Финансовый контроль, как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Как видно, актуальность данной темы очевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в определении места и роли государственных налоговых органов в финансовом контроле.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
изучить сущность, виды и методы финансового контроля, а также государственные органы, осуществляющие финансовый контроль;
определить место государственных налоговых органов в финансовом контроле: формы налогового контроля в России и особенности налогового контроля в зарубежных странах.

Оглавление

1. Финансовый контроль, как экономическая категория
Понятие, содержание и задачи финансового контроля
1.2 Виды и методы финансового контроля
1.4 Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль.
Налоговые органы.

2 Государственные налоговые органы и их место в финансовом контроле
2.1 Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок
2.2 Типичные нарушения налогового законодательства
2.3 Особенности налогового контроля в зарубежных странах

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Практика относит к  такому нарушению, например, отсутствие в решении указаний на характер и обстоятельства допущенного налогоплательщиком налогового правонарушения.[42, с. 117]

 

 

 

 

 

    1.   Типичные нарушения налогового законодательства

 

Так как существуют налогоплательщики, за которыми осуществляется финансовый контроль, соответственно возникают нарушения налогового законодательства. Одно из наиболее распространенных нарушений, выявляемых в ходе выездных налоговых проверок, — это признание в налоговом учете организации расходов, которые не обоснованы, не направлены на получение дохода либо документально не подтверждены. В подобных случаях организации нарушают требования ст. 252 Налогового кодекса. Наиболее распространены в РФ следующие типичные ошибки (рассмотрим их на банальных примерах):

   1) Признание в налоговом учете необоснованных расходов.

Пример 1. Налогоплательщик включил в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, суммы командировочных расходов, выплаченных лицам, которые не являются работниками данного предприятия. Согласно ст. 264 Налогового кодекса командировочные расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль, только если они связаны именно с работниками организации. То есть с теми лицами, с которыми у организации заключены трудовые договоры.

В соответствии с общими критериями, установленными п. 1 ст.252 НК РФ, затраты на питание, проживание, командировки, проезд работников будут являться расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль именно того предприятия, которое заключило с этими лицами трудовые договоры.

Пример 2. Налогоплательщик уменьшил налогооблагаемую прибыль на сумму капитальных вложений (неотделимые улучшения) в арендованные основные средства. Улучшение арендованного имущества не было согласовано с арендодателем, соответственно он не возместил расходы арендатора.

Нельзя признать подобные расходы в налоговом учете прибыли. В данном случае речь идет о неотделимых улучшениях. А неотделимые улучшения арендованного имущества капитального характера не могут быть изъяты без вреда для этого имущества. Напомним, что Гражданским кодексом арендатору предоставлено право изъять только отделимые улучшения арендованного имущества (естественно, если иное не предусмотрено договором аренды), поскольку они являются его собственностью.

Поскольку в данном случае внесение каких-либо изменений в арендованное имущество не было согласовано с арендодателем, он не возмещает арендатору стоимость улучшений, фактически получая их безвозмездно на основании п. 3 ст. 623 ГК РФ.

При безвозмездной передаче расходы в виде стоимости улучшений  у арендатора не будут учитываться в целях налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 НК РФ). Начисление амортизации по капитальным вложениям в чужое имущество гл. 25 Налогового кодекса также не предусмотрено. Поэтому если арендодатель не возместит затраты по улучшению объекта аренды арендатору, последний признать в налоговом учете такие расходы не вправе. В данной ситуации налогоплательщик не сможет обосновать в налоговом учете расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества.

Нередки случаи, когда  организации при отсутствии договоров аренды помещений признают в налоговом учете расходы на коммунальные услуги и электроэнергию по этим помещениям или включают в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, суммы добровольных взносов в профсоюзные организации.

В приведенных примерах, исходя из требований ст. 252 Налогового кодекса, расходы налогоплательщиков нельзя признать обоснованными (экономически оправданными). Естественно, что при проведении налоговой проверки подобные действия налогоплательщиков квалифицируются как нарушения налогового законодательства.

2) Признание  расходов, не направленных на  получение дохода

Практика, когда налогоплательщик занижает налогооблагаемую прибыль  в результате признания расходов, никоим образом не связанных с  производственной деятельностью предприятия и, следовательно, не направленных на получение дохода, широко распространена. Вот несколько примеров.

Пример 3. Организации включают в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты, связанные с участием в различных мероприятиях — конференциях, спартакиадах, профсоюзных собраниях и т. п. При этом у налогоплательщиков отсутствуют приглашения организаторов этих мероприятий, не определена тематика проводимых конференций, что не позволяет подтвердить производственную направленность произведенных расходов.

В таких ситуациях  нарушается требование п. 49 ст. 270 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст. 252 Кодекса.

Пример 4. Организация оплачивает услуги по охране офиса, который не используется в производственной деятельности и не сдается в аренду. Признавая такие расходы в налоговом учете, организация нарушает требование п. 1 ст.252 НК РФ о том, что расходы должны быть направлены на получение дохода. Нарушение, выявленное налоговым инспектором в ходе выездной налоговой проверки: «занижение налогооблагаемой прибыли в результате отнесения в состав расходов затрат, не связанных с производственной деятельностью предприятия, — услуг по охране офиса, который в проверяемом периоде не использовался в производственной деятельности и не передавался во временное пользование».

Пример 5. Арендатор возместил арендодателю расходы на содержание арендованного недвижимого имущества, которое не эксплуатируется из-за серьезных повреждений. Эту сумму арендатор включил в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Однако такие расходы  нельзя учитывать для целей налогообложения, так как не выполняется одно из требований п. 1 ст. 252 НК РФ, а именно: расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если основное средство не эксплуатируется, это означает, что оно не участвует в деятельности, приносящей доход. При проверке организации налоговый инспектор зафиксировал следующее нарушение: «необоснованное отнесение на расходы платы по возмещению расходов арендодателя на содержание арендованного недвижимого имущества, которое не эксплуатируется ввиду серьезных повреждений». Для избежания подобной ситуации организации следует рассмотреть вопрос о переводе этого имущества (объекта) на консервацию (реконструкцию).

3) Признание  документально не подтвержденных  расходов

Это может показаться странным, но организации довольно часто признают в налоговом учете расходы, не подтвержденные документально.

Нередко при налоговой  проверке выявляется, что налогоплательщик, например, включил в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, квитанции разных сборов, где не указаны вид оказанных услуг, наименование организации, представляющей услуги, номер договора. Или же списал в расходы стоимость материалов без составления акта на их списание.

Часто оказываются документально  не подтвержденными представительские расходы. Во всех перечисленных случаях не соблюдаются требования п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. Это становится причиной доначисления сумм налога и пеней, а также предъявления налогоплательщику налоговых санкций.

4) Нарушения  в налоговом учете основных  средств

Наиболее распространенные нарушения, связанные с объектами основных средств, — это неправомерное увеличение налогоплательщиком расходов при списании таких объектов или их ликвидации в результате стихийного бедствия.

Пример 6. Налогоплательщик единовременно включил в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, убыток от реализации основного средства. Однако такой убыток включается в состав расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 НК РФ). То есть убыток признается в налоговом учете не сразу, а постепенно.

Пример 7. Организация включила в состав внереализационных расходов сумму убытков, связанных с ликвидацией автомобиля, утраченного в результате стихийного бедствия. Однако списание объекта не было оформлено документально — ни приказом руководителя, ни актом ликвидации основных средств.

При ликвидации основного  средства следует применять положения  ст. 265 НК РФ. Как сказано в п. 2 этой статьи, к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде. А именно: потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Согласно п.1 ст. 265 НК РФ расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств относятся к внереализационным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль организации. Организация вправе признать суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.

Однако факт ликвидации основного средства должен быть документально оформлен — приказом руководителя организации и актом ликвидации основных средств, подписанным членами ликвидационной комиссии. В акте указываются год изготовления или постройки объекта, дата его поступления на предприятие, дата ввода в эксплуатацию, первоначальная стоимость (для переоцененных объектов — восстановительная), сумма начисленного износа, количество проведенных капитальных ремонтов, причины списания, а также возможность использования отдельных узлов и деталей.

При списании автотранспортных средств, кроме перечисленного, приводится пробег автомобиля и техническая характеристика агрегатов и деталей автомобиля. Если же объект ликвидируется по причине стихийного бедствия, то у налогоплательщика также должен быть акт о стихийном бедствии, подписанный членами комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В рассмотренном случае необходимого документального подтверждения у налогоплательщика не было. Следовательно, он не вправе учесть убытки от ликвидации автомобиля.

5) Нарушения  в налоговом учете расходов  на оплату труда

Как правило, подобные нарушения  связаны с необоснованным включением в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, различных выплат в пользу работников, хотя такие выплаты не признаются в налоговом учете на основании ст.255, а также п. 23 ст. 270 НК РФ. Перечислим наиболее распространенные нарушения:

  • включение в состав расходов на оплату труда сумм материальной помощи, премий за участие команды в спартакиаде, иных премий, не предусмотренных коллективным и трудовым договорами;
  • включение в состав расходов на оплату труда сумм материальной помощи работнику предприятия в связи с рождением ребенка;
  • завышение внереализационных расходов на сумму выплаченной материальной помощи в пользу работников, пострадавших от стихийного бедствия.

6) Двойной учет затрат

Нередко во время выездной налоговой проверки выявляется, что одни и те же расходы учтены в целях налогообложения дважды. Как правило, такие нарушения встречаются у тех налогоплательщиков, которые формировали налоговую базу переходного периода по состоянию на 1 января 2002 года в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Закон № 110-ФЗ).

Например, один и тот  же расход организация сначала включает в состав расходов налоговой базы переходного периода, а затем  — во внереализационные расходы текущего налогового периода. Или же по объекту основных средств, стоимость которого списана при формировании налоговой базы переходного периода, налогоплательщик продолжает начислять амортизацию.

В ходе проверок зафиксированы  и такие факты, когда налогоплательщики неправомерно списывали убытки 2001 года в последующие налоговые периоды. При этом сумма убытка по состоянию на 31 декабря 2001 года превышала сумму убытка по состоянию на 1 июля того же года. Напомним, что на основании абзаца 11 статьи 10 Закона № 110-ФЗ налогоплательщик вправе признать в целях налогообложения прибыли убыток 2001 года лишь в размере, не превышающем убыток по состоянию на 1 июля 2001 года.

Рассмотренные выше направления  ошибок, а также типичные примеры  – это лишь малая часть тех ошибок, которые допускают физические и юридические лица в ходе своей деятельности. Причинение в результате правонарушения реального ущерба, как в случае действия или бездействия, является критерием для привлечения лица к ответственности.

 

2.3 Особенности налогового контроля в зарубежных странах

 

Для современных стран  характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США, оно меньше, в Швеции и Франции оно больше, Германия и Япония находятся в этом отношении где – то посередине. В США государственное регулирование стало неотъемлемой частью хозяйственного механизма. Основным инструментом государственного регулирования является финансовое воздействие через налоговую политику и финансовый контроль. Большое влияние исходит из налоговых проверок, типы и виды проверок были рассмотрены в главе 1 данной работы.

Информация о работе Финансовый контроль, как экономическая категория