Финансовое состояние

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:29, реферат

Краткое описание

Финансовое состояние представляет собой экономическую категорию, отражающую состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени, т.е. возможность финансировать свою деятельность. В процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие – финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 99.29 Кб (Скачать)

Определив значения коэффициентов можно определить сумму баллов, на основании которой  определяются границы классов финансовой устойчивости:

1 класс – предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, позволяющим быть уверенным в возврате заемных средств; 
2 класс – предприятия, демонстрирующие некоторую степень риска по задолженности, но еще не рассматривающиеся как рискованные; 
3 класс – проблемные организации; 
4 класс – предприятия с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Кредиторы рискуют потерять свои средства и проценты; 
5 класс – компании высочайшего риска, практически несостоятельные. 
 

Проблемы  в финансовом состоянии  организации и  их причины

Проблемы и  затруднения, возникающие в финансовом состоянии организации, имеют три  основных проявления.

1. Дефицит денежных средств; низкая платежеспособность. Экономическая суть проблемы состоит в том, что у компании в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для своевременного погашения обязательств.

Индикаторами  низкой платежеспособности являются неудовлетворительные показатели ликвидности, просроченная кредиторская задолженность, сверхнормативные задолженности перед бюджетом, персоналом и кредитующими организациями.

2. Недостаточная отдача на вложенный в предприятие капитал (недостаточное удовлетворение интересов собственника; низкая рентабельность). На практике это означает, что собственник получает доходы, неадекватно малые своим вложениям. Возможные последствия такой ситуации – негативная оценка работы менеджмента организации, выход собственника из компании.

О недостаточной  отдаче на вложенный в предприятие  капитал свидетельствуют низкие показатели рентабельности. При этом наибольший интерес проявляется  к рентабельности собственного капитала как индикатору удовлетворения интересов  собственников организации.

3. Низкая финансовая устойчивость. На практике низкая финансовая устойчивость означает возможные проблемы в погашении обязательств в будущем, иными словами – зависимостью компании от кредиторов, потерей самостоятельности.

О недостаточной  финансовой устойчивости, то есть риске  срывов платежей в будущем и зависимости  финансового положения компании от внешних источников финансирования, свидетельствуют снижение показателя автономии ниже оптимального, отрицательная  величина собственного капитала компании. Также индикатором недостаточного уровня финансирования текущей деятельности компании за счет собственных средств  является снижение чистого оборотного капитала ниже оптимальной его величины и, тем более, отрицательная величина чистого оборотного капитала.

Можно выделить две причины проблем и затруднений, возникающих в финансовом состоянии  предприятия:

1. отсутствие  потенциальных возможностей сохранять  приемлемый уровень финансового  состояния (или низкие объемы  получаемой прибыли)

2. нерациональное  управление результатами деятельности (нерациональное управление финансами)

Проблемы с  платежеспособностью, финансовой независимостью, рентабельностью имеют единые корни: либо компания имеет недостаточные  результаты деятельности для сохранения приемлемого финансового положения  либо компания нерационально распоряжается  результатами деятельности.

Выяснение того, какая из указанных причин привела  к ухудшению финансового состояния  предприятия, имеет принципиальное значение. В зависимости от этого  осуществляется выбор управленческих решений, направленных на оптимизацию  финансового положения организации.

Недостаточный объем получаемой прибыли. Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, – это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

Анализ доходов  и затрат от основной и прочих видов  деятельности проводится с использованием отчета о финансовых результатах, показателей  прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения  цен на потребляемые ресурсы и  реализуемую продукцию проводится маржинальный анализ.

Оценка объемов  реализации осуществляется в первую очередь. При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся  ситуации. Нередко в качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, продукцию не берут». Однако нередко  на предприятиях наблюдается другая причина – недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы на телевидении, а о пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует функции отдела сбыта – просто фиксирует полученные и выполненные заказы.

Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию  предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время  не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых  видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом  на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств  на приобретение нового оборудования, ноу-хау (в этом случае необходимо определить объем капитальных затрат, который  не приведет к ухудшению состояния  компании).

Возможно, что  продвижение продукции организовано на должном уровне и предприятие  заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно невысока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных  причин высоких затрат – высокие  цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат – поиск поставщиков, устанавливающих  более низкие цены. В большинстве  случаев альтернативные поставщики существуют; ведение, оперативное пополнение базы возможных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, услуг и  использование данной информации –  реальная мера по сокращению затрат предприятия.

Причиной возникновения  высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. В частности, высокие затраты  на освещение, отопление, потребление  воды могут возникать по причине  отсутствия контроля за расходованием  ресурсов. Это особенно характерно для крупных предприятий: освещение  помещений не только в рабочее  время, не отремонтированные теплосети, обогревающие помимо помещений «уличный воздух».

Для небольших  компаний существенными могут быть телефонные счета, командировочные  расходы и.т.п. В этом случае снижения затрат можно добиться простой процедурой «контроля за выключателями» (при  этом эффект наблюдается ощутимый). Телефонные переговоры нередко могут  быть заменены электронными сообщениями (без ущерба для работы). Помимо экономии, электронные сообщения способствуют усилению процедуры контроля: документально  изложенные задания и отчеты приоритетны  перед устными.

В некоторых  случаях снижение затрат требует  более радикальных мер – сокращения производственных фондов предприятия  или, как иногда говорят, сокращения масштабов компании. К таким мерам  нередко приходится прибегать предприятиям, которые были созданы достаточно давно и рассчитаны на объемы производства, в десятки раз большие, чем  объемы, производимые в настоящее  время.

Недозагруженные производственные фонды становятся «слишком дорогими» для предприятия – требуют слишком больших (по сравнению с выручкой) затрат на ремонт и обслуживание. Возникает решение отказаться от части фондов и тем самым сократить постоянные затраты (в настоящее время нередко встречаются случаи продажи вспомогательных производств, которые инициируются именно с целью сокращения затрат). Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат – сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение  штрафов, пеней за просроченные задолженности  или срывы контрактов, часть – на расходы непроизвдственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового положения компании.

Нерациональное  управление результатами деятельности. Можно выделить три основные составляющие, которые относятся к области управления результатами деятельности организации – это управление оборотными средствами (оборотным капиталом), управление инвестиционной политикой и управление структурой источников финансирования.

1. Управление оборотными  средствами. Для многих действующих предприятий причина финансовых затруднений состоит именно в нерациональном управлении оборотными средствами, то есть сложившиеся на предприятии подходы в части управления оборотными средствами не являются адекватными изменившимся экономическим условиям.

В понятие «управление  оборотными средствами» объединены такие процессы, как материально-техническое  снабжение, сбыт, установление и контроль условий взаиморасчетов предприятия  с покупателями и поставщиками.

Для характеристики сложившихся на предприятии принципов  управления оборотным капиталом  используются результаты анализа структуры  Баланса, показателей оборачиваемости  текущих активов и пассивов, а  также данные отчета о движении денежных средств.

Какие действия приводят к «излишнему оседанию»  средств в оборотных активах? В частности, не вполне рациональная организация материального снабжения  – закупки излишних запасов «надолго вперед». Для обоснования создания запасов на долгий срок приводят, как  правило, два аргумента. Первый –  упрощение работы материального  снабжения: снижение нагрузки в части  оперативного поиска наиболее дешевых  материалов и обеспечения поставок в срок. Второй – возможность приобретения материалов по более низким ценам за счет приобретения больших объемов. В любом случае необходимо помнить, что это обездвиживает, выводит из оборота деньги компании. Закупки на долгий срок вперед обоснованы для материалов, с приобретением или поставкой которых могут наблюдаться проблемы. Принципиально важно определить и придерживаться минимально приемлемого периода закупки материалов (определяется исходя из особенностей производственного процесса, условий доставки и цен на материалы).

Затоваривание склада готовой продукции, большой  объем незавершенного производства и запасов может быть показателем  того, что производственные планы  компании формируются без ориентира  на объемы продаж: закупили и произвели  продукции больше, чем смогли продать, связав денежные средства в оборотных  активах. Приведя планы производства продукции в соответствие объемам  реализации, компания сможет избежать закупок излишних запасов и затоваривания  склада готовой продукции. Следовательно, разработка планов производства с ориентиром на объемы продаж – способ избежать излишнего связывания средств в  оборотных активах и, следовательно, рычаг оптимизации состояния  компании.

Сбои в поставке комплектующих (например, поставщики или  представители предприятия не учли какой-либо элемент процедуры таможенного  оформления и груз задержан на таможне) или нарушение хода производственного  процесса (несвоевременная переналадка  или поломка оборудования) могут  привести к тому, что денежные средства будут «излишне долго связаны» в  незавершенном производстве. Необходимо помнить, что обеспечивая бесперебойные  поставки исходного сырья и комплектующих  и не позволяя срывов в технологической  цепочке, предприятие способствует улучшению финансовых показателей  компании.

Большая дебиторская  задолженность – проблема многих предприятий. Усилия по своевременному востребованию задолженности дебиторов  – также способ оптимизировать финансовое состояние компании. К организационным  мерам оптимизации дебиторской  задолженности можно отнести  постановку процедуры контроля выставленных счетов (реестр покупателей, дата выставления  счета, установленная дата оплаты счета, контактное лицо покупателя, ответственное  лицо за контакт с покупателем  от предприятия). К юридическим мерам  оптимизации дебиторской задолженности  относится, например, включение в  договор продаж пункта об инвентаризации склада продавца (при продажах через  посредников), включение в договор  продаж штрафных санкций за просроченную оплату счетов.

2. Инвестиционная политика. Инвестиционные решения компании подразделяются на инвестиции в ценные бумаги (портфельные инвестиции), и инвестиции в реальные активы (проектные инвестиции) Инвестирование в реальные активы – всегда долгосрочные инвестиционные решения, в то время как портфельные инвестиции в большинстве случаев краткосрочны. Инвестирование во внеоборотные и долгосрочные финансовые активы есть процесс капиталовложения.

Информация о работе Финансовое состояние