Финансовая политика предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 58.37 Кб (Скачать)

          Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. 

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку  оценок специалистов-экспертов по определенному  вопросу.     Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. 

             Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

           Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

          Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Одним из главных достоинств прогнозирования является то, что оно служит базой для принятия вполне осознанных и обоснованных решений. Очень важно, чтобы в ходе финансового прогнозирования (особенно долгосрочного) была обязательно учтена инфляционная составляющая и на нее была бы сделана корректировка во всех расчетах.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. РОЛЬ ДОЛГОСРОЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.

        Финансовая стратегия любого предприятия определяется стратегическими целями, стоящими перед предприятием, а также целями самого финансового менеджмента. Как известно, главная цель финансового менеджмента - обеспечение роста благосостояния собственников, максимизация рыночной стоимости компании. Следовательно, финансовая стратегия компании - это генеральный план действий по своевременному обеспечению предприятия финансовыми ресурсами (денежными средствами) и по их эффективному использованию с целью   капитализации компании.

Финансовая стратегия  предприятия, охватывая все стороны  деятельности предприятия, включает в  себя:

  1. оптимизацию основных и оборотных средств;
  2. управление капиталом;
  3. оптимизацию распределения прибыли;
  4. политику в области безналичных расчетов;
  5. налоговый менеджмент;
  6. политику в области ценных бумаг.

Перечисленные составляющие финансовой стратегии определяют объекты финансовой стратегии:

  • доходы и поступления средств;
  • расходы и отчисления средств;
  • взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • кредитные взаимоотношения.

Предприятия могут разрабатывать  генеральную финансовую стратегию, оперативную финансовую стратегию  и стратегию выполнения отдельных  стратегических задач (стратегию достижения частных стратегических целей).

Генеральная финансовая стратегия это финансовая стратегия, определяющая деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия — это финансовая стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовые доходы и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что позволяет предусмотреть все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее в конкретном промежутке времени.

     Финансовая стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью  финансов является обеспечение предприятия  необходимыми и достаточными финансовыми  ресурсами.

Финансовая стратегия  предприятия в соответствии с  главной стратегической целью обеспечивает:

  • формирование финансовых ресурсов и централизованное стратегическое руководство ими;
  • выявление решающих направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством предприятия;
  • ранжирование и поэтапное решение задач;
  • соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;
  • объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;
  • создание и подготовку стратегических резервов;
  • учет экономических и финансовых возможностей самого предприятия и его конкурентов;
  • определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и умелый выбор направлений финансовых действий;
  • маневрирование и борьбу за инициативу для достижения решающего превосходства над конкурентами.

Для достижения главной стратегической цели в соответствии с требованиями рынка и возможностями предприятия  разрабатывается генеральная финансовая стратегия предприятия. В ней  определяются задачи формирования финансов и распределяются по исполнителям и  направлениям работы.

Задачи финансовой стратегии:

  • исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;
  • разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого ИЛИ кризисного финансового состояния предприятия;

 • определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

• выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

• обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно-хозяйственной деятельности;

• обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;

• определение способов проведения успешной финансовой стратегии и  стратегического использования финансовых возможностей, новых видов продукции и всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения;

• изучение финансовых стратегических взглядов вероятных конкурентов, их экономических и финансовых возможностей, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости;

• разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами предприятия в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий всего коллектива на его преодоление.

           При разработке финансовой стратегии особое внимание уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование.

          Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.

         Предложения по формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются на основе выводов финансового анализа предприятия по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия (построение прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках).

          В зависимости от внешних условий реализации того или иного варианта генеральной финансовой стратегии ежеквартально разрабатывается оперативная финансовая стратегия с учетом финансовых показателей, достигнутых в предшествующем квартале. При необходимости может быть разработана стратегия достижения частных целей как на год, так и на квартал.

          Рассматривая  главную стратегическую  цель  финансовой деятельности, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью развития предприятия в целом и реализуется с ней в едином комплексе. С развитием микроэкономической теории (а затем теории фирмы) менялись и подходы экономистов к определению главной цели функционирования предприятия, а соответственно и его основных функциональных управляющих систем. Модель максимизации прибыли базируется на теоретических подходах еще классической экономической теории, в частности, на выводе А. Смита о том, что максимизация прибыли отдельных субъектов хозяйствования ведет к максимизации всего общественного благосостояния.  

            Этапы стратегического планирования

Процесс, стратегического планирования состоит из семи взаимосвязанных этапов; осуществляется совместно руководством фирмы и сотрудниками маркетинговых служб.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

  • разработка общих целей;
  • определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2,5,10 лет);
  • определение путей и средств их достижения;
  • контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

            Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.

            Миссия предприятия

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели организации. Основная общая  цель организации обозначается как  миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев  для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет  логической точки отсчета для  выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Информация о работе Финансовая политика предприятия