Финансовые институты. История возникновения. Их значения. Финансовые институты в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 12:32, реферат

Краткое описание

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Файлы: 1 файл

Финансовые институты.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Российский  банковский сектор в целом представляет собой сегментированный рынок, состоящий из нескольких групп кредитных организаций, слабо связанных между собой и ведущих основные операции на разных секторах рынка. Подобная ситуация характерна и для НСО.

      В первую группу входят крупнейшие банки  с высоким уровнем государственного участия и контроля, для которых характерен высокий уровень развития филиальной сети и высокая доля вкладов населения.

      Основной  специализацией крупнейших банков  является кредитование экспортеров, прежде всего компаний сырьевого сектора.

      Группе  банков, контролируемых нерезидентами, принадлежит около 8% активов банковской системы. Данная группа ориентирована на обслуживание своих традиционных клиентов - иностранных  и транснациональных компаний.

      Мелкие  и средние банки специализируется на обслуживании, в том числе кредитовании, предприятий, производящих товары и услуги для внутреннего, прежде всего регионального рынка. Большинство региональных банков попадают именно в эту группу и являются основным финансовым партнером мелкого и среднего бизнеса, предпринимателей и физических лиц. Небольшие региональные банки обладают или могут приобрести конкурентные преимущества, прежде всего за счет большей информированности и вовлеченности в деятельность местного делового сообщества, что и позволяет использовать не только формальные методики и инструменты, но и быстрее реагировать на возникающие потребности клиентов и рыночные ниши.

      Возможные направления развития банковской системы НСО на основе анализа проявившихся в последнее время тенденций. Потребительские кредиты и межбанковские кредиты, занимая небольшую долю рынка, растут чрезвычайно высокими темпами, в то время как кредиты, предприятиям нефинансового сектора, составляя более половины активов банков НСО, растут почти в два раза медленнее. Особенностью ситуации можно считать отсутствие явно выраженных финансовых услуг, сочетающих высокие темпы роста и значительную долю рынка. Снижение вложений банков НСО  в ценные бумаги и их низкая доля в структуре активов может быть объяснена как недостаточной привлекательностью доступных для вложений объектов, так и высокой активностью присутствующих на территории НСО небанковских инвестиционных институтов. Такая ситуация сулит новые возможности для региональных банков, которые могут выступить, как это уже и бывало, пионерами в разработке новых финансовых продуктов и услуг.

      Результаты  анализа демонстрируют опережающее  развитие (в сравнении с другими  регионами СФО) финансовой системы  Новосибирской области, прежде всего  банковской. Более того, на фоне крупнейших финансовых центров России по относительным показателям область занимает весьма достойное место. При этом следует отметить, что она  демонстрирует хорошие способности восстанавливаться после кризисов: в 90-х годах область пережила ряд банкротств крупнейших банков, что отбросило ее с примерно 5 места по развитию банковского сектора на 20-25, однако в настоящее время она восстановила свои позиции.

      Мы  полагаем, что достаточно успешное развитие финансовой системы НСО  в целом и ее банковского сектора  связано с влиянием двух основных факторов. Прежде всего, следует выделить экономические факторы: диверсифицированную структуру экономики области, отсутствие явно выраженных доминирующих компаний, крупнейших экспортно-ориентированных предприятий сырьевого сектора, имеющих выход на мировые финансовые рынки, высокую долю предприятий с быстрым оборотом (прежде всего услуги торговли), сравнительно высокой уровень развития малого бизнеса и т.д. Во-вторых, в НСО наблюдается самая высокая за Уралом концентрация социального капитала. Именно это обстоятельство позволило не только быстро сформировать работоспособные коллективы финансовых организаций, но и послужило дополнительным стимулом при размещении филиалов иногородних банков, других финансовых организаций и консалтинговых компаний. Быстрое развитие финансового сектора привело к значительному росту занятости в финансовом секторе  (она выросла примерно на 70% - 80% в последние 5 лет), а также  существенно повлияло на структуру специалистов, обучающихся в системе высшего образования НСО.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Анализ  развития финансовой сферы НСО показывает как высокий потенциал, так и  серьезные риски развития всех элементов  финансовой сферы, включая ее основные элементы: государственные финансы, финансы финансового и нефинансового секторов.

    Пессимистичный  сценарий развития региональной финансовой системы  связан со стагнацией региональной экономики и неизбежным в этом случае ростом государственного вмешательства  по типу «латание дыр». Соответственно,  произойдет существенное упрощение финансовой системы области и утрата самостоятельности большинства финансовых институтов.

    Оптимистичный сценарий предполагает повышение совокупной капитализации активов всех субъектов  области и возможен только в случае целенаправленных усилий в области политики развития региона (социальной, промышленной, инновационной и др.) и повышению качества управления общественными финансами. В этом случае растет разнообразие, масштаб операций и взаимодействие финансовых институтов, что позволяет  Новосибирску претендовать на статус регионального финансового центра. Сценарные расчеты показывают, что в этом варианте  активы финансовой системы к ВРП вырастут примерно в три раза, в том числе кредиты нефинансовым организациям и населению – в два раза. Численность занятых в секторе финансовых услуг увеличится не мене чем в 2,5 -3 раза и составит 50-60 тыс. человек.

    Принципиальным  представляется то обстоятельство, что, в целом копируя политику федерального центра, региональные администрации в своем большинстве не имеют тех возможностей и ресурсов, которыми располагают федеральный центр и обе столицы. В результате негативные последствия для развития как финансового, так и нефинансового секторов на региональном  уровне более существенны. Это выражается в высокой концентрации банковских и иных финансовых услуг в региональных столицах (по сравнению с периферией), низкой конкуренции, приводящей к росту процентных ставок, медленному развитию инфраструктуры и т.д.

    Эти очевидные проблемы заставляют региональные администрации еще активнее включаться в регулирование финансовых рынков, прежде всего, вмешиваться в процессы кредитования бизнеса и населения, устанавливать особые отношения и заключать соглашения с финансово-промышленными группами и банками. В результате такого частно-государственного партнерства происходит обмен функциями между государством и предприятиями. Бюджет все больше задействуется в качестве квази-банковской структуры, а предприятия выполняют квазибюджетные функции.              В результате происходит размывание границы между частным и государственным секторами, что ведет к увеличению рисков со всеми понятными последствиями для устойчивого развития.

Информация о работе Финансовые институты. История возникновения. Их значения. Финансовые институты в России