Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отмечать её системный характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную деятельность государства. Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими для проводимой в настоящее время в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор инструментов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность и цели финансовой политики государства………. 7
§1. Содержание финансовой политики……………………………… 7
§2. Задачи финансовой политики и финансовый механизм………... 9
§3. Элементы финансовой политики………………………………… 11
§4. Типы финансовой политики………………………………………. 14
Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации и управление финансами в стране………………………………………… 18
§1. Финансовая политика Российской Федерации………………… 18
§2. Управление финансами в Российской Федерации……………... 23
§3. Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития Российской финансовой политики………………. 28
Глава 3. Финансовая политика государства в условиях кризиса…... 37
Заключение…………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы……………………………………. 50

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

Под бюджетной политикой  понимают определение  государством:

    1. источников формирования доходов государственного бюджета;
    2. приоритетных направлений расходов бюджета;
    3. допустимых пределов разбалансированности бюджета;
    4. источников финансирования бюджетного дефицита;
    5. принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

     В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

     Под кредитно-денежной политикой  понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

     В кредитно-денежной политике относительную  самостоятельность приобретают  эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

     Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

     Инвестиционная  политика предполагает повышение роли бюджета в развитии государства, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

     Социальная  политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

     Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

     Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

     Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности  которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

     Государство защищает свои интересы и содействует  росту авторитета страны, участвует  в деятельности международных организаций, принимает участие в формировании финансовых фондов этих организаций  и в финансировании совместных программ.

       Финансовая политика международных  финансовых организаций направлена  на оказание финансовой помощи  государствам, переживающим финансовый  кризис или испытывающим финансовые  трудности. Помощь, как правило,  оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

     Помощь  международных финансовых организаций  оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

     В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу - обеспечение  сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.5 
 
 
 
 

§4. Типы финансовой политики.   

           
 

Классическая  политика.

     Являлась  основным типом финансовой политики большинства стран до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

     Основные  направления:

  • невмешательство государства в экономику,
  • сохранение свободной конкуренции,
  • использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

   Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогов (в основном косвенные и имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

   Система управления финансовой деятельности была проста и сосредотачивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая  финансовая политика

 

  Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены  труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

Основывалась на необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования  финансового механизма для регулирования  экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения.

     Основной  инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.

     Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

     Изменяется  система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

     В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

     В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства государства в экономику и социальную область в целом, существенно его ограничила.

     Финансовый  механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

     Следует отметить, что различные разновидности  регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции. 

Планово-директивная  финансовая политика.

     Применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой.

     Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

     Ее  цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Управление финансами  осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми  вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

     Планово-директивная  финансовая политика проводилась практически  во всех бывших социалистических странах. Показала свою достаточно высокую эффективность  в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.6

     Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации  и управление финансами  в стране. 

§1.  Финансовая политика Российской Федерации.

     Отказ во второй половине 80-х годов от монополии  государственной собственности  на средства производства стал причиной кризиса планово-директивной финансовой политики СССР.

     В 1991-1996 гг. Стала проводиться принципиально  новая финансовая политика, базирующаяся на использовании элементов рыночного механизма  и системе государственного регулирования экономики.

     Создание  рыночных отношений немыслимо без  проведения принципиально новой  финансовой политики. Проведение такой  политики потребовало в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам

были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок. 7

     Основа  современной финансовой политики — это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

     Разрабатывается  принципиально новый финансовый механизм, основанный на отказе государства от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводе их на  налоговую основу, которая ставит заслон произвольному изъятию доходов. Снижение налогового изъятия возможно только при сокращении расходов бюджета. Проблема изменения расходов бюджета имела два главных аспекта:

1. Сокращение  расходов в целях уменьшения  бюджетного дефицита.

2. Изменение  порядка предоставления бюджетных  средств. 

      Получила  новое направление система государственного кредита. Государство стало использовать его рыночные формы — различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

Информация о работе Финансовая политика и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране