Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Реформы в области здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны главным образом с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать.

Оглавление

Введение
Глава I. Роль и значение здравоохранения в государстве
1.1. Необходимость, сущность и значение здравоохранения
1.2. Здравоохранение как система: общие принципы.
Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ
2.1. Планирование расходов на здравоохранение
2.2. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения
2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ
ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ
3.1. Современное состояние финансирования здравоохранения в РФ
3.2. Недостатки и пути развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ГЛАВА I, II.docx

— 59.16 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский государственный университет

 технологий и управления

ФГБОУ ВПО ВСГУТУ

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил:  Студент гр. 559-1

                                                                     Наталин Егор

                                                                     Проверила: Романова Т.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Роль и значение здравоохранения в государстве

1.1. Необходимость, сущность и значение здравоохранения

1.2. Здравоохранение как система: общие принципы.

Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ

2.1. Планирование расходов  на здравоохранение

2.2. Пути оптимизации расходов бюджетов на учреждения здравоохранения

2.3. Финансирование системы обязательного медицинского страхования в РФ

ГЛАВА III. Современное состояние, недостатки и пути развития финансирования здравоохранения в РФ

3.1. Современное состояние  финансирования здравоохранения  в РФ 

3.2. Недостатки и пути  развития здравоохранения в РФ

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реформы в области  здравоохранения на всем протяжении истории современной России связаны  главным образом с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта  проблема является комплексной и  требует ответа на целый ряд вопросов, в частности где взять средства (источники финансирования), в каких объемах и как их наиболее рационально использовать.

Актуальность объект предмет задачи реализация задач

Впрочем, первый вопрос относится к разряду риторических. Казалось бы, на оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные услуги (не говоря уже о средствах, поступающих от пациентов, минуя кассу учреждения). Однако если вспомнить, что и бюджеты различных уровней, и фонды медицинского страхования (как обязательного, так и добровольного) формируются за счет соответствующих налогов и страховых взносов (или опять же целевых налогов), которые платит налогоплательщик (он же пациент), то источник в конечном итоге оказывается один.

Администрации же различного уровня, выделяющие средства из бюджета, и страховщики, оплачивающие счета  медицинских учреждений, получив  у населения деньги, выполняют  функции покупателей медицинских  услуг – по сути, посредников, которым  граждане поручили распорядиться переданными  средствами, чтобы затем удовлетворить  свои потребности в медицинской  помощи.  
Таким образом, на первый план выходит вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить. С учетом закона воспроизводства объем финансирования системы здравоохранения должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской помощи населению. В последнее время мы все чаще говорят о бюджетировании, ориентированном на результат. Под результатом, очевидно, следует понимать не только те или иные объемы медицинской помощи оказанной согласно Программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, но и состояние здоровья населения.  
К чему приводит недофинансирование здравоохранения в России? Стремление сохранить определенный уровень оказания медицинской помощи заставляет компенсировать имеющийся дефицит за счет пациентов. Хорошо известно, что расходы населения при обращении за медицинской помощью во многих регионах составляют значительную величину: это могут быть выплаты в адрес лечебно-профилактических учреждений или непосредственно медицинскому персоналу, через систему платных услуг или нелегально, как в виде денежной оплаты, так и через косвенные затраты (дополнительные расходы на питание, мягкий инвентарь, транспорт и др.), что способствует развитию теневой экономики в здравоохранении.  
Не вызывает сомнения тот факт, что ресурсное обеспечение и финансирование здравоохранения сегодня не удовлетворяют потребностей отрасли, а это приводит к снижению качества медицинской помощи, сокращению ее гарантированных объемов, увеличению числа платных медицинских услуг за счет уменьшения бесплатных и в конечном итоге влияет на показатели состояния здоровья населения.  
Следует сказать и о недостатках в распределении имеющихся средств. В основу реформирования экономической модели отечественного здравоохранения был заложен переход от преимущественно централизованной одноканальной системы финансирования к децентрализованной многоканальной. В результате значительно возросшее количество финансовых потоков привело к естественному уменьшению средств, доходящих до лечебно-профилактических учреждений, что объясняется затратами на содержание субъектов систем здравоохранения и медицинского страхования, потерями при многократном прохождении финансов через банковские структуры, а иногда и их нецелевым использованием. Следовательно, нужно не только увеличить объем ассигнований на здравоохранение, но и сократить количество финансовых потоков в этой системе.  
В качестве примера можно рассмотреть проблему возмещения затрат на оказание медицинской помощи неработающему населению. На сегодняшний день указанные средства по принципу общественной солидарности взимаются с налогоплательщиков в бюджет, из которого местная администрация, выступающая в роли страхователя неработающего населения, производит соответствующие платежи в территориальный фонд ОМС. В данной ситуации целесообразным (и предварительные расчеты это подтверждают) было бы увеличение страховых взносов, поступающих непосредственно в фонды ОМС, за счет включения в них расходов на оплату медицинской помощи неработающему населению с соответствующим сокращением налогов и освобождением местных администраций от функций страхователя.  
Принятая в рамках системы ОМС территориальная модель финансирования, когда средства аккумулируются в территориальных фондах, привела, по сути, к дискриминации населения в зависимости от места проживания. Финансовое обеспечение ПГГ на душу населения даже в рамках федеральных округов различается в 2,5 раза, не говоря уже об отдельных субъектах РФ, где этот показатель достигает 10–15 раз. Причем обусловлена такая разница отнюдь не страховым риском, то есть заболеваемостью населения и обращаемостью его за медицинской помощью, а экономическим положением той или иной территории и ее налогооблагаемой базой.  
Следует отметить и целый ряд специфических особенностей прохождения финансовых потоков на разных этапах системы. Так, объем средств, получаемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования от страхователей, регламентирован единым для всей страны размером страхового взноса и зависит от экономического развития данного региона, количества зарегистрированных страхователей с определенным фондом заработной платы, а также их финансовой дисциплины – он не связан с состоянием здоровья населения, проживающего на данной территории, и его потребностью в медицинской помощи. В свою очередь, страховщики получают средства из фондов ОМС уже по подушевым нормативам, величина которых определена на каждой конкретной территории и обусловлена численностью населения и объемом средств, аккумулированных в территориальном фонде, с учетом количества застрахованных в данной страховой медицинской организации. Финансирование же медицинских учреждений осуществляется, как правило, по тарифам за медицинские услуги и в значительной степени отражает реализованный спрос населения на медицинскую помощь, что практически не учитывается при финансовом обеспечении территориальных программ ОМС.  
Для обеспечения устойчивого функционирования всей системы и более рационального расходования весьма ограниченных ресурсов здравоохранения требуется очень четкое взаимодействия, особенно финансовое, между всеми субъектами системы ОМС. Сложившееся положение усугубляется и существующим способом оплаты медицинских услуг в системе ОМС, при котором объем средств, получаемых лечебно-профилактическим учреждением, зависит от количества оказанных услуг и тарифа на них. Очевидно, что, будучи заинтересованными в повышении дохода, лечебно-профилактические учреждения, не имеющие возможности повлиять на величину тарифа, вынуждены увеличивать количество услуг, поскольку финансирование осуществляется по принципу «деньги следуют за пациентом». В результате складывается парадоксальная ситуация, когда в условиях ограниченных ресурсов стимулируется затратный тип функционирования отрасли, а сохранение и укрепление здоровья населения становится для медицинских учреждений экономически невыгодным, не говоря уже о повышении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.  
В решении описанной проблемы определенную роль может сыграть дифференциация тарифов при любом способе оплаты в зависимости от эффективности работы. Однако такой подход требует изменения существующей правовой базы и создания действенной системы оценки качества медицинской помощи на территории с четким распределением полномочий между медицинскими учреждениями, органами здравоохранения, различными субъектами медицинского страхования. В основу такого распределения можно положить составляющие понятия «качество медицинской помощи»: качество структуры (материально-техническая база), качество процесса (медицинские технологии) и качество результата (исход лечения), а также непосредственно те задачи и функции, которые стоят перед каждым субъектом здравоохранения.  
Существует точка зрения, согласно которой, наряду с бюджетным финансированием и системой ОМС, необходимо непосредственное долевое участие пациента в оплате медицинской помощи: это приведет к сочетанию принципов общественной солидарности и личной ответственности населения за сохранение своего здоровья. Здесь предлагаются два варианта: медицинские накопительные счета или платежи населения. В первом случае речь идет об именных банковских счетах, средства с которых могут использоваться для оплаты медицинской помощи, во втором – о непосредственной оплате определенной доли от стоимости лечения при обращении в лечебно-профилактическое учреждение. Однако вопрос об участии пациентов в оплате медицинской помощи требует не только определения размера такой доплаты и ее способа, но и соответствующего правового обеспечения, включая введение льгот для социально незащищенных категорий населения.  
В целом же необходимы научное обоснование объемов ресурсного обеспечения и прежде всего финансирования оказания медицинской помощи исходя из потребностей в ней всего населения, предоставление равных прав различным группам граждан, не допуская дальнейшего социального расслоения и какой-либо дискриминации в зависимости от занятости, возраста, характера заболевания, места жительства или работы и т.д., научный подход к экономике здоровья и повышение эффективности использования имеющихся ресурсов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Роль и значение здравоохранения в государстве

1.1. Необходимость, сущность  и значение здравоохранения

Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение  заболеваний. Оно выполняет две  основные функции - экономическую и  социальную. Экономическая функция  состоит в восстановлении трудоспособности работников. Социальная функция заключается  в формировании здоровья человека, увеличении продолжительности его  жизни. Развитие здравоохранения ориентировано  на обеспечение надлежащего состояния  окружающей среды, создание благоприятных  условий труда, быта и отдыха, современное  оказание полноценной медицинской  помощи больным, предупреждение возникновения  болезней и распространение их среди  населения.

Здравоохранение является основным предметом изучения социальной политики. Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования  социально-экономических условий  жизни общества и отношений между  его социальными группами.

Общей целью здравоохранения  является улучшение показателей  здоровья населения (снижение общей  смертности, заболеваемости, инвалидности, уровня младенческой и материнской  смертности), что способствует увеличению средней продолжительности жизни населения и, в конечном итоге, улучшению медико-демографической ситуации в стране.

При разработке государственных  программ для улучшения доступности  и качества медицинской помощи в  качестве приоритетных направлений  развития национальной системы здравоохранения  определены:

• преодоление различий в обеспечении медицинской помощью  городского и сельского населения;

• повышение доли финансирования первичной медико-санитарной помощи населению;

• развитие высокотехнологичных  видов медицинской помощи;

• внедрение современных  технологий управления здоровьем женщин и детей;

• развитие профилактических и реабилитационных технологий и  формирование у населения навыков  здорового образа жизни;

• совершенствование медицинской  науки и медицинского образования.

Задачами здравоохранения  являются:

1. Предоставление населению медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных организациях здравоохранения;

2. Проведение государственной  политики в области охраны  здоровья населения;

3. Формирование здорового  образа жизни населения;

4. Обеспечение санитарно-эпидемического  благополучия населения;

5. Организация научных  исследований, внедрение достижений  науки и техники в медицинскую  практику.

В процессе формирования основ государственных гарантий обеспечения качества медицинской помощи (услуги) можно условно выделить следующие этапы: первый – этап формирования; второй – организационный; третий – совершенствование.

На каждом этапе развития системы здравоохранения разрабатываются  соответствующие потребностям, объему и структуре медицинской помощи (медицинских услуг), правовые и организационно-методические основы управления качеством медицинских  услуг.

Государственное регулирование  как система организационно-правовых методов нацелено на оптимизацию  деятельности медицинских работников и максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинской помощи.

Развитие рыночных отношений  в сфере государственного здравоохранения  оправдано усилием принципа суверенности потребителя медицинских услуг, возможностей его активного воздействия  на качество услуг.

При всём многообразии подходов бесспорной характеристикой качества экономического роста является его  социальная составляющая. Исходя из предоставленных  подходов, критерием экономического роста в настоящее время выступает  не темп роста производства товаров  и услуг, не темп накопления капитала, а то, насколько улучшается и обогащается  жизнь человека, увеличивается его  социальная защищенность, возрастает уровень и качество жизни населения  страны и человеческого капитала. Несоразмерность между этими  показателями требует корректировки  темпов роста на коэффициент расхождения  между ними.

В свою очередь социальная составляющая активно влияет на экономический  рост, динамику ВВП. Без эффективной  занятости, организации системы  социальной защиты, мощных стимулов к  труду, качественной системы образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг.

В рамках выбранной страной  социально ориентированной рыночной модели отношений правительство  стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение  демографической ситуации с целью  расширенного воспроизводства населения  страны; достижение ощутимого улучшения  материального положения и условий  жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.

1.2. Здравоохранение как  система: общие принципы.

Для анализа системы здравоохранения  и выявления общих подходов к  ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые  определяют цели и задачи здравоохранительной  политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом,

  •   все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья
  •   меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг,
  •   более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды.
  •   некоторые виды деятельности и  услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

Таким образом, понимание  того, что представляет собой система здравоохранения может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, так как бы не рассматривалась система здравоохранения - более узко или более широко, оказание медицинской помощи пока остается, во всяком случае, ее основой. Традиционно вклад медицинской помощи в поддержание здоровья населения оценивает в 20 процентов, отдавая решающую роль образу и условиям жизни, экологии, питанию и т.д. Однако в последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности в связи с развитием новых технологий возможно, больше. В связи с этим появилось понятие «смертей, которые можно избежать». Это важно, так как обеспечение доступа к медицинской помощи – своевременно и качественно — это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как другие включают сферу личной жизни человека, на которую влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием систем здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей  системы здравоохранения является обеспечение права на охрану здоровья и возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно  и своевременно.

Информация о работе Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения