Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отмечать её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики государства………. 7
§1. Содержание финансовой политики……………………………… 7
§2. Задачи финансовой политики и финансовый механизм………... 9
§3. Элементы финансовой политики………………………………… 11
§4. Типы финансовой политики………………………………………. 14
Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации и управление финансами в стране………………………………………… 18
§1. Финансовая политика Российской Федерации………………… 18
§2. Управление финансами в Российской Федерации……………... 23
§3. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития Российской финансовой политики………………. 28
Глава 3. Финансовая политика государства в условиях кризиса…... 37
Заключение…………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………. 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование  всех средств, в т.ч. тех, которые  в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

     Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. 15

     После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся  для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор  путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически  связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается  под такими путями процесс определения  приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика  поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.16

     Проблема  выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Существует и  организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

     Из  всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы.

1. Сформированные  подходы к определению финансовой  политики позволяют расширить  понятийный аппарат, углубить  понимание теоретических аспектов  этой сферы деятельности.

2. Проведенный  даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

3. Для формирования  предложений по усилению единой  финансовой политики России целесообразно  было бы создать соответствующий  временный рабочий орган или  комиссию при Президенте РФ  или Правительстве РФ с целью  подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

4. Существование  рациональной финансовой политики  субъектов Российской Федерации  является положительным фактором  развития экономики государства  и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных фин.органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. Одновременно  в рамках субъектов РФ целесообразно  создать единый механизм тесного  взаимодействия всех управлений  и представительств Министерства  финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ. 17

Глава 3.  Финансовая политика государства в  условиях кризиса.

      В настоящее время  практически каждая стране не зависимо от степени интеграции экономики в мировую  финансовую систему,

      Переживает  кризис разной глубины  и специфики. В  силу различий в исходных условиях и уровне развития государств, не существует универсальных рецептов по преодолению кризиса.

      С целью минимизации  последствий разбалансировки  мировых финансово-экономических  связей на государственном  уровне принимаются  различные антикризисные  меры, направленные на стабилизацию финансового, реального, государственного сектора экономики и сокращение сроков выхода на докризисные параметры. Обзор финансовых механизмов применяемых сопредельными государствами, исследование их сильных и слабых сторон, позволяет выбрать уникальный способ выхода из кризиса с учетом возможностей отечественной экономики. 

      Финансовая  политика любого государства должна быть нацелена на построение такого финансового  механизма, который позволяет с  наибольшей эффективностью обеспечивать достижение стратегических и тактических целей, заявленных в долгосрочной программе социально-экономического развития страны на перспективу. В условиях кризиса задача финансовой политики состоит в максимальном сокращении сроков перехода от спада к

оживлению активности путём задействования всех составляющих: бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики.

      После десяти лет динамичного экономического роста Россия сталкивается с серьезнейшими  экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию имеет свою специфику. Это связано с накопленными деформациями структуры экономики, высокой зависимостью от экспорта природных ресурсов, слабой конкурентоспособностью не сырьевых секторов экономики, неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые.

Мировой ВВП  по прогнозам снизится в 2009 году почти  на полпроцента, в США - на 2,6-2,7 процента, в Японии - на 5-5,8 процента. Экономика  Евросоюза может сократиться на 2,1-2,5 процента. Практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения. Положительные темпы роста сохранятся в Индии и Китае, но и там они упадут почти в два раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП также может уменьшиться более чем на 2 процента.

     С сентября 2008 года, когда мировой  экономический кризис начал оказывать  серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, а в марте 2009 г. были приняты поправки в бюджет – антикризисная программа правительства на 2009г. Они включают оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы.18

      В отечественной экономики на сегодняшний день существуют следующие проблемы: высокая зависимость от экспорта природных ресурсов, недостаточная конкурентоспособность не сырьевых секторов экономики, недостаточная развитость банков. Теперь России для выхода из кризиса надо найти внутренние источники роста, констатируют многие экономисты. Антикризисные приоритеты правительства на сегодняшний день: выполнение социальных обязательств, сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала, наращивание внутреннего спроса, ускорение модернизации страны, снижение административных барьеров для бизнеса, усиление финансовой системы, а также ответственная макроэкономическая политика.

     В частности, правительство обещает  помощь в реструктуризации ипотечных  долгов потерявшим работу и поддержку  образовательного кредитования. Процент по кредиту на обучение для студентов не превысит 11,5% в год, будет также рассмотрена возможность фиксации платы на весь период обучения в рублях. Образовательные учреждения смогут создавать малые предприятия, на которых будут работать выпускники. Представлены и меры по борьбе с безработицей - увеличение пособия, мониторинг увольнений, развитие малого предпринимательства. "Это один из важнейших приоритетов", - обращает внимание Э. С. Набиуллина. На переподготовку будут отправлены 173 тысячи человек, будет организовано 982 тысячи временных рабочих мест. Адресную поддержку при переезде в другой регион на работу получат 15 тысяч граждан.

     Целый комплекс мер предусматривает поддержку  промышленности. Часть процентных ставок по кредитам на технологическое перевооружение отечественным предприятиям автомобилестроения будет субсидирована из федерального бюджета. На эти цели предполагается потратить 2,5 млрд рублей. Также среди мер - введение временных таможенных преференций для ряда отраслей машиностроения. Неэффективные предприятия государство поддерживать не будет. Правительство поможет и регионам в обеспечении социальных обязательств, содействии занятости и поддержке реального сектора. Они получат 300 млрд рублей. На 20 млрд больше получит и оборонный комплекс. Дополнительную поддержку получит система обязательного медицинского страхования. Население будет лучше обеспечено лекарствами. Правительство также подумает над тем, чтобы ввести отсрочку платежей по кредитам на реализацию приоритетных инвестпроектов, находящихся в стадии завершения, на 1-2 года. Перечислены и макроэкономические цели - борьба с инфляцией и долларизацией, осторожное регулирование тарифов, а также удешевление кредитов.

Премьер В.В. Путин  также перечислил основные параметры бюджета. Доходы - 6,7 трлн рублей, расходы - 9,7 трлн рублей.

     "Нетрудно  посчитать, - сказал В. Путин, - получается 3 трлн рублей дефицита, это почти  50% доходной части бюджета и  составляет 7,4% ВВП. Это немало, но  и не запредельно. Считаю, что  мы ведем себя ответственно в этой ситуации". Речь идет не просто об адаптации бюджета к новым экономическим условиям: изменения принципиальные, они определят финансовую политику страны на перспективу, пояснил глава правительства. Ведь еще несколько лет бюджет, скорее всего, будет дефицитным, и это требует от правительства формирования "консервативной бюджетной стратегии". По словам премьера, весь дефицит будет покрыт за счет средств Резервного фонда, и только если его не хватит, могут потребоваться заимствования - но только на внутренних рынках. Размер таких займов может составить 1% ВВП, пояснил журналистам Алексей Кудрин. "Прибегать здесь к помощи печатного станка было бы неразумно и крайне опасно", - предупредил Владимир Путин. Если денег будет напечатано больше, чем произведено товаров, начнется "тривиальный рост цен и, в конечном итоге, обман граждан". "Это безответственная экономическая политика, и по такому пути мы с вами не должны идти", - заключил он. Владимир Путин добавил, что план снижения бюджетного дефицита надо иметь уже сейчас и неукоснительно ему следовать в 2010 году и в дальнейшем.

     Кроме того, изменилась структура поступлений  в бюджет. Конъюнктура мировых  цен на энергоносители и другое сырье  остается труднопредсказуемой: реализация традиционных товаров российского экспорта - нефти, газа, металлов, химии, удобрений - затруднена. Нельзя, по мнению В. В. Путина, и рассчитывать на получение дополнительных нефтяных доходов, которые "одним махом, одним щелчком решат все наши проблемы". "Такого не будет", - отрезал он. Ключевым источником бюджета станут регулярные налоги с предприятий и граждан - они мало подвержены колебаниям сырьевой конъюнктуры.

Информация о работе Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране