Финансовые ресурсы, капитал и его состав

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 14:29, реферат

Краткое описание

Термин «ресурсы» происходит от фр. ressource — вспомогательное средство и означает денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств доходов.
Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта представляют собой денежные средства, имеющиеся в его распоряжении. Эти денежные средства могут направляться на развитие производства, на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, на личное потребление работников, а также в резерв (денежный запас).

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ111.docx

— 27.67 Кб (Скачать)

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ, КАПИТАЛ  И ЕГО СОСТАВ

Разновидности финансовых ресурсов

 

    Термин «ресурсы»  происходит от фр. ressource — вспомогательное  средство и означает денежные  средства, ценности, запасы, возможности,  источники средств доходов. 

 

    Финансовые ресурсы  хозяйствующего субъекта представляют  собой денежные средства, имеющиеся  в его распоряжении. Эти денежные  средства могут направляться  на развитие производства, на  содержание и развитие объектов  непроизводственной сферы, на  личное потребление работников, а также в резерв (денежный  запас).

 

    Денежные средства, направляемые на развитие производства, представляют собой капитал. 

 

    Капитал — это  деньги, предназначенные для извлечения  прибыли. Самое полное понятие  капитала означает, что капитал  — это богатство (т. е. денежные  средства, ценные бумаги, имущество,  имущественные права и т. п.), используемое для его собственного  увеличения.

 

    Структурно капитал  состоит из денежных средств,  вложенных в активы хозяйствующего  субъекта.

 

    Активы хозяйствующего  субъекта — это совокупность  имущественных прав, принадлежащих  ему, т. е. прав владения, распоряжения  и пользования имуществом.

 

    Активы состоят  из двух видов:

 внеоборотные активы;

 оборотные активы.

 

    Внеоборотные активы  — это постоянная (немобильная)  часть активов. Другими словами,  внеоборотные активы означают  денежные средства хозяйствующего  субъекта, выбывшие (изъятые) из хозяйственного  оборота. 

 

    Оборотные активы  — оборотные активы, которые могут  быть в течение одного производственно-торгового  цикла или одного года превращены  в денежные средства.

 

    Внеоборотные активы  включают в себя основные средства (основной капитал), нематериальные  активы (неосязаемый капитал), другие  виды внеоборотных активов. Основные  средства представляют собой  денежные средства, вложенные в  основные фонды. 

 

    В зависимости  от целевого назначения, роли  и выполняемых функций в производственном  процессе основные фонды классифицируются  по определенным группам. 

 

    Типовая классификация  основных производственных фондов  включает 12 групп: здания, сооружения, передаточные устройства, машины  и оборудование (из них — силовые  машины и оборудование, рабочие  машины и оборудование, измерительные  и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная  техника, машины и оборудование  автоматические), транспортные средства, инструмент, производственный и  хозяйственный инвентарь и др., в том числе земельные участки,  находящиеся в собственности  хозяйствующего субъекта.

 

    Основные фонды  (в зарубежной практике — основной  капитал) представляют собой средства  труда, которые многократно используются  в хозяйственном процессе, не  изменяя при этом свою вещественно-  натуральную форму. Их стоимость  переносится на стоимость произведенной  продукции частями в виде амортизационных  отчислений. Это здания, оборудование, земля, транспорт и т. п. Деньги, вложенные в основные фонды,  представляют собой основные  средства (основной капитал).

 

    Нематериальные  активы в зарубежной практике  — неосязаемые активы — это  денежные средства, вложенные в  нематериальные объекты, используемые  в течение долгосрочного периода  времени в хозяйственной деятельности  и приносящие доход. Это право  пользования земельными участками  и природными ресурсами, патенты,  ноу-хау, авторские права, монопольные  права и привилегии, гудвилл, цена  хозяйствующего субъекта (цена фирмы)  и др.

 

    Гудвилл означает  стоимость накопленных хозяйствующим  субъектом нематериальных активов  в форме имиджа, деловых связей  и т. п. Гудвилл проявляет  себя при продаже хозяйствующего  субъекта. Цена, по которой продается  фирма, может состоять из трех  элементов: собственный капитал,  добавочный капитал, гудвилл. 

 

    Пример 

 

    Собственные средства  фирмы — 10 млн руб. 

 

    Стоимость основных  фондов, учтенная в бухгалтерском  балансе, по балансовой оценке  составляет 1,2 млн руб. При переоценке  ее по рыночной стоимости она  составила 2 млн руб. 

 

    Добавочный капитал  2 – 1,2 = 0,8 млн руб. 

 

    Собственники фирмы  при ее продаже оценивают имидж  фирмы и другой неосязаемый  капитал в 2,2 млн руб., т.е. стоимость  гудвилла составляет 2,2 млн руб. 

 

    Фирма продается  за 13 млн руб. (10 + 0,8 + 2,2).

 

    Цена хозяйствующего  субъекта, т. е. цена фирмы, представляет  собой показатель, отражающий доходность  перспективы развития и положение  хозяйствующего субъекта на рынке. 

 

    Цена хозяйствующего  субъекта складывается под воздействием  чистой прибыли, размера банковской  учетной ставки и балансовой  стоимости активов хозяйствующего  субъекта:

 

 

    где  Y — цена  хозяйствующего субъекта, руб.;

 

     Z — годовая  сумма чистой прибыли, руб.;

 

     n — учетная  ставка банка, доли единицы; 

 

     К — балансовая  стоимость активов, руб. 

 

    Пример 

 

    Фирма имеет  годовую чистую прибыль 10,08 млн  рублей.

 

    Учетная ставка  банка (ставка рефинансирования) 28 % годовых. 

 

    Балансовая стоимость  активов 16 млн рублей.

 

    Цена фирмы равняется

 

 

    Другие внеоборотные  активы включают в себя незавершенное  строительство, долгосрочные финансовые  вложения и т. п. К долгосрочным  финансовым вложениям относятся  инвестиции в дочерние общества, инвестиции в зависимые общества, инвестиции в другие организации,  займы, предоставленные организациям  на срок не более 12 месяцев,  собственные акции, выкупленные  у акционеров, прочие долгосрочные  финансовые вложения.

 

    Оборотные активы  представляют собой текущие, т.  е. мобильные активы.

 

    Оборотные активы  в денежном выражении представляют  собой оборотные средства (в зарубежной  практике — оборотный капитал).

 

    Оборотные активы  включают в себя оборотные  фонды и фонды обращения. 

 

    Оборотные фонды  принимают однократное участие  в хозяйственном процессе и  изменяют при этом свою вещественно-  натуральную форму. Их стоимость  полностью переносится на стоимость  произведенной продукции. Это  сырье, тара, малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы и др.

 

    Фонды обращения  связаны с обслуживанием процесса  продажи товаров (т. е. товарного  обращения). К ним относятся денежные  средства и готовая продукция. 

 

    Оборотные фонды  и фонды обращения тесно связаны  между собой. Поэтому они учитываются  как единые оборотные средства.

3.2. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВЫХ  РЕСУРСОВ

Структура финансовых ресурсов

 

    Источники финансовых  ресурсов бывают собственные  и чужие. К собственным источникам  финансовых ресурсов относятся  уставный капитал, сформированный  из вкладов учредителей хозяйствующего  субъекта; прибыль; амортизационные  отчисления.

 

    К чужим источникам  финансовых ресурсов относятся  заемные и привлеченные средства. Заемные средства — это кредит  и займы, взятые у кредитора  заемщиком на срок по договору  на условиях возвратности и  платности (уплаты процентов за  них). Привлеченные средства —  это кредиторская задолженность,  т. е. это деньги кредитора,  которыми определенное время  бесплатно пользуется должник  кредитора. 

 

    Источниками финансовых  ресурсов являются:

 прибыль; 

 амортизационные отчисления;

 кредиторская задолженность; 

 денежные средства, полученные  от продажи ценных бумаг; 

 вклады участников  совместного предпринимательства; 

 кредиты и денежные  займы; 

 другие денежные поступления.

 

    Прибыль — это  обобщающий показатель финансовых  результатов хозяйственной деятельности, выражающий положительную разность  между выручкой и затратами  на данную коммерческую деятельность.

 

    Балансовая прибыль  — это общая сумма прибыли  за определенный период, отражающаяся  в бухгалтерском балансе. Она  включает в себя:

 прибыль от реализации  продукции; 

 прибыль от прочей  реализации;

 превышение доходов  от внереализационных операций  над расходами по этим операциям.

 

    Прибыль от реализации  продукции представляет собой  разницу между выручкой от  реализации продукции за вычетом  косвенных налогов и себестоимостью  продукции. 

 

    Себестоимость  — это денежное выражение текущих  затрат хозяйствующего субъекта  на производство и реализацию  продукции. 

 

    Прибыль от прочей  реализации представляет собой  выручку от продажи имущества,  отходов и нематериальных активов  за вычетом затрат на эту  продажу. 

 

    Доходы от внереализованных  операций включают в себя все  остальные виды доходов: доход  от долевого участия в совместном  предпринимательстве, от сдачи  имущества в аренду (арендный  доход), полученные дивиденды и  проценты по ценным бумагам,  полученные штрафы и др.

 

    Расходы на внереализованные  операции — это затраты на  производство, не давшее продукцию,  уплаченные штрафы, убытки по  старым операциям, от списания  дебиторской задолженности, которую  невозможно взыскать, и т. п. 

 

    Амортизационные  отчисления образуются в результате  переноса стоимости основных  фондов и нематериальных активов  на стоимость продукции и в  совокупности составляют амортизационный  фонд.

 

    Кредиторская задолженность  — это задолженность хозяйствующего  субъекта другим лицам, т. е.  это чужие деньги, которыми постоянно  и бесплатно пользуется хозяйствующий  субъект для финансирования своих  расходов.

 

    К кредиторской  задолженности относится задолженность  по зарплате, по отчислениям во  внебюджетные социальные фонды,  резерв предстоящих платежей  и др.

 

    Источником финансовых  ресурсов являются получения  денег от эмиссии ценных бумаг  (акции, облигации, векселя и  др.), от их продажи, в том  числе от спекуляции ими. 

 

    Вклады участников  совместного предпринимательства  могут производиться деньгами (рублевый  или валютный вклад), имуществом, имущественными правами, в том  числе правом на интеллектуальную  собственность (патент, ноу-хау и  пр.).

 

    Ноу-хау (англ. Know-how — знаю как) — комплекс технических  знаний и коммерческих секретов. Ноу-хау с технической точки  зрения включает: опытные незарегистрированные  образцы изделий, машины и аппараты. Помимо вышеперечисленного туда  входят так же и отдельные  детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.; техническая документация; инструкции; производственный опыт, описание технологий; знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы; знание таможенных и торговых правил и др.

 

    Под ноу-хау  коммерческого характера подразумеваются:  адресные банки данных; картотеки  клиентов; картотеки поставщиков;  данные об организации и эффективности  производства, объеме выпуска продукции;  данные по организации сбыта  и распространения продукции;  методы и формы рекламы; данные  об обучении персонала и др. В отличие от секретов производства  ноу-хау не патентуется, поскольку  в значительной своей части  состоит из определенных приемов,  навыков и т. п. При составлении  соглашения на передачу ноу-хау  стороны должны определить его  содержание и полезность (сравнивая  по возможности с аналогами), обязательства  по передаче и эксплуатации, гарантии  по достижению эффекта. Здесь  владельцу выгоднее описать все  случаи применения ноу-хау, а  пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить  владельцу вознаграждение за  возможную дальнейшую доработку  ноу-хау. При определении цены  ноу-хау необходимо помнить, что  она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь, применив  ноу-хау, в противном случае  он получит меньшую прибыль  или не получит ее вообще. Задача  упростится, если владелец выполнит  технико-экономический расчет для  проекта с использованием ноу-хау  и без ноу-хау. В мировой  практике цена ноу-хау составляет 5 % от будущей прибыли, но есть  случаи, когда цена ноу-хау достигает  20 %. При определении цены владелец  определяет, какие затраты пользователь  может понести при самостоятельной  разработке ноу-хау, а также  минимально допустимую цену, ниже  которой продажа нецелесообразна. 

 

    Существует несколько  способов оплаты ноу-хау. Основными  из них являются:

 

    1) роялти — постепенные  выплаты за ноу-хау пропорционально  определенным показателям в ходе  его использования. Роялти обычно  начисляется с привязкой к  показателям роста прибыли или  роста выпуска продукции и  т. п.;

Информация о работе Финансовые ресурсы, капитал и его состав