Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены общие аспекты функциoнирoвaния финaнсoвoй cиcтемы в рoccийской экoнoмикe
Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3 Современная структура финансовой системы
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников
Доля прибыли, остававшаяся у предприятий и в отраслях хозяйства для финансирования плановых затрат по расширенному воспроизводству, составляла около 30% - 40% [12].
В процессе формирования и
кругооборота оборотных средств
у предприятия возникали
Порядок финансирования предприятий
был таков, что покрытия внутрихозяйственных
расходов должно было быть обеспечено
за счет собственных накоплений и
только в недостающей части - за счет
средств бюджета. Невыполнение плана
по прибыли могло привести к срыву
финансирования. Поэтому финансовые
органы, анализируя результаты деятельности
предприятий, осуществляли постоянный
контроль рублем за эффективным использованием
выделенных средств и выполнением
финансовых планов, что способствовало
дальнейшему укреплению хозяйственного
расчета. Активный финансовый контроль
осуществлялся в связи с
2) Финансы колхозов и
кооперации включались в
По своей экономической
природе они были однотипны с
финансами государственных
Колхозы, хотя и являлись по своему содержанию организациями социалистическими, но были основаны на групповой собственности, собственности данного коллектива. Это и предопределяло уплату ими в бюджет не отчислений от прибыли, а подоходного налога.
Имелись особенности финансовых отношений, складывающихся и в процессе расширения колхозного производства. Государство оказывало колхозам финансовую поддержку. Особенность состояла в том, что оказание финансовой помощи государством производилось в форме предоставления краткосрочных и долгосрочных ссуд.
3) Финансы потребительской
кооперации - относятся к колхозно-
Советы и союзы потребителей кооперации занимались торгово-заготовительной и производственной деятельностью.
Финансовая деятельность потребительской кооперации отражалась в финансовом плане, который составлялся по упрощенной форме. В плане находили отражение прибыль, объемы паевых и вступительных взносов, капитальные вложения, платежи по долгосрочным ссудам и прочее, а также взаимоотношения с бюджетом по платежам налога с оборота и подоходного налога, который взимался в размере 35% чистой прибыли.
4) Районный промышленные объединения (РАПО). Финансовые ресурсы РАПО формировались за счет нормативных отчислений чистого дохода предприятий районного комплекса. За счет этих отчислений РАПО образовывало централизованные фонды экономического стимулирования: фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Порядок использования этих фондов определялся советом РАПО (в соответствующих случаях по согласованию с районным комитетом профсоюзов).
5) Финансы министерств слагались из финансов промышленных объединений и финансов управления министерств.
Финансовые показатели министерств в основном те же, что и показатели, установленные для промышленных объединений (прибыль, рентабельность, капиталовложения, платежи в бюджет, ассигнования из бюджета). Финансовые ресурсы министерств слагались за счёт различного рода отчислений промышленных объединений. Финансовое управление министерства проводило работу по финансовому обеспечению отрасли, по перераспределению оборотных средств, прибыли, амортизации, кредитов банка, бюджетных ассигнований и прочему. Оно осуществляло контроль за финансово-хозяйственной деятельностью объединений и предприятий, организовало автоматизированную систему управления финансами [23].
б) Государственный бюджет СССР.
Государственный бюджет СССР являлся центральным и ведущим звеном финансовой системы СССР. Он обеспечивал сбалансированность всех других финансовых планов, составляемых в народном хозяйстве СССР, и играл важную роль в формировании (и сбалансированности) денежно-кредитных планов и балансов кредитной системы. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов бывших союзных республик и бюджета государственного социального страхования.
Ежегодно на основе заданий народнохозяйственного плана министерства финансов союзных республик и Министерство финансов СССР разрабатывали проекты соответствующих бюджетов, которые в конечном итоге сводились в единый государственный бюджет СССР. После его рассмотрения и утверждения Верховным Советом СССР он становился законом. Оперативное исполнение государственного бюджета осуществляли в основном Министерство финансов СССР и его республиканские и местные органы. Кассовое исполнение государственного бюджета осуществлял в основном Государственный банк СССР. По поручениям финансовых органов учреждения банка принимали, учитывали и выдавали средства государственного бюджета.
1) Доходы государственного
бюджета СССР. Прибыль - главная
хозрасчетная форма чистого
После прибыли шли в
бюджет налог с оборота, отчисления
предприятий органам
2) Расходы государственного
бюджета прямо и
Затраты на развитие народного
хозяйства составляли более половины
государственного бюджета. В условиях
социалистической системы хозяйства
они носили производительный характер
и выражали использование на практике
той части национального
в) Государственное страхование.
В имущественном страховании различали объекты и условия страхования. При этом страховались:
- посевы;
- животные и птица;
- здания, сооружения, машины, инвентарь.
Имущество граждан страховалось в обязательном порядке в размере 40% его стоимости. Остальная часть стоимости имущества граждан (в пределах до 80%) страховалось ими в добровольном порядке.
В личном страховании различали следующие виды (добровольное страхование):
- смешанное страхование жизни. Страховались граждане в возрасте от 16 до 65 лет на различные страховые суммы.;
- страхование детей (обычное и свадебное).
Важным видом личного страхования являлось также страхование от несчастных случаев (добровольное и обязательное) и обязательное страхование пассажиров в пути [22].
Госстрах республики и его местные органы находились в ведении министерства финансов республики и свою деятельность организовали на началах хозрасчета. Прибыль Госстраха республики распределялась: 80% - в бюджет, 20% - в фонды Госстраха республики [21].
Все финансовые отношения
в СССР концентрировало на себе государство.
Основными источниками
2.3 Российская
финансовая система с 90-х
Последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. За это время удалось полностью восстановить после кризиса 1998 г. капитал банковской системы. И хотя банки не обладают таким же уровнем влияния на социально-экономические процессы в стране, какой был, например, в середине 90-х годов, - они стали заметно активнее в кредитовании экономики, что, на наш взгляд, важнее. Двукратный рост кредитов частному сектору в долларовом исчислении по сравнению с предкризисным уровнем - явление весьма позитивное.
За последние несколько
лет российские фондовые индексы
достигли рекордных значений, также
на рекордный уровень вышли и
международные финансовые рейтинги
России. Разумеется, при этом доля российского
финансового рынка в
Положительная динамика финансового
баланса с внешним миром вместе
с ростом валютной выручки от экспорта
на фоне позитивной динамики цен мирового
рынка на сырьевые ресурсы, а также
достаточно последовательная валютная
политика монетарных властей создали
условия для повышения
Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила, наконец, к реализации важнейшей своей функции - финансированию экономического роста в стране.
Следует заметить, что в
последние годы экономические реформы,
прежде всего структурные, в нашей
стране были практически приостановлены.
Не последнюю роль в этом сыграло
значительное улучшение мировой
конъюнктуры сбыта
Например, в 2005 г. в связи с ростом мировых цен на энергоносители потребовалось внести изменения в закон «О федеральном бюджете на 2005 год» с целью увеличения значительно возросшей доходной части бюджета - с 3,326 трлн. до 4,98 трлн.руб. (на 50%), а также расходной - с 3,048 трлн. до 3,54 трлн. руб. (на 16%). Такая тенденция продолжалась в течение 2006-2008 гг., рост расходов федерального бюджета продолжался в среднем на 14-15% ежегодно, при этом доля непроцентных расходов возрастала с 15,4 до 16% ВВП [27].
С 2006 года произошли изменения
в одном из основных элементов
финансовой системы - бюджетной системе
РФ. С 2006 года на уровне местных органов
власти появились бюджеты
- общие требования к
прогнозам социально-