Финансовый контроль, как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Как видно, актуальность данной темы очевидна. Актуальность и значимость обусловили цель работы, которая состоит в определении места и роли государственных налоговых органов в финансовом контроле.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
изучить сущность, виды и методы финансового контроля, а также государственные органы, осуществляющие финансовый контроль;
определить место государственных налоговых органов в финансовом контроле: формы налогового контроля в России и особенности налогового контроля в зарубежных странах.

Оглавление

1. Финансовый контроль, как экономическая категория
Понятие, содержание и задачи финансового контроля
1.2 Виды и методы финансового контроля
1.4 Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль.
Налоговые органы.

2 Государственные налоговые органы и их место в финансовом контроле
2.1 Понятие и правила проведения налоговых проверок, виды проверок
2.2 Типичные нарушения налогового законодательства
2.3 Особенности налогового контроля в зарубежных странах

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовый контроль.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями МФРФ существует специальное контрольное  подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление, с его территориальными органами на местах.[25, c.73]

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная  налоговая служба с ее территориальными подразделениями в Российской Федерации.

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. 
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Федеральной налоговая служба РФ тесно взаимодействует с министерствами и ведомствами по осуществлению финансового контроля и формированию налоговой политики.

Служба и ее территориальные  органы - управления Службы по субъектам  Российской Федерации, межрегиональные  инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая  служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

ФНС осуществляет:

         –  государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

         –    ведет в установленном  порядке учет всех налогоплательщиков;

         –   государственный сводный  реестр выданных, приостановленных  и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

      –   сводный государственный реестр выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

       –   Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

       –   бесплатно информирует (в том  числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

       –   осуществляет в установленном  законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

       –   принимает в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  решения об изменении сроков  уплаты налогов, сборов и пеней.

Федеральную налоговую  службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной  налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций. 
Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.[3]

Структура налоговых  органов носит территориально – отраслевой трехуровневый характер (таблица 1.1). Это позволяет не перекрывать область деятельности и осуществлять контроль детально в полной мере и силе, определяется «золотая середина» финансового регулирования, что позволяет сминимизировать скрытие от государства доходов физических лиц.

Таблица 1.1 – Структура ФНС РФ

Уровень

Орган

Функции

I

центральный аппарат

контролирует доходы федерального бюджета, выпускает методические пособия по отдельным налогам, координирует деятельность региональных органов;

II

региональные  органы

контролируют региональные бюджеты, координируют деятельность инспекций. Организованы по признаку налогов.

III

инспекции

выполняют основную работу с налогоплательщиками (регистрируют, принимают отчетность, проверяют. Организованы по признаку проверок: отделы камеральных проверок, отделы выездных проверок.


Научный подход к управлению финансами определяет многоплановый  характер и системный подход к управлению ими в каждой сфере финансовых отношений, в каждом их звене. При выработке управленческих решений финансового характера и при осуществлении финансового контроля следует учитывать: требования экономических и юридических законов; результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы; экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами; рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

2 Государственные  налоговые органы и их место  в финансовом контроле

 

2.1 Понятие  и правила проведения налоговых  проверок, виды проверок

 

Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый путем проведения налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87, 88, 89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которыми проверка может быть проведена у налогоплательщика  (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. [22, с. 97]

К общим правилам проведения налоговых проверок относятся:

  • проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году проверки;
  • запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период;
  • в том случае, если организация-налогоплательщик реорганизуется или ликвидируется, правило об ограничении проверок   не применяется. Повторная проверка может быть проведена также и в порядке контроля за деятельностью налогового органа его вышестоящим налоговым органом по мотивированному постановлению последнего и с соблюдением требований, предъявляемых к проведению проверки.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых  проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Повторная выездная налоговая  проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований настоящей статьи.[44, с.149]

Рассмотрим в отдельности  камеральную и выездную проверки:

    1. Камеральная налоговая проверка (ст.88 НК РФ)

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.  
      Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной  проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам  камеральной проверки, налоговый  орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Очень часто в практике возникает  вопрос: «Может ли налогоплательщик по результатам проведения камеральной  проверки привлекаться к ответственности? Иными словами, имеют ли право налоговые органы в таких случаях не только требовать уплаты недоимок и пеней, но и применять налоговые санкции (штрафы)?» Согласно, НК РФ пени не являются налоговыми санкциями, а относятся к способам обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов. НК РФ не дает прямого ответа на вопрос. Я думаю, в данном случае ответ должен быть отрицательным.

Ст. 88 НК РФ, устанавливающая порядок проведения камеральной проверки, не предусматривает составление акта. Кроме того, необходимо помнить, что привлечение к ответственности может происходить на основании вынесенного по результатам проверки решения. А по смыслу норм НК РФ решение выносится только в результате проведения выездной проверки.

Известно, что довольно часто арбитражные  суды придерживаются аналогичного мнения. Исковые требования налоговых органов о взыскании с налогоплательщиков штрафов, напротив, не удовлетворяются.

Федеральный арбитражный суд Московского  округа, рассматривая кассационную жалобу по одному из таких дел, сделал очень интересный вывод. Анализ статьи, посвященной порядку проведения камеральной проверки, «… дает основания полагать, что нормы статьи следует понимать в  том смысле, что выявленные при камеральной налоговой проверке ошибки и расхождения всегда квалифицируются как технические ошибки, иными словами, что налогоплательщик добросовестно представил все данные, но при заполнении декларации допустил арифметические или другие непреднамеренные ошибки, возможно, повлиявшие на результат».[38, с. 72]

Информация о работе Финансовый контроль, как экономическая категория