Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа
Как видно, актуальность данной темы очевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в определении места и роли государственных налоговых органов в финансовом контроле.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
изучить сущность, виды и методы финансового контроля, а также государственные органы, осуществляющие финансовый контроль;
определить место государственных налоговых органов в финансовом контроле: формы налогового контроля в России и особенности налогового контроля в зарубежных странах.
1. Финансовый контроль, как экономическая категория
Понятие, содержание и задачи финансового контроля
1.2 Виды и методы финансового контроля
1.4 Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль.
Налоговые органы.
2 Государственные налоговые органы и их место в финансовом контроле
2.1 Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок
2.2 Типичные нарушения налогового законодательства
2.3 Особенности налогового контроля в зарубежных странах
Заключение
Список использованных источников
Французское налоговое законодательство, как и отечественное, предусматривает несколько видов налоговых проверок. Некоторые из них, например камеральные, во многом сходны с российскими. Однако есть и такие, аналогов которым Налоговый кодекс РФ не содержит. Например, диагностический обзор.
Диагностический обзор проводится в отношении малого бизнеса. Цель такой проверки - оценка рисков и достоверности данных в учетных документах налогоплательщика. Под риском в данном случае следует понимать возможность того, что налогоплательщик совершил правонарушение. Диагностические обзоры включают анализ учетных документов налогоплательщика. При этом особое внимание обращают на учет денежных потоков.
Весь диагностический обзор занимает, как правило, от двух до пяти дней. Если инспектор решит, что степень риска недостаточна для назначения более доскональной проверки, процедура обзора завершается.
Налогоплательщик, в отношении которого проводится диагностический обзор, в полном объеме пользуется правами, которые предусмотрены в случае полной налоговой проверки. В частности, инспектор должен заблаговременно письменно уведомить налогоплательщика о своем посещении и о предполагаемом объеме проверки.
Кстати, единственный случай,
когда французское
Разумеется, во Франции есть аналог нашим выездным проверкам. Но порядок их проведения значительно отличается от российского. Своего рода прологом к такой проверке деятельности налогоплательщика является так называемое «наблюдение на месте». Суть его в том, что налоговый инспектор выезжает на территорию налогоплательщика без предварительного уведомления. При этом он ограничивается исключительно теми фактами, которые непосредственно наблюдает. Такие проверки часто применяются для выявления случаев использования нелегальной рабочей силы.
Свои наблюдения налоговый инспектор включает в официальный отчет. Если результаты наблюдений свидетельствуют, что необходима, например, проверка учетных документов организации, инспектор должен известить об этом налогоплательщика.
Процесс налоговой проверки состоит из трех этапов: подготовка и планирование; исполнение и вынесение суждения; завершение.
1) подготовка и планирование
Инспектор начинает проверку с изучения дела налогоплательщика. В деле обычно содержатся как постоянные данные, так и текущие. К постоянным относятся учредительные документы, отчеты о предыдущих налоговых проверках, заявления, отчеты об имущественном положении и компенсации убытков. В категорию текущих включаются документы, длительное хранение которых маловероятно. Например, налоговые декларации, выписки, корреспонденция.
Если речь идет о компании, которой владеют или которую контролируют несколько частных лиц, инспектор изучает материалы, касающиеся этих лиц. Дополнительно может быть получена информация из других налоговых инспекций и ведомств. В частности, данные о налоговых платежах (наличие задолженности) или налоговых спорах (жалобы или апелляции) и данные имущественного реестра.
На этом этапе проверки инспектор получает сведения о банковских счетах налогоплательщика - копии банковских выписок. Кроме того, он учитывает информацию более общего характера, такую как данные по тому сектору экономики, который представляет налогоплательщик. Ценность этой информации в том, что она позволяет сформировать представление о финансовых результатах деятельности аналогичных налогоплательщиков.
После этого инспектор делает ряд аналитических обзоров. Результаты обзоров и проверок могут раскрыть те вопросы, на которые следует обратить особое внимание. Выявляются потенциальные риски, каждый из которых оценивается в индивидуальном порядке.
Результатом подготовительных работ является план налоговой проверки. Его основная задача - оценка выявленных рисков. Общий план проверки в обязательном порядке обсуждается с руководителем группы, который к этому времени обычно уже знаком с материалами дела. В общий план, как правило, включают информацию о компании, виды налогов для проверки, данные по соответствующему сектору экономики, риски и план действий. При необходимости в него вносят изменения или уточнения.
Затем налогоплательщику направляют письменное уведомление о предстоящей проверке. Сделать это необходимо за 10 дней до планируемой даты начала проверки. В уведомлении указывают место и время начала проверки, период, охваченный проверкой, и перечень учетных документов, которые необходимо предоставить проверяющим. А также сообщают имя налогового инспектора, который будет проводить проверку.
Обратите внимание на следующие важные нюансы. В уведомлении оговаривают, что проверяемый налогоплательщик вправе привлечь специалиста-консультанта. Кроме того, там должны быть указаны имена лиц, к которым налогоплательщик может обратиться в случае каких-либо разногласий или иных затруднений в ходе проверки. При отсутствии в уведомлении данной информации результаты проверки теряют законную силу.
К уведомлению о проверке прилагается буклет с разъяснениями по поводу процедуры ее проведения, выпускаемый специально для налогоплательщиков. В нем подробно рассмотрен порядок проведения проверки, причем особый акцент сделан на правах налогоплательщика.
Следующий шаг - предварительный визит инспектора к налогоплательщику. В течение нескольких дней инспектор занимается сбором информации о компании на ее территории. Особое внимание он уделяет следующим вопросам:
На этом этапе оговариваются все практические вопросы. Это касается как помещений, где может работать инспектор и куда он вправе заходить в ходе проверки, так и возможности вмешательства в процесс проверки независимого консультанта.
Затем, завершив сбор информации, инспектор, как правило, несколько дней работает в своем офисе. За это время он анализирует имеющуюся информацию и при необходимости собирает дополнительную. Любые изменения в плане действий прежде всего обсуждаются с руководителем группы. Последний выносит решение относительно адекватности плана и дает инспектору рекомендации по его реализации.
2) Проведение проверки
Первый шаг на этом этапе - проверка данных налоговой декларации на их соответствие тем, что указаны в учетной документации налогоплательщика. Связующим звеном служат годовые бухгалтерские отчеты. Обычно любые расхождения в сумме прибыли, указанной в бухгалтерских отчетах и декларации, подлежат особому рассмотрению на более позднем этапе проверки. Этот вопрос регулируется специальными положениями налогового законодательства. На данном этапе проверки инспектор должен удостовериться, что весь процесс от занесения счетов в бухгалтерские книги до подготовки отчета о прибылях и убытках охвачен системой внутреннего контроля. Тогда же инспектор знакомится с информацией об аудиторских проверках.
В ходе проверки инспектор обычно обсуждает некоторые вопросы с налогоплательщиком. Налоговое законодательство не содержит норм, регламентирующих такие беседы, и права и обязанности сторон формально нигде не закреплены. Однако на практике устоялись определенные правила. Так, например, если инспектору потребуется объяснение или обоснование по тем или иным статьям, он должен подать запрос в письменном виде.
Если, по мнению инспектора, документальная информация, полученная в ходе проверки, неубедительна, он вправе самостоятельно собрать дополнительные сведения, опросив третьих лиц. Порядок проведения такого опроса регулируется законом.
В течение всего периода проверки инспектор должен поддерживать регулярные контакты с руководителем своей группы, который несет ответственность за качество работы инспектора и соблюдение им всех соответствующих процедур. При необходимости руководитель дает инспектору рекомендации и направляет его действия.
3) Вынесение суждения
В ходе проверки инспектор ведет перечень вызывающих сомнение или нуждающихся в уточнении пунктов налоговой декларации. Те вопросы, которым не найдено убедительного объяснения, обсуждаются с руководителем группы. Последний совместно с инспектором решает, по каким из них надо потребовать от налогоплательщика объяснений или обоснований. Письмо за подписью руководителя группы со списком вопросов направляется налогоплательщику.
У налогоплательщика есть два месяца, чтобы подготовить письменный ответ на запрос инспектора. Если ответ не поступил или содержащиеся в нем сведения недостаточны, налоговый орган может в судебном порядке обязать налогоплательщика предоставить полную информацию по существенным вопросам. Срок для исполнения судебного запроса - 30 дней. Если же налогоплательщик не отвечает и по истечении этого срока, инспектор вправе дать самостоятельную оценку по соответствующим пунктам декларации.
4) Завершение проверки
По завершении проверки инспектор решает, какие поправки или доначисления надо внести в декларацию. Такие решения принимаются при обязательном участии руководителя группы.
Затем налогоплательщику направляется письменное уведомление о результатах проверки, в котором сообщается, будут ли внесены в декларацию корректировки. Если будут, то в уведомлении указывают характер, объем и основания для корректировок, а также сумму налоговых платежей с учетом корректировки (включая штрафы).
Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового инспектора, он имеет право подать дело на рассмотрение специальной комиссии. Такие комиссии по налоговым спорам существуют в каждом налоговом департаменте. Кроме того, в случае несогласия с результатами проверки налогоплательщик также может обратиться к вышестоящему руководителю того налогового органа, который проводил проверку. Если же и это не принесет желаемого результата, ему остается подать в суд иск об апелляции.[10]
Государственное налоговое управление Швеции было создано в 1971 году в результате слияния нескольких государственных учреждений. Сегодня его численность составляет 547 сотрудников. Данное ведомство напрямую подчиняется Министерству финансов и правительству страны, оставаясь при этом независимым от последнего.
Деятельность налоговых органов связана не только с налогообложением, но и с ведением актов гражданского состояния, переписью населения и содействием в проведении общих выборов.
Получить информацию о налогоплательщике шведским налоговикам довольно просто. У каждого налогоплательщика есть свой собственный регистрационный номер и специальный счет, на который он перечисляет налоги.
Кроме того, в распоряжении налоговых органов Швеции есть специальная компьютерная система PUMA. В ее базах данных хранится всевозможная информация о налогоплательщиках за последние три года. Это показатели налоговых деклараций, суммы оборотов, сведения, полученные от таможенных, лицензионных, страховых и других ведомств. По каждому налогоплательщику набирается порядка 600 различных показателей. Налоговые инспекторы могут задавать различные условия поиска, просматривать и сравнивать информацию, выбирая налогоплательщика для проведения проверки.[18, c.5]
Заключение
Рассмотрев все теоретические вопросы, связанные с финансовым контролем и проявление его на практике, можно сделать некоторые выводы.
Финансовый контроль
в России является одним из важнейших
элементов рыночной экономики. Появились
и действуют новые контролирующ
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, а также экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.
Различают множество видов финансового контроля в зависимости от регламента осуществления финансового контроля, времени проведения, субъекта и объекта контроля. Финансовый контроль осуществляется следующими методами – проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг) и ревизии.
Субъектами финансового контроля являются особые органы и организации, наделенные контрольными функциями. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.
Информация о работе Финансовый контроль, как экономическая категория