Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство.

Оглавление

1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФНКЦИОНИРОВАНИЯ……………………………2
2. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РФ……………5
3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………….9
4. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВМДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ………………………………………………12
5. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…………………………………………...15
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ ФУНКЦИИ…………………………………………………………………18
7. ЗАДАЧИ…………………………………………………………………………19
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

Задачи по финансам.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

   3. ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ  ИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ  И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

   В РФ на местное самоуправление возлагается  множество обязанностей: обеспечение функционирования учреждений образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, причем эти затраты почти не компенсируются населением. Очевидно, что для реализации всех своих задач и функций местные власти должны иметь в распоряжении достаточный объем финансовых ресурсов, поэтому в РФ, как и во всех развитых странах, в ведении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты. В нашей стране возрождение местного самоуправления происходило в условиях глубокого экономического кризиса, который охватил и бюджетную систему. Для бюджетов всех уровней стало характерно значительное падение налоговых доходов из-за снижения экономической активности, расширения сферы теневой экономики. Кроме того, огромная инфляция и последующая антиинфляционная политика породили катастрофическую нехватку денег в экономической системе, что выразилось для бюджета в росте недоимки и неденежных расчетов. Однако, помимо общих проблем бюджетной сферы, для местных бюджетов характерны и специфические трудности. В основном для всех местных бюджетов в настоящее время характерен глубокий дисбаланс между расходами, обязательными к финансированию, и имеющимися доходными источниками. Федеральные органы власти для сокращения дефицита федерального бюджета стараются увеличить налоговые изъятия, поступающие на верхний уровень бюджетной системы, за счет уменьшения поступлений на нижний уровень. При этом в течение 90-х гг. в компетенцию местных властей передавались различные обязанности, требующие увеличения расходов из местных бюджетов. Самым ярким примером может служить передача в муниципальную собственность предприятиями объектов социально-культурной сферы и жилого фонда, что резко увеличило соответствующие расходы муниципалитетов. Очень важной проблемой является то, что большинство расходов местных бюджетов являются социально важными и трудно поддаются сокращению, так как обеспечивают реализацию конституционных прав граждан (например, права на образование).  
Таким образом, уже не первый год существует настоятельная необходимость упорядочивания местных бюджетов, устранения несоответствия расходов по осуществлению многочисленных функций местного самоуправления и доходов, которые зачисляются в местные бюджеты.  Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Комплексная система социальной политики деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.  
В настоящее время в социальную сферу направляется несколько финансовых потоков: бюджетные, внебюджетные и внешние источники финансирования.  
Бюджетные источники - федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, ресурсы межбюджетного перераспределения.  Одним из важнейших инструментов осуществления социальной политики является не только четкая реализация бюджетного законодательства, но и принятие ежегодных законов о бюджетах, направленных на поддержание и развитие отраслей социальной сферы экономики в целом.  В последнее время можно отметить, что резко сокращается финансирование федеральных целевых программ, направленных на решение социальных проблем.  Внебюджетные источники финансирования социальной сферы - государственные социально-страховые фонды, внебюджетные фонды субъектов РФ, негосударственные социальные фонды, кредитные ресурсы, привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы), использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.  
Важнейшим фактором вывода социальной сферы из сложившегося кризиса является активизация государственного инвестирования его развития.  
В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора должна сохраняться для базовых жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы, непривлекательных для частного капитала, а также отраслей, имеющих важное государственное значение. Так, в настоящее время особой поддержкой государства пользуются отрасли нематериального производства, способствующие повышению наукоемкости и конкурентоспособности товаров.  В российской экономике необходимость активизации инвестиционной роли государства усиливается в связи с тем, что частный капитал в силу объективных экономических обстоятельств не направляется в социальную сферу (за исключением ряда отраслей) и ее инвестирование осуществляется почти целиком за счет собственных источников, недостаточность которых обусловливает дальнейшее сокращение масштабов инвестирования.  
С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы. Важнейшими из них являются программы социальной направленности. Формирование расходов местных бюджетов в Российской Федерации базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.  
Структура и механизм расходов бюджета определяются совокупностью стоящих перед городом задач, решение которых должно быть обеспечено в рамках экономической системы в определенный временной период. Из бюджета города финансируются следующие виды расходов:

   - Расходы, предназначенные для обеспечения деятельности коммунальных служб;

   - Социальные мероприятия;

   - Здравоохранение; 

   - Образование; 

   - Органы власти и управления: администрация  города, городская Дума;  
- заработная плата работникам бюджетных учреждений, образование; культура и искусство; здравоохранение; социальная защита; городской пассажирский транспорт.  
- бюджет развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВМДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

   Внебюджетные  фонды государства представляют собой совокупность 
финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов.

   Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в  других- избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.  
С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению. С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

   • социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

   • целевого использования средств этих фондов;

   • оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

   • новых методов перераспределения  средств в условиях перехода к рыночной экономике;

   • финансирования территориальных нужд.  

   На  основе Закона РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объема этих фондов объясняется рядом причин. Во - первых, у органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными от бюджета, предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства. В-третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

   Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

   · запланированы органами власти и  управления и имеют строгую целевую направленность;

   · денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

   · формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

   · страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

   · на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ «Об  основах налоговой системы РФ»;  

   · денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

   · расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или  специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

   Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

   В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования  внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального  назначения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   5. НАЛОГИ С ФИЗИЧЕСКИХ  ЛИЦ

   Налог - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта: 

   - работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

   - хозяйствующие субъекты, владельцы капитала. 

   За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов. 

   Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В чем же конкретно состоит роль налогов с населения в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме? Существует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделил бы три функции налогов:

   -      распределительную;

   -     фискальную;

   -      контрольную. 

   Причем  распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую  и т.д. Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.  

   Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.  

   Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется  огромным ростом доходов государства  от взимания налогов, что связано  с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат. 

   Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. 

   Изначально  распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция. 

Информация о работе Финансовая система