Финансовая система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Исторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились, как государственные финансы, в виде образования и использования государственной казны. Это положение не только сохранилось, но и получило дальнейшее развитие. В современных условиях государство организует финансовую систему и использует её для управления народным хозяйством страны.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.53 Кб (Скачать)

Государственный бюджет как  экономическая категория выполняет  функции - распределительную и контрольную. Бюджет воздействует на экономику через  бюджетный механизм. Бюджетный механизм - это совокупность форм и методов  образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства.

Регулирование экономики  осуществляется путем установления количественных размеров централизованного  фонда денежных средств, регламентации  форм и методов его образования  и использования, перераспределения  финансовых ресурсов в процессе становления  и исполнения бюджета.

Бюджетное устройство - это  принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи  ее звеньев.

В состав бюджетной системы  Республики Казахстан входят: республиканский  бюджет и местные бюджеты, которые  в свою очередь подразделяются на областные, бюджеты городов и  районов.

Государственный бюджет представляет собой свод республиканского и местных  бюджетов без учета взаимопогашающих операций между ними. В Бюджетном кодексе РК государственный бюджет представлен понятием консолидированный бюджет - бюджет, который состоит из республиканского бюджета, бюджета области, бюджетов города республиканского значения, столицы, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд РК.

17 декабря 1991 года был  подписан первый Закон «О бюджетной  системе», который определил бюджетное  устройство Казахстана. Второй Закон  был подписан 24 декабря 1996 года  вследствие принятия Конституции  и нового налогового законодательства. В 1997 году внедрена новая бюджетная  классификация доходов и расходов, позволившая взаимоувязать расходы бюджетов с выполнением программ.

В апреле 1999 года принят третий Закон «О бюджетной системе». Произведено разделение доходной части между республиканским и местными бюджетами по видам поступлений, разграничены государственные функции. Важным шагом в реформировании бюджетного процесса стала реорганизация Агентства по стратегическому планированию, Министерства экономики и торговли, Министерства государственных доходов, Министерства экономики и бюджетного планирования и Министерства финансов в 2002 году. Тем самым были разделены функции планирования и исполнения бюджета, а процессы стратегического, экономического и бюджетного планирования были консолидированы.

С 2005 года вступил в действие Бюджетный кодекс - единый закон, регламентирующий все финансовые процедуры, начиная  от формирования бюджета и заканчивая его исполнением и контролем. В Бюджетном кодексе заложены новые принципы бюджетной системы, коренным образом пересмотрены ранее  существовавшие принципы бюджетного планирования.

Введена вертикальная схема  внутреннего контроля республиканского и местных бюджетов: внутренний контроль проводит Комитет финансового контроля Минфина. Функции внешнего контроля остаются за Счетным комитетом и  ревизионными комиссиями маслихатов. Введен новый механизм перечисления средств в Национальный фонд. В целях эффективной реализации поставленных задач Нацфонда разработан метод сбалансированного бюджета с учетом положительного мирового опыта.

Бюджетная система основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности. В Бюджетном кодексе  РК к этим общепринятым принципам  добавлены принципы транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов. В доходной части бюджета государства основную долю занимают налоговые поступления - 90 %, а также существуют неналоговые поступления и поступления от продажи основного капитала.

Рассмотрение проекта  республиканского бюджета осуществляется Республиканской бюджетной комиссией  и определяется на предстоящий финансовый год не позднее 1 августа года, предшествующего  планируемому финансовому году.

Проект закона о республиканском  бюджете на предстоящий финансовый год вносится Правительством РК в  Парламент РК не позднее 1 сентября. Утверждение республиканского бюджета  происходит на совместном заседании  палат Парламента РК не позднее 1 декабря  текущего года.

Исполнение бюджета начинается 1 января и завершается 31 декабря  текущего финансового года.

Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.

Закон РК « О республиканском  бюджете на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.

3.2.2. Состав доходов  и расходов государственного  бюджета.

Функционирование бюджета, связанное с формированием и  использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы  стоимостного распределения.

Обе категории имеют специфическое  общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными  средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура  доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной  и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических  и исторических условиях.

При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов  и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых  платежей и поступлениями неналоговых  средств.

Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации  и состоит из следующих разделов:

1)доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые поступления;

- поступления от продажи  основного капитала;

- поступления трансфертов;

2)затраты;

3)операционное сальдо;

4)чистое бюджетное кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных  кредитов;

5)сальдо по операциям  с финансовыми активами:

- приобретение финансовых  активов;

- поступления от продажи  финансовых активов государства;

6)дефицит (профицит) бюджет;

7)финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:

- поступление займов;

- погашение займов;

- движение остатков бюджетных  средств.

Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной  и безвозвратной основах.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи в  бюджет, установленные Налоговым  кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные  законодательными актами РК.

Поступления от продажи основного  капитала включают денежные средства:

- от продажи государственного  имущества;

- от продажи товаров  из государственного материального  резерва;

- от продажи земельных  участков, находящихся в государственной  собственности или предоставления  их в постоянное или временное  пользование;

- от продажи нематериальных  активов, принадлежащих государству.

Поступления трансфертов - безвозмездных  и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:

1) затраты, обеспечивающие  деятельность государственных учреждений;

2) затраты, связанные с  организацией и проведением мероприятий,  не носящих постоянного характера;

3) затраты на государственный  заказ - оплата государственными  учреждениями товаров (работ,  услуг), полученных от физических, юридических лиц и крестьянских  хозяйств на основе гражданско-правовых  сделок в рамках реализации  бюджетных программ;

4) денежные выплаты физическим  лицам - затраты, связанные с  платежами физическим лицам в  денежной форме в соответствии  с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам  за труд;

5) иные виды затрат  на выполнение обязательств государства.

Операционное сальдо - разница  между доходами и затратами бюджета.

Чистое бюджетное кредитование - разница между бюджетными кредитами  и их погашением.

В зависимости от срока  предоставления бюджетные кредиты  подразделяются на следующие виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Cальдо по операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения финансовых активов и поступлений от продажи финансовых активов государства.

Динамика доходов государственного бюджета за 2005 - 2007 годы.

 
   
 

2005

2006

2007

   

Показатели

млрд тенге

%

к ВВП в %

млрд тенге

%

к ВВП в %

млрд тенге

%

к ВВП в %

   

Всего доходов

2098.5

100

27.7

2338.0

100

22.9

2887.8

100

22.7

   

Налоговые поступления, в  т.ч.

1998.3

95.2

26.3

2209.1

94.5

21.6

2356.0

81.6

18.5

   

КПН

834.3

39.8

11.0

776.6

33.2

7.6

758.3

26.3

6.0

   

ИПН

122.9

5.9

1.6

165.0

7.1

1.6

221.0

7.7

1.7

   

Соц. налог

197.3

9.4

2.6

236.6

10.1

2.3

295.7

10.2

2.3

   

НДС

343.9

16.4

4.5

489.6

21.0

4.8

629.3

21.8

5.0

   

Акцизы

33.4

1.6

0.4

47.4

2.0

0.5

58.7

2.0

0.5

   

Неналоговые поступления

66.0

3.2

0.9

54.8

2.3

0.6

181.1

6.2

1.1

   

Пост. от продажи осн. капитала

34.2

1.6

0.5

71.1

3.2

0.7

92.7

3.2

0.7

   

Трансферты

-

-

-

-

-

-

258.0

9.0

2.1

   
                       
                       

Анализ данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.

В целом за анализируемый период доходы государственного бюджета в основном формируются за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов в среднем составляет более 90 %. При этом значительное налоговое  поступление обеспечивается за счет корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. С 2006 года увеличение поступления НДС  связано с ростом объемов импорта. Сегодня более 70 % суммы поступления НДС в бюджет составляют товары, импортируемые на территорию РК.

В 2007 году расходы бюджета по сравнению  с 2006 годом увеличены в 1,4 раза и  составили в сумме 3113,5 млрд. тенге. В республике в последние годы определенные средства бюджета были направлены на поддержку реального сектора экономики. В 2004 году общая сумма бюджетных средств на реальный сектор составила 256,6 млрд. тенге, а в 2007 году - 653,3 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 годом в 2,6 раза. При этом затраты бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство возросли в 3 раза, на развитие промышленности, архитектурной и строительной деятельности - 6,5 раза.

Социальные  затраты государственного бюджета  за 2007 год составили 1379,4 млрд. тенге  и по сравнению с 2004 годом увеличились  в 2,2 раза. При этом на образование  затраты возросли в 2,4 раза, здравоохранение - 2,3 раза, социальную помощь и обеспечение - 1,9 раза.

3.3 Налоговая система

Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть  экономических отношений по изъятию  определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций  и задач. Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую  службу, которая представлена в Казахстане уполномоченным государственным органом - Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, межрегиональными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по областям, межрайонными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по районам, городам и районам в  городах. В случае создания специальных  экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон.

Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

Корпоративный подоходный налог. Данный вид налога занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета Казахстана - около 31%. Механизм обложения корпоративным  подоходным налогом определяет порядок  исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами.

Информация о работе Финансовая система Республики Казахстан