Финансирование учреждений здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в разработке методики оценки эффективности бюджетных расходов в учреждениях здравоохранения республики Бурятия. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• анализа основных теоретических положений по сущности и назначению бюджета, бюджетных расходов;
• рассмотрения концептуальных аспектов оценки эффективности бюджетных расходов;
• комплексной характеристики системы здравоохранения Республики Бурятия;
• анализа финансирования системы здравоохранения Республики Бурятия;
• проведения оценки эффективности бюджетных расходов в здравоохранении.

Файлы: 1 файл

Курсовая зравооо.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

 

 

Курсовая  работа

По дисциплине: «Финансы бюджетных учреждений»

На тему: «Финансирование учреждений здравоохранения  »  
  
  
  
  
  
 

Выполнил: студент гр. 183б Шомоев Ю.А.

Проверил: преподаватель

Корытова  Е.В  
  
  
  
  
  
  
  
 

Улан-Удэ

2010

СОДЕРЖАНИЕ: 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 
     

Одной из основных целей государственной социальной политики является формирование эффективной системы здравоохранения, ее ориентация на стимулирование постоянного роста и обеспечение функционирования медицинской сферы. Достижение устойчивости  системы здравоохранения требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов. Повышение результативности бюджетных расходов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области здравоохранения.      

Качество  медицинских услуг является показателем экономического и социального положения государства. Результат экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, насколько бюджетная политика государства адекватна современным требованиям.     

Начиная с 2005 года перед контрольными органами поставлена задача выявлять в ходе проверки не только нецелевое использование  бюджетных средств, нарушение бюджетного, гражданского и трудового законодательства РФ, но и производить оценку эффективности использования бюджетных средств. Однако в настоящее время такая оценка контрольными органами проводится далеко не всегда. Виной тому отсутствие методики проверки эффективности расходования бюджетных средств. Эта проблема была отмечена в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 «О Бюджетной политике в 2008 – 2010 годах». В нем Президент РФ по поводу создания эффективной системы управления государственными финансами отметил, что финансовый контроль в малой степени затрагивает вопросы эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента, а его результаты практически не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений. Следовательно, в ближайшее время при проведении мероприятий финансового контроля действия контрольных органов в большей степени будут направлены на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств.     

Таким образом, на сегодняшний день одна из самых актуальных тем в сфере государственных финансов – реформирование системы здравоохранения, который предполагает эффективное и рациональное использование бюджетных средств не только при разработке стратегических государственных программ, но и в первую очередь при их реализации. Организация рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества.      

Цель  курсовой работы состоит в разработке методики оценки эффективности бюджетных расходов в учреждениях здравоохранения республики Бурятия. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • анализа основных теоретических положений по сущности и назначению бюджета, бюджетных расходов;
  • рассмотрения концептуальных аспектов оценки эффективности бюджетных расходов;
  • комплексной характеристики системы здравоохранения Республики Бурятия;
  • анализа финансирования системы здравоохранения Республики Бурятия;
  • проведения оценки эффективности бюджетных расходов в здравоохранении.

 

     Объект  исследования – система экономических  отношений, возникающих при финансировании здравоохранения.     

Предмет исследования – эффективность бюджетных  расходов в здравоохранении.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ     

1.1. Характеристика системы  здравоохранения в Российской  Федерации 

 
     

Здравоохранение представляет собой особую сферу  деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи. В законе РФ  №5487-1 «Основы законодательства РФ  об охране здоровья граждан» отмечено, что государство гарантирует каждому человеку доступность медико-социальной помощи и социальную защищенность в случае утраты здоровья. Данные принципы свидетельствуют о том, что изначально государством гарантирован лишь определенный объем медицинских услуг.     

Реализация  указанных принципов осуществляется в специально создаваемых для  этих целей субъектах хозяйствования, представляющих собой сеть учреждений здравоохранения. В соответствии единой номенклатурой (приказ министерства здравоохранения и социального развития РФ  от 7 октября 2005 г. №627) все государственные и муниципальные учреждения здравоохранения сгруппированы в следующие блоки:

  1. Лечебно-Профилактические
  2. Учреждения здравоохранения особого типа
  3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
  4. Аптечные учреждения

 

     В России развивается бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения.     

Основными задачи, которые решались при переходе к ОМС в РФ, были:

  1. привлечение в систему здравоохранения дополнительных средств на основе взносов организаций на ОМС;
  2. повышение эффективности использования расходов здравоохранения за счет перехода к системе договорных отношений между заказчиком и ЛПУ;
  3. повышение качества медицинской помощи и обеспечение защиты прав потребителей за счет включения в систему независимого посредника в лице страховых медицинских организаций (СМО).

 

     ОМС имеет принципиальные отличия от других видов страхования.     

Во-первых, средства фондов ОМС предназначены  для оплаты медицинских услуг, а  не для производства выплат в денежной форме.     

Во-вторых, организационные функции при  оплате услуг выполняют коммерческие организации – страховые медицинские компании, являющиеся страховщиками населения.      

В–третьих, при страховании задействованы средства бюджетов, т.к. органы исполнительной власти выступают страховщиками неработающего населения.     

Модель финансовых потоков можно представить следующей схемой:       

 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                                

 Схема 1. Модель финансовых  потоков      

Утверждаемая  ежегодно Программа государственных  гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи определяет минимально необходимые объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы, необходимые для их выполнения. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.     

Программа включает в себя:

  1. виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно;
  2. медицинскую помощь, предоставляемую в рамках базовой программы ОМС;
  3. медицинскую помощь, предоставляемую за счет средств бюджетов всех уровней;
  4. нормативы объемов медицинской помощи;
  5. нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
  6. подушевые нормативы финансирования Программы.

 

  За счет средств федерального бюджета оказывается:

  1. специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях;
  2. дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая учреждениями здравоохранения муниципальных образований, предоставляющих первичную медико-санитарную помощь.

 

     К компетенции субъектов РФ (по ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 и законодательство по разграничению полномочий между различными уровнями власти1) относят следующие вопросы, связанные с управлением и организацией здравоохранения:

  1. разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;
  2. организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных) и формирование соответствующих расходов бюджетов субъектов РФ;
  3. организация обязательного медицинского страхования (ОМС) неработающего населения;
  4. организация оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;
  5. развитие учреждений здравоохранения субъектов РФ; их материально-техническое обеспечение;
  6. разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающих территориальные программы ОМС;
  7. установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении;
  8. координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

 

     К вопросам местного значения муниципальных районов  и городских округов относятся:

  1. развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
  2. организация оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
  3. организация оказания скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной) гражданам;
  4. финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения.

Таким образом, финансовое обеспечение мероприятий  по оказанию скорой медицинской помощи является расходным обязательством муниципального образования, а по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи — расходным обязательством субъектов РФ.

    1. Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения

 

     Финансирование  здравоохранения может быть частным  и государственным.     

Источниками средств для оплаты медицинской помощи служат индивидуальные доходы граждан и средства работодателей. Граждане по собственному желанию приобретают страховки для себя и для членов своей семьи. Полисы добровольного медицинского страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания медицинскую помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие соплатежи. Страховки могут приобретаться индивидуально или коллективно — обычно лицами, работающими в одной организации. Коллективные страховые программы могут оплачиваться полностью или частично за счет средств работодателя. Наличие и условия оплаты медицинских страховок выступают в таких случаях предметом коллективного соглашения между работодателем и профсоюзной организацией и/или одним из элементов индивидуального контракта, заключаемого работодателем с каждым работником. Те, кто не имеет страховки, вынуждены в случае заболевания пользоваться медицинской помощью на условиях полной оплаты оказываемых услуг либо заниматься самолечением2.     

Добровольное  медицинское страхование осуществляют частные страховые организации, действующие на коммерческой основе. Для частной системы финансирования здравоохранения характерна сильная  конкуренция между страховщиками. Они предлагают различные виды страховых программ, имеющих разную стоимость и разные условия оказания медицинской помощи. Виды и объемы медицинских услуг, которые могут получить застрахованные, зависят от того, сколько они или их работодатели заплатили за частную страховку. При этом страховщики обычно дифференцируют тарифы страховых взносов в зависимости от возраста страхующихся, а иногда и в зависимости от перенесенных ими ранее заболеваний. Таким путем осуществляется учет риска заболеваемости в цене страховки. Страховые программы могут также различаться и по возможностям выбора врачей и медицинских организаций, которые они предоставляют застрахованным. Более дорогие страховки предусматривают право застрахованного лица обращаться к любому врачу и быть госпитализированным в больницу по его собственному выбору. Другие страховки, имеющие меньшую цену, ограничивают такие возможности.     

Страховые медицинские организации аккумулируют взносы застрахованных и из этих средств  оплачивают их лечение. Разница между  суммой собранных взносов и расходами  на оплату услуг врачей и медицинских организаций и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков.      

 

 

     Схема 2. Система  частного финансирования здравоохранения       

Выделяют два основных типа государственных  систем финансирования: система обязательного  медицинского страхования и система бюджетного финансирования здравоохранения. Рассмотрим их подробнее.     

Источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы, которые в обязательном порядке  уплачивают определенные категории  страхователей. Страхователями работающего населения выступают сами работающие и/или их работодатели. Государство обязывает их производить взносы на обязательное медицинское страхование, устанавливаемые обычно в виде фиксированного процента к фонду оплаты труда. В России взносы на ОМС работающих делают работодатели.      

Страховые взносы за неработающее население выплачиваются из средств государственного бюджета или внебюджетных фондов. Например, взносы за лиц старше трудоспособного возраста перечисляются пенсионными фондами, а за безработных — фондами занятости.   

 

 

     Схема 3. Система обязательного медицинского страхования       

Страховщиками в системе ОМС выступают специализированные страховые организации. Во многих странах  это негосударственные некоммерческие фонды. В России функции страховщиков в системе ОМС выполняют одновременно негосударственные коммерческие страховые организации и государственные фонды ОМС.     

Перечень  видов и объемы медицинской помощи, получение которых гарантируется  застрахованным в системе ОМС, определяются государством в национальной программе ОМС. Эти обязательства увязываются с размерами страховых взносов, которые обычно устанавливаются законодательным путем. Страховщики имеют право предлагать своим клиентам более широкую программу ОМС и соответственно устанавливать более высокие размеры взносов3.     

В обязательном медицинском страховании, в отличие от добровольного, размеры  взносов не связаны напрямую с  оценкой индивидуального риска  заболеваемости и с объемом медицинской  помощи, которую застрахованный может  получить. Размеры страховых взносов увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном масштабе — в расчете на все категории застрахованного населения. При этом возникает проблема неравенства возможностей финансирования медицинской помощи застрахованным в разных страховых фондах. Страховщик в системе ОМС обязан страховать всех лиц, живущих на данной территории или имеющих определенную профессию независимо от их возраста и здоровья. Однако распределение лиц по риску заболеваемости неравномерно по территории страны и по сферам деятельности. Поэтому неизбежны различия в возрастной структуре и в состоянии здоровья застрахованных у разных страховщиков. Следовательно, будут существенно различаться и необходимые расходы на оказание медицинской помощи в расчете на одного застрахованного, которые должны производить страховщики.      

Информация о работе Финансирование учреждений здравоохранения