Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:47, курсовая работа
В данной работе рассмотрены общие аспекты функциoнирoвaния финaнсoвoй cиcтемы в рoccийской экoнoмикe
Введение
1 Финансовая система
1.1 Сущность финансовой системы
1.2 Эволюция финансовой системы
1.3 Современная структура финансовой системы
2 Анализ финансовой системы России
2.1 Дореволюционная финансовая система России
2.2 Финансовая система советского периода
2.3 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России
в настоящий момент
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России
Заключение
Список использованных источников
- условия прогнозирования
доходов и планирования
- состав показателей,
утверждаемых в проекте закона
(решения) о бюджете, и
- порядок утверждения
и реализации долгосрочных
- общие требования к составлению проектов бюджетов.
- четкие требования к
формированию целевых статей
и видов расходов бюджетов, которые
должны отражать
- переход от составления
трехлетнего перспективного
- изменения в части
процедур утверждения
- единую методологию и
порядок составления, проверки, рассмотрения
и утверждения бюджетной
Вместе с тем российская финансовая система в ее современном виде не справляется в необходимой мере с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией. Иными словами, в настоящее время уровень развития финансовой системы России не соответствует задачам ускорения экономического роста. Соответственно Россия объективно нуждается в системе мер по ускоренному развитию финансовой системы, финансовых рынков, финансово- посреднического сектора, т. е. в создании адекватного финансового обеспечения экономического роста.
При этом рассматриваются следующие ключевые проблем, которые требуют решения:
- чрезмерная «зарегулированность» рынка;
- высокие издержки участников рынка, в основном связываемые с избыточным государственным регулированием;
- отсутствие единообразия
норм регулирования, контроля
и надзора, налогообложения
- неравные условия конкуренции
на финансовом рынке,
Естественно, что немаловажное
влияние на текущее состояние
финансовой системы России оказывает
разразившийся мировой
Падение биржевых индексов, резкое снижение мировых цен на энергоресурсы, спад в промышленности и хозяйстве обусловили снижение прибыли России, начиная с конца 2008 года. И эта тенденция продолжается - впервые за период с начала 21 века бюджет на 2009 год был принят с поправкой на дефицит. С этим связано сокращение финансирования различных бюджетных сфер, требующих больших финансовых затрат государства. Страна, которая только набирала темпы роста экономики, теперь снова вынуждена считаться с дефицитом бюджета, недостатком средств, который коснулся всех уровней и звеньев самой финансовой системы [25].
Одним из ключевых рисков финансовой системы России является рост просроченной задолженности по банковским кредитам, который в последнее время составляет около 14% в месяц, о чем заявил в апреле текущего года вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин. По 14% задолженность росла последние три месяца. Это отражает ситуацию в реальном секторе, - отметил министр, пояснив, что кредитная емкость промышленности снижается, и чтобы банки могли продлевать кредиты, нужен капитал.
Ранее Кудрин прогнозировал, что доля "плохих" долгов (просроченных и невозвращенных кредитов) в российской банковской системе к концу года может вырасти до 10% от общего объема кредитного портфеля.
Правительство недавно предложило
ряд новых мер по стабилизации
финансового сектора, в их числе
- повышение капитализации
Глава Минфина напомнил,
что накопленный кредитный
По мнению многих российских экономистов, корни глубоких экономических проблем России - это слабость нашей финансовой системы, чрезмерная сырьевая ориентация, недостаточное развитие конкурентной среды.
Тем не менее, наша страна находится
на пути серьезных экономических
реформ, призванных сгладить сложившееся
трудное положение в финансово-
3 Направления развития финансовой системы России
3.1 Задачи в
области стабилизации
Нестабильная ситуация в
российской экономике, сложившаяся
в силу многих обстоятельств, таких
как внешнеэкономическая
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство [28].
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
- Противоречия и неясности
в статьях бюджетного кодекса,
касающихся, например учета всех
платежей по погашению
- Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
- Снижение дотации на
выравнивание бюджетной
Для преодоления указанных проблем необходимо осуществить следующие задачи:
- устранить неясности в Бюджетном кодексе;
- предложить Правительству
в Концепции управления
- создать группу для
соответствующей доработки
- просить Счетную палату
дать предложения по этим
- увеличить дотации на
выравнивание бюджетной
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
- высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в
- действующая практика
формирования территориальных
- тенденция переведения
расходов вниз без
- принятие федеральными
органами власти таких решений,
- доминирующая роль
- недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются путем:
Теоретической разработки и
обоснования принципов
Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
Создания новой системы меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран [34].
При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание
должно быть уделено отладке механизмов,
стимулирующих поступление
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности [33].
В-шестых, необходимо последовательно
использовать различные формы
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы в сфере территориальных финансов:
Во- первых, недофинансирование.