Финансовая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены общие аспекты функциoнирoвaния финaнсoвoй cиcтемы в рoccийской экoнoмикe

Оглавление

Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3 Современная структура финансовой системы
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

финансовая система рф.docx

— 81.02 Кб (Скачать)

- условия прогнозирования  доходов и планирования расходов  бюджета, в том числе раздельного  планирования расходов на исполнение  действующих и вновь принимаемых  обязательств;

- состав показателей,  утверждаемых в проекте закона (решения) о бюджете, и требования  к прилагаемым к нему материалам  и документам (в том числе исключение  из их состава материалов, реально  не используемых при составлении  бюджетов);

- порядок утверждения  и реализации долгосрочных целевых  программ;

- общие требования к  составлению проектов бюджетов.

- четкие требования к  формированию целевых статей  и видов расходов бюджетов, которые  должны отражать соответствующие  расходные обязательства (публичные  обязательства, долгосрочные целевые  программы, объекты, обособленные  функции органов власти). Это обеспечивает  прозрачность и обоснованность  бюджетных ассигнований.

- переход от составления  трехлетнего перспективного финансового  плана к трехлетнему «скользящему»  бюджету. Таким образом, первый  год сегодняшнего перспективного  финансового плана является проектом  бюджета на очередной год, а  остальные проектировки задают  предсказуемые параметры расходов  и доходов на следующие два  года. На данном этапе необходимо  определиться и со степенью  детализации трехлетнего бюджета  на второй и третий годы, а  также с принципами и предельными  объемами изменения бюджета при  их наступлении.

- изменения в части  процедур утверждения федерального  бюджета, упорядочение требований  к проекту федерального бюджета  и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более чем за три месяца.

- единую методологию и  порядок составления, проверки, рассмотрения  и утверждения бюджетной отчетности [28].

Вместе с тем российская финансовая система в ее современном  виде не справляется в необходимой  мере с организацией перераспределения  финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время  уровень развития финансовой системы  России не соответствует задачам  ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе  мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.

При этом рассматриваются  следующие ключевые проблем, которые  требуют решения:

- чрезмерная «зарегулированность» рынка;

- высокие издержки участников  рынка, в основном связываемые  с избыточным государственным  регулированием;

- отсутствие единообразия  норм регулирования, контроля  и надзора, налогообложения различных  институтов и инструментов рынка  и их несоответствия;

- неравные условия конкуренции  на финансовом рынке, обусловленные  в первую очередь присутствием  на нем государства, в том  числе через государственные  финансовые институты.

Естественно, что немаловажное влияние на текущее состояние  финансовой системы России оказывает  разразившийся мировой финансовый кризис. Многие эксперты и аналитики  прогнозируют его долгосрочный характер. Тем самым, задача стабилизации ухудшающегося  положения в сфере финансов лежит  на госорганах, регулирующих данную сферу - Министерство Финансов, ЦБ РФ, и подчиненные  им ведомства и подразделения.

Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве  обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта  тенденция продолжается - впервые  за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой  на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных  сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая  только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться  с дефицитом бюджета, недостатком  средств, который коснулся всех уровней  и звеньев самой финансовой системы [25].

Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время  составляет около 14% в месяц, о чем  заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние  три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость  промышленности снижается, и чтобы  банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.

Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.

Правительство недавно предложило ряд новых мер по стабилизации финансового сектора, в их числе - повышение капитализации банков, в частности, путем использования  гособлигаций.

Глава Минфина напомнил, что накопленный кредитный портфель российских банков на начало 2009 года составил 18 триллионов рублей (12 триллионов рублей - кредиты юридическим лицам и 6 триллионов рублей - физическим). ЦБ РФ прогнозирует рост кредитного портфеля в этом году на 10-12%. Банкам отводится  около двух месяцев на предоставление реальному сектору кредитов за счет средств господдержки, отметил Кудрин [31].

По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических  проблем России - это слабость нашей  финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.

Тем не менее, наша страна находится  на пути серьезных экономических  реформ, призванных сгладить сложившееся  трудное положение в финансово-экономической  сфере. Для преодоления последствий  кризиса Правительством и МинФином уже задействованы средства из Резервного Фонда, который накапливался за счет существовавшего вплоть до 2008 года профицита. По оценкам экспертов, средств Фонда хватит России как минимум на два года в текущих условиях, для финансирования необходимых расходов государства.

3 Направления  развития финансовой системы  России

3.1 Задачи в  области стабилизации финансовой  системы России в настоящий  момент

Нестабильная ситуация в  российской экономике, сложившаяся  в силу многих обстоятельств, таких  как внешнеэкономическая конъюнктура, политическая обстановка, проблемы с  промышленным развитием страны и  многие другие, а также в последнее  время влияние мирового финансового  кризиса, оказывает негативное влияние  на экономику нашей страны, и, конечно, на состояние финансовой системы.

В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка  всей системы финансовых отношений  в стране.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем  соответствующего направления средств  должны обеспечить структурную перестройку  экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности  производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное  устройство [28].

Тем не менее, сегодняшняя  бюджетная система России все  еще достаточно противоречива и  требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение  следующих ключевых проблем в  области бюджетных отношений:

- Противоречия и неясности  в статьях бюджетного кодекса,  касающихся, например учета всех  платежей по погашению государственного  долга; показа полного бюджета  по ИПД с его балансом.

- Нет концепции управления  государственным долгом, нет нормативной  базы по решению этой проблемы;

- Снижение дотации на  выравнивание бюджетной обеспеченности  федеральных и региональных бюджетов.

Для преодоления указанных  проблем необходимо осуществить  следующие задачи:

- устранить неясности  в Бюджетном кодексе;

- предложить Правительству  в Концепции управления государственным  долгом ввести утверждение законом  о бюджете источников погашения  дефицита (включив в них Стабилизационный  фонд);

- создать группу для  соответствующей доработки Бюджетного  кодекса;

- просить Счетную палату  дать предложения по этим вопросам.

- увеличить дотации на  выравнивание бюджетной обеспеченности.

Другими проблемами бюджетной  системы России являются:

- высокая степень концентрации  финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение  региональных и местных бюджетов;

- действующая практика  формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей  основе механизм централизованно  устанавливаемых нормативов отчислений  в местные бюджеты;

- тенденция переведения  расходов вниз без соответствующего  подкрепления доходами, что приводит  к дотации ранее сбалансированных  местных бюджетов;

- принятие федеральными  органами власти таких решений,  которые адресуются нижестоящим  управленческим структурам, но не  сопровождаются достаточными финансовыми  ресурсами;

- доминирующая роль регулирующих  доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.

- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы решаются путем:

Теоретической разработки и  обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить  разработанные принципы на практике.

Разработки и принятия нормативных актов по разграничению  полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение  расходов между звеньями бюджетной  системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов  власти разного уровня.

Создания новой системы  меж бюджетного перераспределения  финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

Разработки новых принципов  составления, рассмотрения, утверждения  и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [34].

При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование  денежными властями имеющихся у  них механизмов, необходимых для  формирования финансовых ресурсов и  содействующих их дальнейшему направлению  на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.

Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих  условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным  предотвращением разбалансировки  других сегментов рынка и уменьшением  инфляционных рисков.

В-третьих, необходимо разработать  комплекс мер по удешевлению формируемой  ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.

В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.

В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности [33].

В-шестых, необходимо последовательно  использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.

Все названные меры должны быть составной частью экономической  политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов  развития и создание условий для  устойчивого экономического роста.

На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных  финансов:

Во- первых, недофинансирование.

Информация о работе Финансовая система РФ