капиталом и эффективности  его использования.

     Наблюдение - мероприятия, связанные с участием и проведением инвентаризаций, устные и письменные опросы и другие действия со стороны контролеров, не связанные  с проверкой документов.

     Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций  за использованием выданной ссуды и  финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению  условий кредитования. 

     Аналитическая проверка представляет собой использование  различных методов и приемов  анализа хозяйственной деятельности, математики, статистики для выявления  проблем и противоречий в учете  и отчетности клиента, с тем чтобы  уделить этим вопросам больше внимания в ходе аудита. В некоторых случаях (длительное сотрудничество аудиторов  с данным клиентом, доверие к руководству  проверяемой компании и т.д.) аудит  может быть на практике ограничен  только аналитической проверкой.

     Аналитические процедуры используются для выяснения  того, имела ли место в действительности вероятная ошибка, затрагивающая  какой-либо счет или тип операций, путем сравнения суммы по записям  с независимо рассчитанной ожидаемой  суммой.

     Следует обратить внимание на универсальность  аналитических процедур и их применимость для достижения всех составляющих цели аудита, в том числе при проверке соблюдения нормативных актов в  процессе совершения хозяйственных  операций, оценке целесообразности и  эффективности последних. Аналитические  процедуры включают изучение соотношений  элементов финансовой информации, представленной собственником и полученной из других источников. При выполнении аналитических  процедур могут использоваться разнообразные  методы: от простых сравнений до сложных анализов с использованием возможностей математики и статистики.

     Ревизия - форма контрольного мероприятия, применяемая  для углубленного и расширенного охвата объекта контроля и получившая очень широкое распространение  на практике со стороны государственных  органов. Отличительной чертой ревизии  является то, что при проверке объекта  используются различные источники  информации, методические приемы и  контрольно-ревизионные процедуры, а выводы основываются на документально  достоверных обстоятельствах.

     Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий  метод финансового контроля. Это  полное обследование субъекта с целью  проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

     Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные  и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и  наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также  различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ, Казначейство, Центробанк, аудиторские  службы). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Информация о работе Финансовый контроль на предприятии и анализ финансово-экономического состояния предприятия