Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 14:29, курсовая работа
Теоретической и методологической основой работы являются научные исследования зарубежных и отечественных авторов по проблемам прогнозирования банкротства.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………………………………….7
1.1 Понятие банкротства и его экономическое содержание…………………...........7
1.2 Причины банкротства……………………………………………………….........10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БАНКРОТСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ………………………………………………………………………………….16
2.1 Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством…...16
2.2 Анализ процесса банкротства предприятий в России………………………….19
2.3 Последствия от криминальных банкротств на экономику государства……….21
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РИСКА БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ…………………………………………………………………………26
3.1 Оценка риска банкротства предприятий на примере Иркутской области…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….33
Однако это не единственная мера в отношении отдельно взятой организации, так как нет гарантии от повторного накопления долгов.
В настоящее время при наличии развитого рынка капиталов, возможно, провести весь цикл процедур по "расчистке" балансов: от их разделения до рекапитализации. Однако без участия государственных органов данную проблему решить невозможно.
Таким
образом, подводя итог, можно сказать,
что сегодняшнее тяжелое
Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексные усилия по восстановлению платежеспособности, эффективно используя законодательные процедуры банкротства и методы антикризисного управления. Конкретный перечень мероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника, масштаба кризиса и значимости данного предприятия.
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ БАНКРОТСТВА И ЕГО ВЛИЯНИЕ
НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
2.1
Процедура банкротства в
Несостоятельность
(банкротство) - признанная арбитражным
судом или объявленная
Признаками банкротства является: неспособность должника в течение 3-х месяцев удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей (штрафы, пеня при этом не учитываются), при этом на день обращения в суд задолженность юридического лица должна быть не менее 500 минимальных заработных плата гражданина - не менее 100 минимальных заработных плат, при этом у гражданина сумма обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.
Закон обязывает должника обратиться в суд с иском о признании его банкротом в случаях: принятия общим собранием учредителей или собственником решения об обращении в суд с заявлением должника; когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; если стоимость имущества ликвидируемого по решению учредителей или собственника должника - юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.
Арбитражные
суды возбуждают дело о банкротстве
на основании надлежаще
Закон
устанавливает следующие
- наблюдение вводится с момента принятия судом заявления о признании должника банкротом, в ходе которого арбитражный управляющий - лицо, имеющее лицензию арбитражного управляющего, зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица и зарегистрированный в арбитражном суде как арбитражный управляющий, обязан провести анализ финансового состояния должника для определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, созывает собрание кредиторов, которое решает вопрос о применении определенной процедуры банкротства, утверждения кандидатуры арбитражного управляющего, составляет реестр кредиторов. С момента введения наблюдения приостанавливаются исполнительные производства в отношении должника, а имущественные требования могут быть предъявлены только арбитражному управляющему, сделки по распоряжению имуществом органы управления могут совершать только с согласия арбитражного управляющего, приостанавливается деятельность органов управления должников по вопросам реорганизации, участия в уставном капитале вновь создаваемых юридических лиц, выплате дивидендов, размещении эмиссионных ценных бумаг и т.д. Срок наблюдения от 3 до 5 месяцев.
-
внешнее управление - действия арбитражного
управляющего по
Закон устанавливает упрощенные процедуры банкротства:
• банкротство ликвидируемого должника - упрощенная процедура банкротства, при котором сразу открывается конкурсное производство причем, конкурсным управляющим может быть назначен председатель ликвидационной комиссии, а кредиторам предоставляется 1 месяц для предъявления своих требований к ликвидируемому должнику;
• банкротство отсутствующего должника - суд в 2-х недельный срок принимает решение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства; при обнаружении имущества такого предприятия в ходе конкурсного производства сумма от его реализации направляется на покрытие судебных расходов, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на удовлетворение требований кредиторов.
Проведение
государственной политики по предупреждению
банкротства и обеспечению
В целях предупреждения банкротства Федеральная служба по не состоятельности (банкротству) ежегодно до 15 марта направляет предприятиям, включенных в перечень организаций подлежащих финансовому мониторингу уведомление о проведении мониторинга и сроках предоставления службе необходимых для этого документов. В такой перечень включаются организации, входящие в число 100 крупнейших компаний РФ по рыночной стоимости; организаций с численностью свыше 10 000 человек; субъектов естественных монополий; градообразующих предприятий, имеющих фактическую численность свыше 1 000 человек (распоряжение ФСДН № 13-р от 13.03.99 г.)
Совет по делам о несостоятельности (банкротстве), в задачи которого входит отслеживание процессор в социально-экономической сфере организаций области координацию действий органов власти и управления при инициировании процедур банкротства, выявление организаций с признаками банкротства, выработка предложений по судебной санации, подготовка предложений по кандидатурам арбитражных управляющих.
Указом
Президента № 199 от 14.02.96 г. установлена
обязанность судебных приставов
обращать взыскание на недвижимость
по исполнительным листам только в третью
очередь (после не участвующих в производстве
имущества и готовой продукции) и после
уведомления ФСДН, и ГНИ, ФСДН имеет возможность
возбудить в суде дело о банкротстве предприятия-должника
при получении уведомления.
2.2
Анализ процесса банкротства предприятий
в России
Как известно, в настоящее время наряду с традиционными экономическими правонарушениями - хищениями, мошенничеством и другими противозаконными прегрешениями, возникли новые виды корыстных преступлений, которые связаны с сокрытием собственно имущества и так называемых имущественных обязательств от кредиторов. По оценке милицейских аналитиков, наибольшую опасность стали представлять действия современных “комбинаторов от экономики” по умышленному созданию мнимых условий неплатежеспособности предприятий, а также ложному объявлению об их банкротстве, причиняющие крупный ущерб другим собственникам и государству.
Сложившаяся на рынке собственности ситуация свидетельствует об активизации криминальных структур, стремящихся получить контроль над действующими производствами и предприятиями. Одним из способов захвата предприятий является криминальное банкротство. Необходимо отметить, что банкротство - это процедура, предусмотренная гражданским законодательством и предназначенная для защиты интересов кредиторов. Однако определенными криминальными структурами данная процедура используется в корыстных целях. О степени же влияния на экономику и безопасность государства процедуры банкротств говорит тот факт, что если за пять лет применения Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий ” с 19 ноября 1992 до 1997 года в арбитражных судах было рассмотрено всего около 4 тысяч дел о предприятиях-должниках, то в текущем году процедуру банкротства проходят уже свыше 165 тысяч предприятий. Их общая задолженность по реестру составляет 125 миллиардов рублей, из которых 110 млрд. 500 тыс. руб. недополучены бюджетом и внебюджетными фондами. Из этого долга было погашено всего 11 млрд. 900 тыс. руб., однако из этих денег государство получало лишь малую часть. Сумма задолженности в бюджет находящихся в столичной области предприятий-банкротов достигла шести с половиной миллиардов рублей.
Не секрет, что наибольшее количество банкротств приходится на предприятия наиболее привлекательных отраслей экономики. В настоящее время к ним следует причислить сельское хозяйство, строительную индустрию, торговлю и пищевую промышленность, оборонный комплекс. Понятно, что недостаточная эффективность правового регулирования экономики используется многими, выражаясь казенным языком, субъектами хозяйствования для решения своих имущественных проблем за счет других собственников, акционеров и государственного бюджета, да еще зачастую - путем умышленного приведения предприятий к пресловутой несостоятельности.
Напомню, что чаще всего используются несколько способов банкротства предприятий. Прежде всего, следует отметить такой прием “неправильной экономики”, как создание фиктивной кредиторской задолженности. Руководитель предприятия, зачастую в сговоре с советом директоров или по непосредственному указанию крупных акционеров, заключает заведомо невыгодные или фиктивные договора на выполнение работ либо поставку товаров с фирмами-однодневками. Оформляются документы, подтверждающие выполнение обозначенных в договоре работ или, соответственно, поставку заказанных товаров. Впоследствии же, к чему и стремятся участники “проекта”, возникшая кредиторская задолженность по договорам уступки права требования долга стекается на реально существующую организацию, которая обращается с иском в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.
Причем,
несовершенство правовой базы не позволяет
контролировать деятельность арбитражных
управляющих при осуществлении
процедур банкротства. С введением
в действие в 2002 году Закона “О несостоятельности
(банкротстве)” контроль над деятельностью
арбитражных управляющих возложен на
некоммерческие партнерства - саморегулируемые
организации арбитражных управляющих.
Со стороны государства контроль над проведением
процедур банкротства практически не
осуществляется, чем, разумеется, не преминули
воспользоваться определенные криминальные
структуры. Они, по сути, профессионально
занимаются банкротством предприятий
и зачастую действуют под прикрытием саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
2.3
Последствия от криминальных
банкротств на экономику
В России активно развивается практика захвата крупных предприятий за счет фиктивных банкротств.
В недавнем Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил: "Что касается банкротства, то в этой сфере необходимо срочно навести порядок» .
Поточное
банкротство предприятий уже
успело стать доходным бизнесом. Мы
обязаны сделать механизм проведения
процедуры банкротства и
Сегодня процессы "стихийной" и "полустихийной" приватизации уже завершены. 26 апреля 2002 года вступил в силу новый закон, который определил будущее этих процедур, возможно, на несколько десятилетий вперед. В любом случае приватизация, к которой предъявлялись многочисленные претензии, ушла в прошлое. С развитием цивилизованного рынка ценных бумаг, усилением регулирующей роли ФКЦБ и движением в защиту общепризнанных принципов корпоративного управления связан упадок эры корпоративных компаний которые в своё время бесчинствовали на крупных российских предприятиях.
Информация о работе Финансовая несостоятельность предприятия