Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:44, реферат
Целью исследования темы дипломной работы является изучение экономической структуры бюджетного учреждения здравоохранения.
Для реализации поставленной цели темы исследования обозначены следующие задачи:
1) проанализировать финансово-экономическое состояние бюджетной организации;
2) провести диагностику расходов бюджетных средств и объемов платных услуг;
3) оценить эффективность использования бюджетных и внебюджетных доходов в исследуемом учреждении.
Введение
1. Современные тенденции финансирования здравоохранения в РФ
1.1 Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения
1.2 Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения
2. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения в РФ (на примере Чульманской городской больницы)
2.1 Характеристика финансово-экономического состояния бюджетной организации в динамике за 3 года
2.2 Анализ сметы расходов бюджетных средств больницы. Объемы расходов по обязательному медицинскому страхованию
2.3 Диагностика объемов платных услуг
2.4 Анализ эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
3. Оценка эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств для медицинского обслуживания населения п. Чульман
Заключение
Список литературы
В показателях хозяйственной деятельности больницы присутствует положительная динамика. По показателям использования основных фондов можно сделать следующие выводы: основные фонды учреждения сильно изношены, хотя в динамике постоянно обновляются, так как в 2006-2007 году политика предприятия как раз была направлена на повышение стоимости основных фондов: закупку оборудования, капитального ремонта и достройки сооружений. Коэффициент использования наличного оборудования больницы достаточно высок, это говорит об эффективности его загрузки. Спад этого показателя произошел только в 2007 году, когда некоторые виды оборудования: оборудование лучевой диагностики, аппараты лабораторных исследований были в ремонте. Коэффициенты обеспеченности запасами также высоки, это напрямую свидетельствует об эффективности вложения средств учреждения в материалы и предметы снабжения и об их использованию по назначению, повышению качества услуг. Коэффициент использования материалов имеет отношение к коммерческой деятельности учреждения, по положительной динамике можно сделать вывод о снижении себестоимости платных услуг и повышения финансового результата деятельности учреждения. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами имеет нестабильную динамику: в 2007 году наблюдается рост персонала предприятия, а в 2008 году спад. Это объясняет срочную политику учреждения по переподготовке кадров.
Таким образом, политику управления бюджетными и внебюджетными средствами предприятия можно охарактеризовать как достаточно эффективную в условиях недостатка целевого финансирования.
2.5 Исследование структуры управления бюджетными и внебюджетными средствами учреждений здравоохранения в Нерюнгринском районе
Система здравоохранения потребляет значительное количество материальных, кадровых и финансовых ресурсов. В настоящее время финансирование здравоохранения в РФ действует за счет нескольких источников: бюджетов различных уровней, средств обязательного медицинского страхования и доходов от коммерческой деятельности. Фактическое финансирование системы здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг. представлено ниже в абсолютных данных и в расчете на душу населения.
Таблица 15. Структура финансирования учреждений здравоохранения Нерюнгринского района за 2006-2008 гг.
Источник финансирования | 2006 год | 2007 год | 2008 год | |||
сумма, тыс. руб. | % к итогу | сумма, тыс. руб. | % к итогу | сумма, тыс. руб. | % к итогу | |
Федеральный бюджет (целевые федеральные программы) | 5,6 | 0,4 | 8,3 | 0,5 | 11,4 | 0,6 |
Бюджеты различных уровней | 797,4 | 57,2 | 827,7 | 53,2 | 1017,2 | 51,5 |
ОМС | 565,1 | 40,6 | 669,6 | 43,0 | 879,3 | 44,5 |
Доходы от предпринимательской деятельности | 25,3 | 1,8 | 50,7 | 3,3 | 68,6 | 3,4 |
Всего | 1393,4 | 100,0 | 1556,3 | 100,0 | 1976,5 | 100,0 |
В расчете на одного жителя, руб. | 7047,8 |
| 8192,8 |
| 9957,7 |
|
Анализ данных таблицы показал, что основным источником финансирования здравоохранения Нерюнгринского района является консолидированный бюджет, но его доля постепенно снижается. Отмечен также рост финансирования из федерального бюджета в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». В структуре бюджета здравоохранения по источникам финансирования за исследуемый период наблюдается увеличение доли средств ОМС, что объясняется финансированием больниц и амбулаторных учреждений по пяти статьям бюджетных расходов: заработная плата с начислением, питание, медикаменты, мягкий инвентарь и их количество постепенно увеличивается. Увеличение доли платных услуг связано с расширением перечня оказываемой медицинской помощи вне программы государственных гарантий. Основными видами оказываемых платных медицинских услуг в Нерюнгринском районе традиционно считаются – медосмотр, зубопротезирование, лабораторные услуги, а также в последнее время в медицинских учреждениях стала популярна аренда зданий и помещений. В целом структура финансирования бюджета отрасли здравоохранения в Нерюнгринском районе за 2006-2008 гг. существенных изменений не претерпела.
Поскольку автор работы не располагает точными сведениями по постатейной структуре расходов медицинских учреждений Нерюнгринского района в абсолютном (денежном) эквиваленте, анализ расходов проведен по видам затрат и видам медицинской помощи за 2006-2008 гг. в процентном соотношении на основании статистической формы №62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» по Нерюнгринскому району и Республике Саха (Якутия).
Динамика расходов по видам медицинской помощи представлена в таблице 16.
Таблица 16. Структура расходов по видам медицинской помощи в общем объеме Программы государственных гарантий оказания населению Нерюнгринского района бесплатной медицинской помощи за 2006-2008 гг.
Виды медицинской помощи | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Отклонения | |
2007 от 2006 | 2008 от 2007 | ||||
Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая дневные стационары | 32,6 | 33,6 | 33,4 | 1,0 | -0,2 |
Стационарная помощь | 61,6 | 60,5 | 60,8 | -1,1 | 0,3 |
Скорая медицинская помощь | 5,8 | 5,9 | 5,9 | 0,1 | 0,0 |
Итого: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | - | - |
Структура расходов в динамике за 3 года практически не изменилась. Появилась положительная тенденция в увеличении доли расходов на амбулаторную и скорую помощь и снижении доли стационарной помощи.
Рассмотрим структуру расходов системы здравоохранения с учетом всех источников финансирования в таблице 17.
Таблица 17. Структура расходов системы здравоохранения по источникам финансирования в 2006-2008 гг.
Статьи расходов | Государственные средства всех источников | Республиканский бюджет | Бюджеты муниципальных образований | Средства ОМС | Внебюджетные источники |
2006 год | |||||
Оплата труда с начислениями | 53,8 | 46,7 | 31,1 | 74,8 | 44,2 |
Прочие расходы | 16,8 | 22,9 | 33,5 | 0,8 | 9,6 |
Коммунальные услуги | 7,5 | 4,0 | 21,9 | 0,7 | 4,5 |
Увеличение стоимости основных средств | 6,9 | 19,2 | 3,1 | 0,0 | 12,0 |
Медикаменты и перевязочные средства | 9,7 | 4,1 | 4,0 | 17,8 | 12,2 |
Продукты питания | 3,4 | 1,7 | 2,6 | 5,3 | 6,9 |
ГСМ, транспорт | 1,3 | 1,0 | 3,6 | 0,004 | 7,7 |
Мягкий инвентарь и обмундирование | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 0,5 | 2,9 |
2007 год | |||||
Оплата труда с начислениями | 51,2 | 46,4 | 31,2 | 75,6 | 56,4 |
Прочие расходы | 15,4 | 20,3 | 30,3 | 0,8 | 3,2 |
Коммунальные услуги | 8,1 | 5,1 | 23,4 | 0,3 | 4,6 |
Увеличение стоимости основных средств | 7,0 | 20,3 | 2,0 | 0,0 | 15,6 |
Медикаменты и перевязочные средства | 10,6 | 4,3 | 5,3 | 16,3 | 14,1 |
Продукты питания | 3,6 | 1,9 | 2,9 | 5,4 | 3,2 |
ГСМ, транспорт | 1,5 | 1,1 | 3,8 | 0,1 | 2,6 |
Мягкий инвентарь и обмундирование | 2,6 | 1,7 | 1,1 | 1,5 | 0,3 |
2008 год | |||||
Оплата труда с начислениями | 50,6 | 46,3 | 30,9 | 70,3 | 46,9 |
Прочие расходы | 16,1 | 21,6 | 24,6 | 2,1 | 1,8 |
Коммунальные услуги | 8,0 | 3,9 | 28,1 | 0,0 | 5,1 |
Увеличение стоимости основных средств | 6,3 | 16,6 | 3,1 | 0,0 | 12,3 |
Медикаменты и перевязочные средства | 11,2 | 5,4 | 5,6 | 14,2 | 21,0 |
Продукты питания | 3,8 | 2,6 | 2,7 | 6,1 | 6,1 |
ГСМ, транспорт | 2,4 | 1,6 | 4,1 | 0,0 | 2,3 |
Мягкий инвентарь и обмундирование | 1,6 | 2,0 | 0,9 | 7,3 | 4,5 |
Анализ структуры расходов системы здравоохранения Нерюнгринского района по статистике практически не отличается от других регионов РФ. Основную часть расходов по всем источникам финансирования по-прежнему занимает оплата труда с начислениями. Динамика процентного соотношения расходов стабильна. Бюджетные средства в основном используются на капитальные расходы, оплату различных услуг. Внебюджетные источники преимущественно финансируют статьи расходов по заработной плате, медикаментам, увеличению стоимости основных средств учреждения. Средства фонда ОМС финансируют преимущественно оплату труда с начислениями, медикаменты, мягкий инвентарь и оборудование, продукты питания и коммунальные услуги, т.к. финансирование других статей за счет средств ОМС считается экономически нецелесообразным. В общем по структуре расходов системы здравоохранения можно сказать, что она достаточно эффективна, хотя имеет ряд недостатков, характерных для всех учреждений отрасли здравоохранения в РФ. Прежде всего, это отсутствие консолидированного финансирования и распределения средств в рамках региона, что значительно усложняет процесс сметного планирования и исполнения сметных назначений, а также внешние факторы, такие как скачкообразная инфляция в РФ в последний год.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ П. ЧУЛЬМАН
Одной из важных составляющих успешного развития сферы здравоохранения по-прежнему считается достаточная обеспеченность отрасли финансовыми ресурсами. В целом по стране финансирование здравоохранения составляет 2,9-3,0 % от валового внутреннего продукта, хотя рекомендуемый показатель – не менее 5 % ВВП. Вместе с тем дополнительные государственные расходы по приоритетному национальному проекту «Здоровье», начиная с 2006 года, вселяют надежду, что финансирование здравоохранения в России по остаточному принципу уходит в прошлое.[6]
Показателями эффективности использования средств финансирования являются показатели совокупных расходов на здравоохранение в сравнении с другими регионами и показатели реализации Программы государственных гарантий в регионе по объемам и финансовому обеспечению оказанной медицинской помощи в динамике за три года. Этот метод анализа был предложен в 2007 году В.И. Стародубовым и В.О. Флеком.
Проанализируем сравнительные показатели совокупных расходов на здравоохранение из государственных и личных средств населения в сравнении с общими показателями Российской Федерации, республике Саха (Якутия), Нерюнгринскому району и поселке Чульман в период 2006-2008 гг.
Таблица 1. Совокупные расходы на здравоохранение из государственных средств и средств населения в 2006 году
| Показатели | Российская Федерация | Республика Саха (Якутия) | Нерюнгрин-ский район | П. Чульман |
Государственные расходы, млн. руб. | Всего расходов | 656046,7 | 7952,8 | 1525,4 | 198,3 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ | 288017,0 | 4146,2 | 811,7 | 115,6 | |
Федеральный бюджет | 93915,9 | 359,5 | 71,9 | 9,0 | |
Федеральный фонд ОМС | 262317,2 | 3348,2 | 620,3 | 71,6 | |
Фонд социального страхования | 11796,6 | 98,9 | 21,3 | 2,1 | |
Подушевые расходы государства, руб. | 4570,4 | 8365,2 | 7954,6 | 7216,9 | |
Расходы населения, млн. руб. | Всего расходов | 352763,6 | 2367,1 | 466,5 | 69,8 |
На платные медицинские услуги | 109732,9 | 466,0 | 99,6 | 12,5 | |
На санаторно-курортные услуги | 36119,7 | 213,3 | 35,6 | 4,1 | |
На приобретение медикаментов и ИМН | 206911,0 | 1687,8 | 331,3 | 53,2 | |
Подушевые расходы населения, руб. | 2469,5 | 2490,1 | 2567,3 | 2251,6 |