Финансовая несостоятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Теоретической и методологической основой работы являются научные исследования зарубежных и отечественных авторов по проблемам прогнозирования банкротства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………….7
1.1 Понятие банкротства и его экономическое содержание…………………...........7
1.2 Причины банкротства……………………………………………………….........10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКРОТСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ………………………………………………………………………………….16
2.1 Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством…...16
2.2 Анализ процесса банкротства предприятий в России………………………….19
2.3 Последствия от криминальных банкротств на экономику государства……….21
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………………26
3.1 Оценка риска банкротства предприятий на примере Иркутской области…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

банкротство.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

       • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

       При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку  платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.

       В соответствии со ст.7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику .

       Неизбежное  в условиях формирования рыночной экономики  реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных  предпосылок для развития эффективных  взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок - наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом - сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

       Для определения наличия признаков  банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника юридического лица, вытекающих из такого участия. Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пеня) не учитываются при определении размера денежных обязательств. Размер обязательных платежей принимается во внимание без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций.

       Дело  о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.

       Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве преследует две  основных цели (для достижения каждой из которых выработаны особые средства).

       Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота  субъектов, не способных функционировать, принося прибыль и добросовестно  исполняя свои обязательства перед  контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна только оздоровить экономику.

       Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых, быстро (чтобы они не успели причинить  более значительных убытков кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса  интересов, как должника, так и кредиторов и государства.

       Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового положения должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным финансовым потенциалом. 

1.2 Причины  банкротства 

       В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежало одному собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к другому.

       Ситуация  совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству цивилизованного  рынка. Проблема неспособности предприятия  платить по своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.

       Следует уяснить существующие объективные  условия для массовой несостоятельности  предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены, прежде всего, непродуманностью экономической концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров, а также явились следствием:

       • разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;

       • необоснованности и поспешности проведения приватизации;

       • замедленного развития организационно-правовых основ развития экономики;

       • наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих необходимость перехода к рыночным отношениям;

       • неудовлетворительного финансово-экономического положения в стране и субъектах РФ;

       • затухающих темпов инновационных процессов;

       • высоких темпы инфляционных процессов.

       Переход к рынку означает тяжелый структурный  кризис экономики. Огромное количество предприятий становится ненужными. Не нужна их продукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по цепочке начинают сворачивать производство поставщики и потребители предприятия. Рынок создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям, нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным условиям, нет, и создание их - вопрос времени. В стране возникает явление так называемого "штопора кризиса": одновременно все производители из-за неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время появляются иностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и надёжные каналы инвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться. Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовым явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.

       Банкротство - это цивилизованная форма недопущения  физической остановки производства. Предприятие может формально  существовать долго, накапливая долги  и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение порядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на текущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российских предприятий.

       Введение  процедур банкротства позволяет  отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок.

       Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

       План  внешнего управления может предусматривать  следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

       • перепрофилирование производства;

       • закрытие нерентабельных производств;

       • ликвидация дебиторской задолженности;

       • продажа части имущества должника;

       • уступка прав требования должника;

       • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

       • продажа предприятия (бизнеса) должника.

       Продажа части имущества должника может  быть осуществлена после инвентаризации и оценки посредством проведения открытых торгов. Таким же образом осуществляется уступка прав требования должника.

       Исполнение  обязательств должника третьим лицом  допускается при условии, если такое  исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

       При продаже предприятия (бизнеса) должника отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления  предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

       Важно отметить, что при продаже предприятия  денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом  не включаются в состав предприятия. Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

       Продажа предприятия производится путем  проведения открытых торгов. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника и используется для погашения требований кредиторов.

       Данный  механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический  комплекс. В этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности осуществления производственного процесса, а, следовательно, к прекращению выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

       Оптимальным вариантом для предприятия-должника представляется привлечение в качестве акционеров своих непосредственных поставщиков и потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную взаимосвязанную систему хозяйствования, где участники заинтересованы в поддержании стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как это напрямую связано с их собственным положением. Данный принцип широко используется многими успешными западными корпорациями.

       Рассматривая  различные способы восстановления финансового состояния предприятий, следует отметить возможность проведения реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятым порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на вполне весомую пользу для государства и для самих предприятий, применение процедуры реструктуризации массовым явлением не стало. Предприятия не торопятся заключать договоры реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства тоже мало кого пугает, так как все понимают, что массового банкротства государство допустить не может. Один из возможных выходов из этого положения - изменение сложившейся практики реструктуризации задолженности в сторону обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по инициативе государственных органов.

       Таким образом, назрела острая необходимость  инвентаризации взаимной задолженности. Если предприятия готовы начать "новую  жизнь", то имеются все основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором, сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также требуется переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию.

       Балансы предприятий необходимо "расчистить" от накопленных неплатежей, поскольку во многих случаях происходит самовозрастание задолженности из-за преобладания в ее структуре штрафов и пени и искажение финансового состояния предприятий. Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственного завышения цен, возникающего как реакция "естественных монополий" на уже имеющиеся неплатежи покупателей. Рост всех видов неплатежей в значительной мере обусловлен несовершенством складывающейся под воздействием мировых цен и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях российской экономики.

Информация о работе Финансовая несостоятельность предприятия