Финансовая политика РФ на современном этапе развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование таких объектов как: финансовая политика государства и бюджетные послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Финансовая политика государства 4
1.1. Содержание и значение финансовой политики 4
1.2. Виды финансовой политики 8
2. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
о бюджетной политике в 2009–2011 годах 12
2.1. Основные итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2008 года 14
2.2. Основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу 17
2.3. Основные направления налоговой политики 21
2.4. Основные приоритеты бюджетных расходов 23
Заключение 25
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

реферат политика финансовая.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

Теперь, рассмотрев какие  виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия  финансовой политики на хозяйство страны.

Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно  обоснованных концепций развития  финансов, которая формируется на  основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа  перспектив совершенствования производства  и состояния потребностей населения.

2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии  и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных  целей учитывают возможности  роста и падения финансовых  ресурсов, а также внешние и  внутренние политико-экономические  факторы.

3. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.

Естественно, что  прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности  финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная  политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

б) недискреционная  финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для  второго же он будет абсолютно  неверен, что объясняется особенностями  последнего.

Под недискреционной  финансовой политикой понимают ряд  способностей налоговой системы  к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие  регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного  вмешательства каких-либо управляющих  органов.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой  системы к стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на экономическую  ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому  есть две причины:

1) Саморегулирования  недостаточно при сильном изменении  экономической ситуации, так как,  продолжая изымать часть каждого  дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние  оставшихся денег, при этом  не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет  действие стабилизатора.

2) Политические и  другие внеэкономические соображения,  препятствующие пассивным действиям  правительства.

Таким образом, регулирование  экономики нельзя осуществлять исключительно  при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной  политики, несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной  политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения  реального объема национального  производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения  экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

— общественные работы и другие программы, связанные с  расходами;

— социальные программы;

— правительственные  закупки;

— государственные  инвестиции;

— изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

— управление налоговым  гнетом.

Таким образом, можно  найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) Политика в области  государственных расходов.

2) Фискальная политика.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд  своих недостатков. Помимо очевидных  политических трудностей, связанных  с длительным обсуждением в Государственной  Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для  борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом  обществе может быть трудно снова  повысить налоги после преодоления  спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом  случае государство, имея возможность  применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли российскую экономику. Важно  лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно  и правильно продвигаться по пути укрепления и развития экономики  России.  

2. Бюджетное послание  Президента Российской  Федерации Федеральному  Собранию Российской  Федерации о бюджетной  политике в 2009–2011 годах  

В России финансовая политика является прерогативой федеральных  органов управления. Поэтому под  государственной финансовой политикой  понимается совокупность мероприятий  государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации  финансовых ресурсов, их распределения  и использования для осуществления  своих функций и задач.

К федеральным органам  исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

• Правительство  РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной  финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной  службы и судебной системы;

• Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере  финансового оздоровления организаций;

• Министерство иностранных  дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;

• Федеральное казначейство совместно с Центральным банком РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным  кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих  функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

В соответствии с  Бюджетным кодексом РФ Президент  РФ направляется Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном  послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год. 

Первое послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении российского  государства (основные направления  внутренней и внешней политики)" было оглашено 24 февраля 1994 года.

Начиная с 2008 года, Россия перешла на, так называемый, трехлетний бюджет.

5 ноября 2008 г. Президент  РФ Дмитрий Медведев обратился  к Федеральному Собранию Российской  Федерации с очередным посланием.

В своем Послании Президент РФ обратился к анализу  ценностей и идеалов современного российского общества. Это справедливость, свобода, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный  мир, единство разнообразных культур, защита малых народов, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших  и старших, патриотизм.

В Послании четко  обозначены стратегические направления  развития нашей страны. В частности, Президент РФ отметил, что действия в экономике будут базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Отдельное внимание Президент РФ уделил антикоррупционным вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение  уровня и качества народного представительства  во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии развития российского  образования, вопросам экономики и  международным отношениям.

Большой блок послания был посвящен вопросам внутренней политики. Дмитрий Медведев предложил расширить  конституционные права Федерального Собрания, отнеся к предметам ведения  Государственной Думы контрольные  функции в отношении исполнительной власти и установив конституционную  норму, обязывающую Правительство  РФ ежегодно отчитываться в Государственной  Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил  увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной  Думы до 6 и 5 лет соответственно.  

2.1. Основные итоги  бюджетной политики  в 2007 году и  в начале 2008 года  

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о  бюджетной политике в 2008–2010 годах  были определены стратегические ориентиры  на среднесрочную перспективу –  содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при  безусловном учёте критериев  эффективности и результативности бюджетных расходов.

Следование этим стратегическим ориентирам позволило существенно  продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей  бюджетной политики – улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами

В результате внесения комплексных поправок в Бюджетный  кодекс Российской Федерации была создана  законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной  системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора. 

Законодательно определён  новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены  параметры формирования нефтегазового  трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета.

Действовавший в 2004–2007годах  Стабилизационный фонд Российской Федерации  выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной  системы от колебаний внешнеэкономической  конъюнктуры, снижения долговой нагрузки.

Сформированы Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния.

В 2007 году федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  впервые были приняты на 2008 год  и на плановый период 2009 и 2010 годов, что позволило заложить основу для  формирования в текущем году бюджетных  проектировок на 2009–2011 годы в формате  «скользящей трёхлетки». Многие субъекты Российской Федерации и муниципальные  образования также утвердили  свои первые 3-летние бюджеты.

Законодательно установлены  нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов.

В качестве новых  бюджетных инструментов введены  долгосрочные и ведомственные целевые  программы, государственные и муниципальные  задания, многолетние государственные  и муниципальные контракты, упорядочены  механизмы планирования и осуществления  бюджетных инвестиций, созданы предпосылки  для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных  и муниципальных услуг.

Ряд изменений произошло  и в налоговом законодательстве.

С 2008 года в целях  стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость  при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ независимо от источников их  оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности.

В 2007 году введены  единая декларация по налогу на добавленную  стоимость и общий порядок  возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых  вычетов по налогу на добавленную  стоимость.

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие  некоммерческих организаций в осуществлении  социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных  видов денежных средств при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций.

Реформирована система  налоговых вычетов, предоставляемых  физическим лицам. Введён новый вычет  на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также  объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение  с увеличением предельной суммы  единого вычета до 100 тыс. рублей.

Информация о работе Финансовая политика РФ на современном этапе развития