Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:39, курсовая работа
Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отмечать её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики государства………. 7
§1. Содержание финансовой политики……………………………… 7
§2. Задачи финансовой политики и финансовый механизм………... 9
§3. Элементы финансовой политики………………………………… 11
§4. Типы финансовой политики………………………………………. 14
Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации и управление финансами в стране………………………………………… 18
§1. Финансовая политика Российской Федерации………………… 18
§2. Управление финансами в Российской Федерации……………... 23
§3. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития Российской финансовой политики………………. 28
Глава 3. Финансовая политика государства в условиях кризиса…... 37
Заключение…………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………. 50
Последние 10 лет в России тщательно выстраивалась современная налоговая система, напомнил В. Путин. В частности, изменилось налоговое администрирование, появилась плоская шкала подоходного налога - 13%, снижены ставки налога на прибыль, НДС и ЕСН, принят специальный режим для малого бизнеса, упрощена система налогообложения в сельском хозяйстве. Теперь настало время проверить ее на прочность. При этом "терроризировать" бизнес налоговики не должны, хотя и предприниматели должны понимать: кризис - не повод вести себя безответственно. "Выходить из кризиса нужно за счет реструктуризации производства, внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, а не за счет... ухода от налогообложения. Любые попытки "уйти в тень" под предлогом трудностей кризисного периода должны самым серьезным образом пресекаться", - пояснил премьер.
Владимир Путин призвал обратить внимание на повышение эффективности бюджетных расходов: несмотря на серьезный дефицит, уменьшения их общего объема в 2009 году не будет. Более того - расходы даже увеличатся - на 667 млрд рублей. С 1 декабря 2009 года базовая часть трудовой пенсии вырастет сразу на 31,4%, а не на 25%, как было запланировано. Ежемесячные выплаты ветеранам войны и инвалидам уже с 1 апреля увеличатся на 13%, а не на 8,5%. Индексация материнского капитала и детских пособий в 2009 году будет увеличена на столько же. Это также входит в пакет антикризисных мер - "это наша реакция на изменение макроэкономики, на инфляцию", - пояснил премьер. И это несмотря на то, что доходы бюджета-2009 снизятся по сравнению с 2008 годом на 27,6% - чуть меньше, чем на треть, сообщил А. Кудрин. По сравнению с запланированным уровнем снижение даже больше - 40%. Правительство создало и резерв на борьбу с кризисом - 130 млрд. рублей, рассказал А. Кудрин. Одно существенное сокращение, правда, предусмотрено - это расходы на содержание чиновников, кроме судейских в размере 38,7 млрд. рублей (22% от всех расходов на гос. управление). На столько же процентов сократятся и премии чиновникам. "Наши зарплаты не должны быть выше зарплат в реальном секторе", - пояснил А. Кудрин. Несмотря на сокращение премий чиновникам, довольствие федеральных министров не уменьшится: "Содержание министров, называется вознаграждение, оно дается стабильной суммой, и у нас не предусмотрены премии".
Что касается уточненного прогноза развития экономики в 2009 году, то в нем отразилось влияние кризиса с учетом мер, предпринятых властями, пояснила Э. Набиуллина. "Мы исходили из определенных оценок динамики мировой экономики. Внешние условия для развития российской экономики будут жесткими... Цены на нефть упали на 70%, на металлы - на 40%... Задолженность банков увеличилась с 175 млрд. до 500 млрд. А отток капитала составил примерно 80 млрд. долларов в этом году. Это те факторы, которые существенно влияют на состояние российской экономики", - рассказала глава минэкономразвития. По ее словам, российская экономика упадет на 2,2%. Но реализация антикризисных мер позволит "сгладить эффект внешних шоков".
Среди системообразующих
предприятий могут появиться
банкроты, не исключил А. Кудрин. Поддержка
из бюджета будет оказана
В настоящее время реализация антикризисного плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
Низшая точка падения российской экономики пройдена, и она постепенно начала восстанавливаться, так на финансовом форуме заявил первый заместитель председателя Центробанка РФ Алексей Улюкаев.
«Низшая точка пройдена в мае — начале июня, мы находимся на пути экономического восстановления, просто это очень долгое и трудное движение», — сказал он.
А. Улюкаев также отметил, что риски устойчивости восстановления российской экономики существуют.
Кроме того, он сообщил, что годовая инфляция в России на данный момент по отношению к соответствующей дате 2008 года составляет 9,4%, к концу года будет еще ниже.
По словам первого зампреда ЦБ, рост денежной массы на данный момент на 6,5% выше, чем за соответствующий период прошлого года.
«Мы имеем с точки зрения денежного рынка начало восстановления спроса на деньги», — сказал А. Улюкаев. По его словам, в октябре 2009 года мы вышли в область положительных значений. «На сегодняшнюю дату 6,5 процента – денежная масса выше за соответствующий период 2008 года», — сказал А. Улюкаев.
До конца года будет достигнут уровень примерно в 10%, прогноз на 2011 год – 15-20%, отметил он. «Выше этого не надо. Мы считаем это резонным темпом роста на деньги в тех макроэкономических обстоятельствах, которые мы имеем», — указал первый зампред ЦБ РФ.20
"Пик
кризиса преодолен, хотя
"Хотя прежде прогнозировалось, что в 2009 году в России падение ВВП составит 10 %, на деле же по итогам года составит 8,5-8,7%. Сокращение промышленного производства за год составит 13%".
Преодолеть кризис стране помогут накопленные резервы. В. Путин подчеркнул, что по этому показателю Россия находится на третьем месте в мире, объем международных резервов нашей страны составляет 444 млрд долларов.
По словам Владимира Путина, первые два квартала будущего года кризис еще будет серьезно ощутим, но затем станет легче. "В последние 5 месяцев происходит рост экономики – 0,5%. Я очень рассчитываю, что в середине следующего года эти показатели будут более значимыми", - надеется глава правительства.
В. Путин подтвердил прогноз по инфляции первого замперда ЦБ РФ Алексея Улюкаева. По итогам года она составит около 9%. Напомню, что в последнюю неделю ноября инфляция была нулевой, за весь прошлый месяц она составила 0,3%, с начала года – 8,4%. Официальный прогноз Банка России по инфляции в будущем году году составляет 9-10%.21
Премьер так же отметил, что российской экономике во время нынешнего мирового экономического кризиса удалось избежать тяжелых последствий, которые были после дефолта 1998 года.
«В сегодняшнем кризисе, кризисе 2009 года, мы этого не допустили. Мы сохранили банковскую систему, она функционирует», - сказал премьер.
Он напомнил, что десять лет назад инфляция резко увеличилась до 84% в годовом исчислении. Пропали вклады населения в ряде банков, и многие кредитные организации обанкротились.22
Экономический кризис в целом привел к снижению реальных доходов граждан страны. Об этом, выступая на Съезде Всероссийской политической партии «Единая Россия», заявил премьер-министр РФ Владимир Путин.
«Мы не могли помочь каждому, кто почувствовал на себе последствия кризиса. Мы не в праве забывать о тех, кто ждет помощи от государства. Я очень остро ощущаю ответственность и хочу, чтобы она передалась всем членам нашей партии», — сказал премьер.
По его словам, завершение рецессии не означает, что с ней исчезнут проблемы. Прежние факторы роста практически себя исчерпали. «Кризис со всей жесткостью показал нам, как дорого стране обходится отторжение инноваций, низкая производительность труда, косность, неповоротливость бюрократии», — отметил глава правительства.
Путин назвал ключевые направления деятельности правительства в 2010 году – это обеспечение устойчивой работы системообразующих предприятий, развитие программных продуктов и инновационных технологий, стимулирование высокотехнологичного экспорта, развитие жилищного строительства, поддержка внутреннего спроса, в том числе, значимой отрасли автопрома, борьба с безработицей (на эти цели будет выделено 35 млрд. рублей), решение проблем моногородов.
Кроме того, отметил
премьер, в 2010 году в стране будет создана
«дополнительная подушка безопасности»
в виде антикризисного фонда в объеме 195
млрд. рублей. Эти деньги предназначены
для оперативного реагирования на возможные
возникающие проблемы.23
Заключение.
В заключении своей курсовой работы на тему «Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране» сделаем следующие выводы.
В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
Стратегическими целями бюджетной политики являются- снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Как следует из доклада о социально-экономическом развитии РФ за I полугодие 2009 года,
негативное влияние мирового экономического кризиса на российскую экономику не ослабевает.
Так, за первые шесть месяцев текущего года ВВП снизился на 10,1% против соответствующего показателя 2008 года, промышленное производство сократилось на 14,8%, инвестиции в основной
капитал – на 18,2%. Вместе с тем, показатели июня-июля позволяли ряду аналитиков прогнозировать снижение темпов падения экономики во второй половине текущего года на фоне оживления экономической активности, связанной с ростом кредитования. Однако, по мнению экспертов, при низкой экономической активности за рубежом меры, направленные на
стимулирование банковского кредитования, вряд ли будут эффективными, поскольку не улучшат внешний спрос на российскую промышленную продукцию.
Среди основных источников кризиса в России называются падение цен на нефть и другие товары российского экспорта, возникновение дефицита платёжного баланса и усиление зависимости страны от притока иностранных инвестиций, нарастающая внешняя корпоративная задолженность и низкая вероятность погашения долгов без помощи государства.
В целом Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. В острой фазе кризиса крупнейшие финансовые группы оказались в полной зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций.
Неоднозначная валютная политика заморозила активность кредитных институтов. В ожидании снижения валютного курса банки были не склонны давать рублёвые кредиты, а ссуды в иностранной валюте по той же причине не хотели брать потенциальные заёмщики. Были приняты меры по предотвращению коллапса кредитной системы. Банкам предоставили значительные финансовые ресурсы для преодоления кризиса ликвидности. С одной стороны, это должно было способствовать поддержанию производственной активности. С другой стороны, сохранение
устойчивости
банковской системы непосредственно
связано и с задачей
700 тыс. рублей.
Правительство предложило широкий набор стимулов для развития реального производства, включая снижение налогов, меры по поддержке малого бизнеса, формирование списка пользующихся особым вниманием государства системообразующих предприятий. К этим мерам нельзя отнестись однозначно. Существуют серьёзные сомнения ряда аналитиков в эффективности мер прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счёте, – в неэффективности многих производственных секторов.
Информация о работе Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране