Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отмечать её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики государства………. 7
§1. Содержание финансовой политики……………………………… 7
§2. Задачи финансовой политики и финансовый механизм………... 9
§3. Элементы финансовой политики………………………………… 11
§4. Типы финансовой политики………………………………………. 14
Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации и управление финансами в стране………………………………………… 18
§1. Финансовая политика Российской Федерации………………… 18
§2. Управление финансами в Российской Федерации……………... 23
§3. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития Российской финансовой политики………………. 28
Глава 3. Финансовая политика государства в условиях кризиса…... 37
Заключение…………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………. 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     Изменяется  в последнее время организация бюджетной системы. На смену централизованной бюджетной системы пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.

     Большое значение в плане активизации  финансовой политики имеет изменение практики перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального метода, осуществляемого посредством бюджета, все более широкое развитие получает горизонтальное перераспределение средств, посредством которого финансовые ресурсы перераспределяются между экономическими субъектами исходя из спроса и предложения.

       Широкое распространение получила  система внебюджетных фондов государства. Она позволяет сконцентрировать необходимые средства для целевого финансирования социальных расходов (Негосударственные пенсионные фонды).

     Развитие  рыночных методов управления привело к демонополизации страхового дела и появлению страхового рынка — созданию независимых частных страховых компаний, введению новых отраслей и видов страхования, изменению в соотношении между обязательной и добровольной формами страхования в пользу последней.

     Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

     Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, снижение темпов инфляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета.

     Главная задача бюджетной политики России на ближайшие годы – не увеличивать расходы. Как передает РБК, об этом на финансовом форуме заявил вице-премьер — министр финансов РФ Алексей Кудрин.

По его словам, низкие бюджетные расходы — это «фундаментальная вещь». Контролируя расходы бюджета, есть возможность создать условия для кредитования банками реального сектора экономики. «Условия кредитования в России должны быть не хуже, чем на иностранных рынках», — отметил

А. Кудрин.

     Как подчеркнул вице-премьер, «кризис подарил  такую возможность в виде снижения инфляции».

     Глава Минфина указал, что, обеспечив возможность для кредитования по низким ставкам, «экономика получит триллионы «длинных» денег». Он подчеркнул, что до кризиса правительству не удалось качественно управлять денежно-кредитной политикой.

     Как пояснил Кудрин, несмотря на то, что дополнительные доходы бюджета концентрировались в государственных фондах (сначала в Стабфонде, затем в Резервном фонде и Фонде нацблагосостояния), прирост ликвидности в экономике составлял около 50% в год.

     «В  результате мы получили две проблемы в одном флаконе — инфляцию и укрепление рубля», — отметил глава Минфина. По его словам, «это убивало развитие ряда отраслей промышленности, где были нужны «длинные» кредиты и низкие ставки».8

     В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета.

     Изменения в налоговом законодательстве происходят и по сей день. В обнародованной последней редакции основных направлений  налоговой политики на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов,

Минфин России предложил мероприятия, которые  предусматривают изменение в 2008-2010 годах налогового законодательства. А именно налогового администрирования, порядка исчисления и уплаты отдельных  налогов и сборов. Все эти мероприятия  отражены в основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством РФ в марте 2007 года. Федеральные органы исполнительной власти, должны учитывать основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2008 год и на период до 2010 года.

     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования на трехлетний период позволяют  определить для всех участников налоговых  отношений среднесрочные ориентиры  в налоговой сфере. Это приведет к росту стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, но этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.9

     Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных высокоэффективных проектов на конкурсной основе. Предоставление государственных гарантий будет производиться в рамках имеющихся бюджетных средств. Будет расширяться практика применения инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики государства.

     Дальнейшее  развитие получат расходы бюджета  на социальные нужды.

Продолжается  совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

·реформирование бюджетной системы в целом  на основе самостоятельности и равноправия всех бюджетов;

·установление регламента бюджетного процесса; уточнение  системы межбюджетных отношений;

·укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

     Большое внимание уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.10

       

§2. Управление финансами  в Российской Федерации.

     Управление  финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.

     Это Федеральное Собрание и его две  палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Основные  задачи:

1.    Рассмотрение и утверждение федерального бюджета России.

2.    Утверждение отчета о его исполнении.

3.   Рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах.

4.   Установление предельного размера внутреннего и внешнего государственного долга.  

·     Министерство финансов и его органы на местах.

Основные задачи:

1.   Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики.

2.   Составление проекта и исполнение федерального бюджета.

3.   Обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка.

4.   Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

5.   Разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов.

6.   Совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.

7.   Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.  

Функции Министерства Финансов:

1.   Участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

2.   Организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

3.   Обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;

4.   Разрабатывает с участием Государственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы; принимает участие в определении ценовой политики; принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

5.   Разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;

6.   Разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

7.   Осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ.  

Важнейшие департаменты Министерства финансов:

·     бюджетный департамент;

·      отраслевые департаменты финансирования промышленности;

·     строительства и строительной индустрии; транспортных систем и связи;

·      сельского хозяйства пищевой промышленности и охраны природы;

·     оборонного комплекса и др;

·      иностранных кредитов и внешнего долга;

·     налоговых реформ;

·     государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.

     Важным  подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

·     Государственная налоговая служба РФ.

Призвана осуществлять контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в  бюджет всех обязательных платежей.

Налоговые инспекции - органы Государственной налоговой службы РФ на местах.

Налоговые инспекции обязаны:

1.Действовать  в строгом соответствии с законодательством;  осуществлять контроль за соблюдением  налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

2.Вести в установленном  порядке учет налогоплательщиков; проводить проверки налогоплательщиков; ежемесячно представлять финансовым  органам и органам федерального  Казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

3.Информировать  Министерство финансов обо всех  случаях неуплаты предприятиями  налогов;

4.Осуществлять  возврат излишне уплаченных налоговых  сумм и неправильно изъятых  с налогоплательщиков штрафов  и пеней.

     С деятельностью Государственной  налоговой службы была тесно связана  работа Департамента налоговой полиции  РФ, созданного в Июле 1993 года. Права  и обязанности которой были определены Законом о федеральных органах  налоговой полиции.

     В конце декабря 1995 года Департамент был переименован в Федеральную службу налоговой полиции, которая получила новые более расширенные полномочия. Эта мера была направлена на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области налогообложения, с целью повышения собираемости налогов.

·Государственный  таможенный комитет  РФ.

Информация о работе Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране